Приднестровский тупик 2017 года

Военный Эксперт Иван Крапива
  ПОЗИЦИЯ РОССИИ

  "Мы последовательно выступаем за суверенитет и территориальную целостность республики, сохранения её вне блокового и нейтрального статуса ",- заявил Владимир Путин на совместной пресс-конференции президентов России и Молдовы в Москве.
  Мы обстоятельно обсуждали вопрос приднестровского урегулирования.Наметившиеся в 2016 году некоторые позитивные подвижки в переговорном процессе, будут безусловно способствовать доверию между сторонами конфликта.
  Необходимо стремиться к поиску  приемлемой государственно-правовой модели урегулирования, на основании общепризнанных норм международного права.
  Россия готова по прежнему выступать посредником  и гарантом соблюдения договорённостей, которые могут быть достигнуты между сторонами", -подчеркнул Владимир Путин.

  ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА МОЛДОВЫ ИГОРЯ ДОДОНА

  Политическое урегулирование в Приднестровье может быть достигнуто в ближайшие 2-3 года, считает президент Молдовы Игорь Додон.

  «К сожалению, в начале 2000-х мы уже один раз упустили возможность решения этой проблемы… Мы считаем, что в нынешней геополитической ситуации развивается новая возможность для того, чтобы этот вопрос начали решать, чтобы в ближайшие годы, надеюсь, за 2-3 года мы достигли политического урегулирования приднестровского конфликта», — заявил Игорь Додон на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

  «Я думаю, что общей платформой для объединения Молдовы и политического решения приднестровской проблемы будут являться следующие принципы:
 
  Первый — это сохранение государственности республики. Из-за этого все начиналось в начале 90-х, я уже говорил про идею объединения с Румынией.
  Я думаю, что первый принцип, основа, на которой мы будем объединять всё это, — это защита государственности и права на самоопределение Приднестровья в том случае, если Молдова теряет государственность. Кстати, такой же принцип есть у Гагаузии. У нас есть автономия Гагаузия. В законе об автономии написано, что если Молдова теряет государственность, то Гагаузия имеет право на самоопределение», — отметил политик.
  Второй - соблюдение нейтралитета Молдовы.«Никаких процессов вхождения в НАТО и подобного — это должно быть категорически запрещено. Либо пусть решения по таким вопросам — по военным блокам — принимаются, только если все согласны. И Кишинёв, и Гагаузия, и Тирасполь.
  Третий — это стратегическое партнерство с Россией. Это не только двустороннее партнёрство, что очень важно.
  Эти три принципиальных момента, конечно, будут служить основой. Я понимаю, что по третьему вопросу будет сложнее. Что касается защиты государственности — в Молдове 85% населения выступают за. Если здесь добавить Гагаузию и Приднестровье, то будет 90—95%. Остальные хотят объединения с Румынией. По нейтралитету у нас 85% категорически против НАТО. По ЕвразЭС (ЕАЭС) и ЕС — здесь почти что на равных. Если в Гагаузии 97%, если в Приднестровье — 100%, то в Молдове 55% на 45%. Я понимаю, что по этому вопросу у нас будет определённое обсуждение. Но вот на такой основе мы можем двигаться вперед. Я думаю, что мы должны найти здесь компромисс", — подчеркнул Игорь Додон.

  ПОЗИЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ МОЛДОВЫ

  Демократическая партия Молдовы не поддерживает идею президента Игоря Додона и социалистов о федерализации страны. Как считают в ДПМ, это может повлечь за собой раскол в обществе.
  Демократы утверждают, что приднестровский конфликт можно решить лишь путем переговоров в формате 5+2. В опубликованном пресс-релизе ДПМ уточняет, что поддерживала и всегда будет поддерживать целостность Республики Молдова.

  После заявлений главы государства в Москве, лидер ДП, Влад Плахотнюк сказал, что правление не допустит денонсирования Соглашения об ассоциации с ЕС.
«У Молдовы только один внешний вектор – европейский. И эту правду мы должны говорить с поднятой головой при любом визите за рубежом, потому что нашей стране не нужно давать противоречивые сигналы внешней политики.
  В связи с намерением президента Игоря Додона денонсировать Соглашение об ассоциации РМ и ЕС, не только будем блокировать любые попытки, но и ускорим внедрение таким образом, чтобы выгоду ощущали в дальнейшем как можно больше людей. Соглашение хорошее, уже дало и еще даст результаты», объяснил Плахотнюк.

  ПРИМЕЧАНИЕ:
  Парламент Молдавии XX созыва выборы в который, состоялись 30 ноября 2014 года

  «Партия социалистов Республики Молдова»
Кол-во депутатов в Парламенте -24, что составляет  23,76% от общего числа депутатов.
  «Демократическая партия Молдовы»
Кол-во депутатов в Парламенте -19, что составляет  18,81% от общего числа депутатов.
  «Либеральная партия»
Кол-во депутатов в Парламенте -13, что составляет  12,87% от общего числа депутатов.
  «Либерально-демократическая партия Молдовы»
Кол-во депутатов в Парламенте -12, что составляет  11,88% от общего числа депутатов.
  «Партия коммунистов Республики Молдова»
Кол-во депутатов в Парламенте -7, что составляет  6,93% от общего числа депутатов.

  Президент Республики Молдова Игорь Додон занимает первое место в рейтинге молдавских политиков, к которым граждане испытывают наибольшее доверие,
об этом свидетельствует опрос Ассоциации социологов и демографов, опубликованный в понедельник 16 января.

  О своем доверии Игорю Додону заявили 49,7% граждан. Таким образом, каждый второй гражданин доверяет Игорю Додону.

15,6% доверяют Майе Санду. На третьей строчке расположился Андрей Нэстасе с 9,4%.
Далее следуют Ренато Усатый (5,2%), Владимир Воронин (5%), Мариан Лупу (3,8%).


  ПОЗИЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ МОЛДОВЫ

  Федерализация Молдовы фактически означает признание Приднестровья. После этого оно получит право на выход из состава РМ. Такое мнение в интервью радиостанции «Свободная Европа» высказал председатель либеральной партии Молдовы Михай Гимпу.
  Он считает, что единственным приемлемым путём для Молдовы является интеграция в Европейский союз в виде унитарного государства.
  По его словам, Россия сегодня использует Приднестровье не только для того, чтобы попытаться предотвратить присоединение Молдовы к Румынии, но и для того, чтобы создавать помехи в европейской интеграции РМ.
  «До тех пор, пока существует Приднестровье и связанный с ним конфликт, Россия рассчитывает, что этой интеграции не произойдёт. Я надеюсь, однако, что Европа примет во внимание то, что мы не можем жить, оглядываясь на интересы РФ», – сказал Гимпу.
  По его мнению, не имеет никакого значения, будет ли Приднестровье официально признано или не признано – оно существует как таковое.
  «И его легче отдать, чем взять обратно. Однако ни Европа, ни другие значимые страны в мировой политике не станут мириться с укреплением позиций Приднестровья. Если оно будет признано, регион станет второй версией Калининграда, а значит, ещё более опасным для Европы, чем сейчас», – полагает молдавский политик.

  ПОЗИЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОЛДОВЫ

  Вице-премьер Георгий Бэлан прокомментировал заявления президентов Молдовы и России Игоря Додона и Владимира Путина по теме приднестровского урегулирования на пресс-конференции по итогам встречи со спецпредставителем председателя ОБСЕ Вольфом Дитрихом Хаймом.

  Заявления, сделанные в Москве Додоном и Путиным, и их видение урегулирования конфликта он назвал их личным мнением. «Статус региона необходимо выработать в рамках формата “5+2” и обсудить с гражданским обществом. Должно быть функциональное государство», — сказал Бэлан.

  Он также отреагировал на заявления российского и молдавского президентов о меморандуме Козака, подписывать который в 2003 году в последний момент отказался тогдашний молдавский президент Владимир Воронин. «Тот факт, что отказались от плана Козака, указывает на то, что [в нем] были высокие риски для функциональности Молдовы как государства», — сказал Бэлан. По его словам, если учесть все плюсы и минусы, то план Козака был не лучшим решением.
 
  ПОЗИЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА  МОЛДОВЫ

 Президент может отклонить кандидатуру министра, предложенную главой правительства, лишь один раз. Если премьер предложит ту же кандидатуру повторно, президент обязан ее одобрить.

  Такое решение принял Конституционный суд (КС), рассмотрев запрос по этому поводу Либеральной партии (ЛП),передает newsmaker.md со ссылкой на unimedia.md.

  «Президент Республики Молдова может отказаться только один раз назначать министра, при этом объяснив свое решение. Премьер-министр может второй раз предложить ту же кандидатуру, и в этом случае  главе государства должен ее принять. Неисполнение президентом своих обязанностей нарушает принцип разделения ветвей власти. Поэтому политическая воля президента не должна мешать премьер-министру осуществлять свои полномочия. Главе правительства принадлежит основная роль при назначении и замене министров», — сказал глава КС Александр Тэнасе, объявляя решение суда.

  Либеральная партия обратилась в Конституционный суд 10 января с просьбой истолковать положения пунктов 4 и 6 ст. 98 Конституции, в которой говорится, что в случае необходимости кадровых перестановок или вакансии должностей в правительстве президент Молдовы освобождает от должности и назначает некоторых членов правительства.

  Либералы решили обратиться по этому поводу в КС  в связи с отставкой  министра обороны Анатола Шалару, который был назначен на эту должность по квоте либералов, оговоренной между партнерами правящей коалиции. Либералы хотят предложить новую кандидатуру на должность главы минобороны и решили перед этим выяснить конституционные границы полномочий президента.
  СПРАВКА:
  Председатель Конституционного суда Республики Молдова Александр Тэнасе не считает проблемой тот факт, что большинство судей КС обладают, как молдавским гражданством, так и румынским.
По словам Тэнасе, наличие двойного гражданства не мешает представителям высшего закона страны выполнять свои профессиональные обязанности. Об этом глава Конституционного суда заявил в программе «ПриЛюдно» на телеканале Accent TV.

  Тэнасе уточнил - Европейский суд по правам человека постановил, что любой закон, который запрещает двойное гражданство или тройное, противоречит Европейской конвенции по правам человека. А так как мы являемся членами Совета Европы, то согласно этому решению, было изменено все молдавское законодательство, позволяя тем самым быть гражданином нескольких государств, сообщил глава КС.

  ВСТРЕЧА  ПРЕЗИДЕНТОВ МОЛДОВЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ 4 января в Бендерах

 Президент Республики Молдова Игорь Додон отметил, что впервые с 2008-го года состоялась подобная встреча. Глава государства выразил надежду, что в нынешнем году постепенно будут решаться накопившиеся вопросы и проблемы.

  Игорь Додон подчеркнул, что опираясь на поддержку и доверие народа, оказанное на прошедших выборах по обе стороны Днестра, есть все предпосылки для того, чтобы 2017-й год был успешным для совместной работы по улучшению состояния дел в отношениях между Кишинёвом и Тирасполем.

  Руководитель Приднестровья Вадим Красносельский положительно оценил состоявшуюся встречу, отметив, что она имеет ознакомительный характер и является хорошим началом для сотрудничества в решении конкретных вопросов, касающихся простых граждан по обе стороны Днестра.

  ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПРИДНЕСТРОВЬЯ ИГОРЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО

  На заседании совещательного собрания первых приднестровских депутатов глава государства проинформировал первых депутатов об итогах встречи с президентом РМ, прошедшей 4 января в Бендерах.

  Он акцентировал внимание на том, что встреча прошла по инициативе молдавской стороны и носила по большей части ознакомительный характер.

«Но мы всё-таки озвучили основные вопросы, которые интересуют приднестровских граждан. Самый главный принцип мой в этой встрече заключался в том, что я не вижу необходимости обсуждать политические вопросы. Потому что у нас статус определён – это независимость ПМР.

 Я глубоко убеждён в той мысли, что гарантия нашей безопасности – это наша независимость. Только на независимой основе мы сможем отстоять наши правовые интересы в непростой геополитической обстановке, которая складывается вокруг Приднестровья», - подчеркнул Красносельский.

  «Политики в своих решениях не должны ущемлять права граждан как Приднестровья, так и Республики Молдова. Мы должны найти компромисс таким образом, чтобы облегчить жизнь гражданам», - заявил Красносельский.

  По его словам, было найдено понимание по целому ряду вопросов. В первую очередь это отношение к миротворческой операции, реализуемой уже почти 25 лет на Днестре под эгидой России.

  «Я увидел понимание со стороны молдавского президента, который тоже понимает, что формат нельзя менять, и все эти заявления горячих политиков о зелёном коридоре и т.д. беспочвенны и провокационны. И я говорил о том, что если мы потеряем российских миротворцев на берегах Днестра, то мы можем превратить и Молдову, и Приднестровье в горячую точку», - отметил президент.
 
  ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ УКРАИНЫ
 
  Украина намерены подготовить до конца года совместный план вывода российских военных и вооружений из Приднестровья. В частности, он предусматривает создание для этих целей так называемого зеленого коридора по украинской территории.

  Об этом договорились министр обороны Украины Степан Полторак и министр обороны Молдавии Анатол Шалару, сообщает телеканал "112 Украина". Кроме того, обе стороны выразили желание, чтобы миссия проходила под эгидой ОБСЕ и ООН.

  ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТОВ УКРАИНЫ

  «Освобождение Донбасса надо начинать с зачистки Приднестровья. Молдова официально требует вывода оккупационных российских войск — там около 1200 оккупантов плюс небольшая группировка наемников из местных жителей. Очень важно, что эта инициатива делается совместно с украинским министром обороны.

  Приднестровье зажато между Украиной и Молдовой — при полной блокаде обеих сторон эта оккупированная российской армией земля быстро вернется под контроль законных властей. Украина, таким образом, полностью устранит угрозу с южного направления и обезопасит Бессарабию.

  Дальнейшее существование российской военной базы полностью зависит от согласованных и целенаправленных действий властей Украины и Молдовы. Пора кончать с бандами, которые продолжают держать открытую контрабандную дыру на границе Украины. Думаю, надо ввести на нашу территорию вокруг Приднестровья молдавских таможенников и пограничников, и пропуск любых людей и грузов совершать исключительно с согласия законных властей Молдовы.

  Если российские военные не будут выведены — они превращаются в законную мишень. Так что «зеленый коридор» для оккупантов — это еще не самый плохой вариант. Пора гнать их домой», — написал Бутусов на странице в фейсбуке.

  ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТОВ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
 
  у молдавского экспертного сообщества, похоже, Додон не найдет понимания. Кишиневские политические эксперты и представители гражданского общества, прежде всего из тех, кто близок к действующей власти и к правым партиям, осуждают президента РМ, среди прочего, за то, что он призывал признать вину молдавских властей в разжигании войны 1992 года. И практически все они против каких-либо существенных компромиссов в отношениях с Приднестровьем.

  В общем, на наш взгляд, несмотря на оптимистичный настрой после первой встречи, Игорю Додону и Вадиму Красносельскому предстоит преодолеть немало сложностей, чтобы добиться какого-то видимого результата в 2017 году. И сложности эти будут исходить от молдавской стороны. Может случиться так, что Додону будет гораздо труднее договариваться с «собственным» правительством и парламентом в Кишиневе, чем с Приднестровьем.
 Экспертное мнение. 18.01.2016 https://www.youtube.com/watch?v=Q8aosqaigU0

 ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТОВ РОССИИ
 
  Политический аналитик доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов  в целом позитивно оценил возобновление после 8-го перерыва контактов между Приднестровьем и Молдовой на уровне президентов, однако призвал не переоценивать итоги данной встречи и помнить, что глава молдавского государства обладает достаточно урезанными полномочиями и вынужден ориентироваться также и на позицию других политических сил.

  «Полномочия президента Молдовы не таковы, чтобы принимать любые даже самые благородные решения единолично. Они сильно ограничены парламентом и правительством, где у действующего главы государства есть оппонент», – считает Маркедонов.

  По мнению аналитика чего точно не стоит ожидать от Игоря Додона в ближайшей перспективе – это отказа от парадигмы так называемой «реинтеграции» и признания Приднестровья в качестве самостоятельного государства.

  «Социалисты не могут себе позволить пойти на отказ от идеи территориальной целостности страны, поскольку их поддержка была обеспечена, в том числе, и благодаря надеждам избирателей на мирное решение проблемы Приднестровья совместными усилиями с Москвой», – отмечает эксперт.

  В результате, по мнению учёного, сторонам необходимо избегать, как завышенных ожиданий), так и выдвижения якобы «всеобъемлющих» планов и проектов.

 ПОЗИЦИЯ ВОЕННОГО ЭКСПЕРТА И.КРАПИВЫ

  Обсуждать сегодня так называемую "третью корзину" - политический статус Приднестровья не предоставляется возможным по ряду причин:

 Первая - среди правящих политических партий Молдовы, нет единого мнения о  политическом статусе Приднестровья и согласованного плана урегулирования конфликта на Днестре.
 Вторая - Молдова есть парламентская республика. Между ветвями власти  президент-правительство и президент - парламент имеют место противоречий и жёсткого противостояния.
 Третья - на сегодня общество непосредственно Молдовы разобщено, о чём  свидетельствует  последний опрос Ассоциации социологов.  Президенту Республики Молдова Игорю Додону  испытывают наибольшее доверие 49,7% граждан. Исходя из этого, проведение референдума на обоих берегах Днестра  "О статусе Приднестровья и  политической модели Молдавии"  не будет иметь 100% поддержки  граждан, даже если граждан Приднестровья не имеющих гражданства Молдовы допустят к голосованию.
 Четвёртая - в  августе 2009 года четыре  партии  Молдовы  сформировали коалицию под названием Альянс «За европейскую интеграцию» куда  вошли  Либерал-демократическая партия, Либеральная партия, Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова». Они  поставили перед собой общую цель: европейская интеграция и продвижение курса сбалансированной, последовательной и ответственной внешней политики Молдовы. Среди данных партий нет представителей из Приднестровья.
  Пятая - Молдова  27 июня 2014 года в лице премьер-министра Юрий Лянкэ, со стороны ЕС — главы Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и председателя Евросовета Херман ван Ромпей подписали соглашение об ассоциации в ЕС без проведения референдума по данному вопросу, в то время как Приднестровье в этом не участвовало. Помимо того  ранее 17 сентября 2006 года в Приднестровье прошёл референдум, где жители проголосовали за независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации.
  В контексте вышесказанного премьер-министр Молдовы Павел Филип отметил, что правительство подготовило план действий по европейской интеграции на следующие два года. «На заседании в среду правительство утвердит новый план действий по реализации Соглашения об ассоциации, над которым проведена большая работа и с коллегами из Брюсселя, но и с коллегами в каждом учреждении здесь, в Кишиневе. Это план действий на период 2017-2019 гг.
  Шестая - исходя из заявлений звучащих из Европы в лице генсека альянса Йенс Столтенберга  что, "Страны-члены НАТО никогда не признают «независимость» самопровозглашенного Приднестровья", нужно понимать что федерализация  Молдавии в Европе широкой поддержки не найдёт.
  Седьмая - позиция заинтересованных сторон в частности нынешней Украины, в свете ситуации в Крыму и на востоке Украины, направлена не на урегулирование конфликта на Днестре, а решение проблем возникших вследствие евромайдана.

 Вывод: Исходя из выше изложенного Приднестровье в ближайшие годы ожидает всё тот же "Отложенный статус".
  Однако,  я  твёрдо уверен  в том, что Игорю Додону удастся сплотить  вокруг себя народ  всей Молдавии, а приднестровский народ получит свой выстраданный десятилетиями   статус на основании общепризнанных норм международного права. 

  ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА СПУСТЯ
Вадим Красносельский назвал инициативу президента Республики Молдова Игоря Додона о представителях Приднестровья в парламенте РМ популистской. Такое заявление Вадим Красносельский сделал 25 апреля во время встречи с членами республиканского «Совета ветеранов войны труда и вооруженных сил Приднестровья».

Вадим Красносельский напомнил, что по итогам двух встреч с Игорем Додоном была достигнута договоренность начать работу по целому пакету проблем экономического и социального характера, не затрагивающих политическую сферу. «Я сразу поставил условие уйти от каких-либо дискуссий по поводу статуса Приднестровья. Наш статус определён народом — это независимость», — отметил президент.

По словам Вадима Красносельского, для того чтобы продемонстрировать готовность к компромиссу, Приднестровьем был сделан ряд шагов по разрешению целого спектра проблем. «Решили именно те проблемы, которые долгие годы молдавской стороной политизировались. Это работа школ с румынским языком обучения на территории Приднестровья… Решен вопрос по миграции, причём не в отношении только молдавских граждан, а в отношении всех иностранных граждан… Решен вопрос по спорным землепользователям в Дубоссарком районе», — рассказал президент.

Также для урегулирования проблемы политически мотивированного уголовного преследования Приднестровье в рамках жеста доброй воли прекратило 10 уголовных дел возбужденных в отношении представителей властей и правоохранительных структур РМ, ожидая ответного шага со стороны Молдовы.

Однако, по словам Вадима Красносельского, представители РМ не продемонстрировали готовности к диалогу и поиску компромиссных решений, продолжается практика нарушения ранее достигнутых договоренностей. При этом Молдова намерена уже в этом году разместить на приднестровско-украинской границе сотрудников своих силовых структур, что может нанести значительный ущерб экономике Приднестровья и является также угрозой безопасности.

«Наряду со всеми этими проблемами, которые я обозначил, эта (инициатива Игоря Додона — прим ред.) чистый такой популизм и пыль в глаза», — отметил Вадим Красносельский в беседе с ветеранами.

«Мы не делим приднестровцев на граждан Молдовы, Украины, России. У нас есть приднестровский народ. Так вот, приднестровский народ по закону Молдовы не может участвовать в выборах на территории Республики Молдова. Поэтому мы действуем строго в рамках нашей Конституции и приднестровского законодательства. И раз по закону Молдовы приднестровский народ не может участвовать в выборах, то он и не будет участвовать. Думаю, это справедливо», — резюмировал президент.

О том, что интересы Приднестровья в молдавском парламенте должно представлять «пять-шесть» депутатов (5% от общего числа парламентариев) Игорь Додон заявил в конце прошлой недели в вечернем эфире телеканала RTR-Moldova, обсуждая реформу молдавского избирательного законодательства.

Демократическая партия Молдовы выступила с инициативой перейти от пропорциональной системы выборов в парламент страны к одномандатной. Против этого выступили практически все оппозиционные партии РМ.

Игорь Додон предложил компромиссный вариант — смешанную систему, при которой 51 депутат будет избираться по партийной системе еще 50 — по одномандатной, «5;6» из числа которых, по задумке Додона, должны представлять интересы Приднестровья. По словам президента РМ, это позволит Приднестровью создать свою фракцию в молдавском парламенте.

При этом Либеральная партия, набравшая на выборах в 2014 году из всех партий, прошедших в парламент, меньше всего голосов, получила 13 депутатских мандатов — в два раза больше, чем Додон предлагает Приднестровью.

В 1990 году количество депутатов представляющих в Верховном Совете МССР интересы жителей Приднестровья было более многочисленным — 60 из 394 парламентариев (15% от общего числа депутатов Верховного Совета МССР). Тем не менее, им не удалось добиться отмены ранее принятого дискриминационного закона «О функционировании языков», предотвратить утверждения Декларации о суверенитете и провозглашения румынского триколора государственным флагом Молдовы. Как вспоминает один из депутатов последнего созыва Верховного Совета МССР, а в последствии первый президент ПМР Игорь Смирнов, мнение представителей Приднестровья большинство молдавских парламентариев просто не учитывало.

«Внутри парламента, в зале, все было предрешено, по-моему ещё до открытия сессии. Нам даже рта не давали раскрыть. Пару раз попытавшись выступить и не получив слова, мы опять предпринимали попытки. Но и они, как правило, были тщетными. А уж и если и давали вставить несколько реплик, то при голосовании они не предпринимались в расчёт. Какой уж там учёт мнений меньшинства! Что же, спрашивается, делать было в таком парламенте?», — отмечается в мемуарах Игоря Смирнова «Жить на нашей земле».

 ДЕСЯТЬ  МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ

Вы уже два раза встречались с молдавским президентом. О чем-то удалось договориться?

– Первая наша встреча состоялась 4 января текущего года. На ней я сразу обозначил нашу позицию: мы готовы обсуждать с Кишиневом гуманитарные, экономические, культурные вопросы, от которых зависит жизнь простых людей. Но к политическому диалогу Молдова и ПМР пока не готовы. К сожалению, я не увидел с молдавской стороны встречного желания решать какие-либо вопросы вообще.

На сегодняшний день приднестровская сторона решила пять конкретных вопросов в отношениях с Молдовой. Была упрощена система миграционного контроля: вопросы прописки, временного проживания и получения вида на жительство теперь решаются быстрее и проще. Было снято напряжение по школам с обучением на румынском языке на нашей территории. Упорядочены вопросы землепользования. Мы снизили налоги физическим и юридическим лицам Молдовы, которые находятся на нашей территории. И мы в одностороннем порядке прекратили уголовные дела в отношении должностных лиц Молдовы, которые были у нас заведены.

Естественно, мы ждали встречного движения. Однако его нет. Сегодня мы готовы решить еще целый блок вопросов в интересах граждан и правого, и левого берега Днестра. Ждем реакции с молдавской стороны.

Почему попытка наладить диалог с Додоном оказалась неудачной?

– К сожалению, Игорь Николаевич избрал неверный, на мой взгляд, путь: не решение конкретных проблем, а провозглашение политических лозунгов. За несколько последних месяцев он уже три раза поменял формат решения так называемой приднестровской проблемы. Вначале, еще в январе, он в присутствии президента Путина говорил о федерализации, потом – про автономию, а сейчас он уже говорит о неком «особом статусе». Что такое «особый статус»? Я знаю, что такое федерация, что такое автономия. А понятия «особый статус» в теории государства и права не существует. «Особый статус» – это резервация, без прав приднестровского народа на жизнь, без языка, без флага, без своей экономики, без своей валюты. Он нас абсолютно не устраивает.

Если Игорь Николаевич готов решать экономические, культурные, гуманитарные вопросы, давайте их решать. Не готов – прямо и честно об этом скажи. Не надо прикрываться политическими лозунгами.

Если уж говорить о статусе, о федерализации или об автономии, то я хочу задать вопрос молдавским коллегам: а готовы ли к этому вы сами? Есть Конституция Молдовы, которая не предусматривает данные формы отношений. Есть закон 2005 года об «особом статусе» Приднестровья, где полностью ликвидируется наша государственность, без всяких прав. Есть Закон о языке, в котором нет ни молдавского, ни украинского, ни русского, которые являются официальными языками в Приднестровье. Они готовы это поменять? Да нет, наверное. О чем тогда говорить?..

Поэтому надо сейчас решать конкретные проблемы, от которых зависит жизнь людей. Вот мое предложение: открыть мост через Днестр в районе села Бычок. Это давняя больная проблема. Этот мост соединит транспортную логистику между Молдовой, Приднестровьем, Украиной и югом РФ. Великолепное решение! Я могу гарантировать неиспользование этого моста в военных целях. Все хорошо, все разумно, и молдавская сторона изучает данный вопрос. Дай бог, чтобы мы этот мост открыли.

Источник: