где у революции начало?

Жукова Евгения Викторовна
               
«На углу напротив оперного театра стоит толстая тётка с раскрытой сумкой и в полный голос 5-6 часов кряду поёт акапелла тоскливые украинские баллады. Прохожие, не отанавливаясь бросают в сумку мятые гривни. Мне показалось, что это и есть их Украина, так сказать живой символ. Вечно ноющая, побирающаяся, тем не менее, откормленная и монументальная.»

Не секрет, что сейчас главная политическая тема не Америка и не Сирия. Главная политическая тема в России – Украина. По десять раз на дню с экранов телевизоров и радиоприёмников звучит слово «майдан». Не знаю обсуждают ли в других регионах России пассажиры автобусов события в Украине,- в Крыму обсуждают. Бурно и эмоцонально. В итоге приходят к выводу, что «хорошо, что Россия вернулась». Мы, крымчане – народ общительный, открытый и очень любознательный. Многоэтничность Крыма сформировала в нас умение «понимать, принимать и вникать», при этом не теряя своего. Мы в этом родились и выросли.

И вот это желание «понять» и толкнуло меня в 2009 году на путешествие по Украине.  38 часов на поезде не показались мне непреодолимым препятствием, и я собралась в путь. Почему я заговорила об этом сейчас? А вот почему. Перебирая свои архивы, я нашла дорожные заметки из этого «турне». И, как водится, уселась читать среди груды папок и блокнотов. И ко мне пришло понимание того, что всё началось не с этой пресловутой площади в Киеве – майдана Незалежности (площади Независимости), а гораздо, гораздо раньше. И началось всё именно с того конца Украины, с которого я и начала своё путешествие. Хочу поделиться с вами своими тогдашними наблюдениями и сегодняшними выводами.

«Средства массовой информации, зачастую, формируют превратное общественное мнение о межнациональных и внутринациональных культурных и языковых разногласиях и антагонизмах. Постулаты, рождённые на пустом месте и на почве собственного идеалистического представления о мире, не есть истина. Следовательно, нужно ехать и смотреть своими глазами, слушать своими ушами и делать свои выводы».      
«И я поехала. Что меня сразу удивило – это проводница. Симпатичная, приятная с виду пани говорила со всеми только по-украински с галицийским акцентом и на мою просьбу принести чай, пару-тройку секунд решала, понимать ли ей мой русский, или нет. Именно решала. У неё прямо на лице было написано. Меня это неприятно поразило. Ну, не понимаешь ты русский, скажи, мне несложно и на твой язык перейти».
   
Вообще-то на Украине к крымчанам всегда относились «кривовато». Мы всегда для них были кацапами, офигенными богатеями, живущими исключительно обманыванием и обдиранием последней шкуры с курортников, да к тому же, живущим у моря в вечноплодоносящих мичуринских садах. И вся беда и забота у нас – это татары, которых украинцы боятся на генетическом уровне. В продолжение своей поездки, у меня только ленивый не спросил,- «У вас же там (в Крыму) татары. Страшно, наверное? Как вы с ними?». Первые 3-4 собеседника получали обстоятельный ответ, последние – «номально». Когда я говорила, что у меня справа живут армяне, снизу евреи, напротив татары, а моя начальница кубанская казачка и меня меньше всего волнует их национальность, потому, что во мне самой намешано их пять, и вообще, в Крыму эта тема абсолютно неактуальна и никого не волнует, я видела скептические улыбки и неверящие буравчики глаз».

Мои соседи по купе шахтёрская семья из Червонограда. И муж и жена оба работают в шахте. Задаю кучу вопросов. Ответы:
«При Советах у нас и сахарный завод был, химкомбинат. Всё работало. Жили богато. Сейчас ничего нет, ни работы, ни денег. Зарплату 3 месяца не платят. Город разрушается – шахтные выработки проваливаются. Говорят, закроют шахту».

Сейчас я думаю,- значит, не Янукович виноват? Не с него всё началось, а с того, что Советы кончились. И с того далёкого 2009 до бурного 2013 ничего не поменялось и не стало лучше, всё так же печально  тащилась разруха по Незалежной.
Первое, что меня поразило на подъезде к собственно Западной Украине – это бескрайние поля.

«Бескрайние-то они бескрайние, только поделены на кусочки, полосочки и лоскуточки. Этакое лоскутное одеяло: лоскуток пшеницы, лоскуток свеклы, лоскут кукурузы, полосочка капусты… Забавно, но грустно. Украина, сшитая из лоскутков и огрызков окраин соседних государств».
Удивило меня «вдоль дорог, на перекрёстках и автобусных остановках   неисчислимое количество часовенок, храмов, костёлов, придорожных крестов, статуй матери Божьей, ангелов… Всё это пышно украшено цветами, лентами, рушниками и ещё Бог знает чем. Какое- то извращённое язычество».
«А вот и Львов. Вокзал. Хотела купить газету на русском. Нашли не очень свежую про инопланетян, экстрасенсов и прочую хрень. Спасибо, не надо».
Сейчас, наверное, и этого нет.

«Львов-город с большой буквы.. Плотная, почти осязаемая энергетика. Обжитый, намоленный город. Когда-то перекрёсток торговых путей Европы. В архитектуре чувствуется влияние всех наций и народностей, - готика. Барокко. Ренессанс, нео…, нью… Красиво, мощно, но… ветшает и рушится. Ощущение утраты, умирания красоты».
Ничего не изменилось. Львов продолжает умирать. Ставят бетонные латки на базальт, штукатурят мрамор и красят камень «под камень». Разрушение цивилизации, её символов и памятников начинается с «разрухи в головах», разрухи по имени «революция».

«В общественном транспорте плакатики, обучающие правильно говорить на украинском. Наверное, это правильно. Западные области Украины имеют свой особый диалект, культуру, менталитет. Ощущение целостности нации не оставляет сомнения в том, что мы разные. Они не плохие и не хорошие, -они другие. Не такие открытые и неразборчиво-общительные, как крымчане. В маленьких городках, ближе к польской границе, слыша русскую речь, поглядывают украдкой, а узнав, что я из Крыма, с трудом прячут любопытство. Чувствую себя выхухолем в зоопарке. Смешно и жутковато».
Это я тогда так пыталась «толерантить» свои записки. На самом деле, хотелось спрятаться.

«Население давно и прочно ориентировано. Мы – украинцы, украинцы-мы. Всё, что отторгается Юго-Востоком Украины, что вызывает споры, скандалы, муссируется в прессе и по ТВ,Здесь является частью истории, частью жизни. Меня повергли в шок улица Героев УПА, Барельеф на стене посвящённый Шухевичу, шапка Степана Бандеры в музее. Всё это вызывает у западных украинцев уважение и трепет. Совсем другая Украина. К слову сказать, Херсонщина отличается от Крыма так же, как и от западной части Украины своим мироощущением. Создаётся ощущение, что каждая из областей Украины является совершенно отдельным государством со своей идеологией, историей (или её интерпретацией), своим языком и культурой».

И время это доказало. И теперь я ясно вижу откуда, из каких краёв поползла на всю Украину эта националистическая муть. Львовщина стояла за Ющенко. Стояла потому, что он помог всеми средствами этому региону взлелеять национальные обиды и построить на этом идеологию. Западные украинцы религиозны до фанатизма. И это использовано в полной мере. Холёные и отутюженные католические священники для них и пасторы и советчики. Даже кружевные стринги под сутаной Галицию не волнуют.
«Когда ехала на запад, (чего греха таить?) думала, что на меня набросятся завзятые хохлы с криками «Кляти кацапы!». Ан, нет! Всё гораздо сложнее и, если честно, страшнее. Общество фанатично нетолерантное, - или вливайся и ассимилируйся, или пошёл вон. Никаких «вместе», никаких «по-соседски», Никаких «живём в одной стране». Монолит, глыба, страна, этнос. После трёх дней общения с местными меня уже даже не удивило, когда 27-летний парень сказал,- «Лучше бы мы под немцем остались. Работа была бы. Советы всё поломали». И уж совсем не тронула абсолютная зависть к крымчанам, «богующим у моря», к донецким шахтёрам с работой и зарплатой, Лимит моих «обмороков» исчерпан».

Кстати, тогда там не говорили «Слава Украине». Здороваясь, говорили «Слава Иисусу», и отвечали «Навики слава». Меня тогда удивило, что на улицах, особенно в маленьких городках очень мало мужчин. Мне объяснили, что почти все на заработках в Польше, в Венгрии, в Румынии. Что сейчас изменилось? Ничего. Они всё так же на заработках.

И сейчас по прошествии времени, для меня очевидно кому нужен был этот европейский безвиз, откуда пополз этот оголтелый национализм и желание «царюваты». Я вернулась домой с кучей фотографий.  С некоторых мои друзья, да и я тоже посмеивались, а зря. Афиши «Дни Петлюры в Украине» нас развеселили и никому не пришло в голову, что эти дни были только во Львове, и вся Украина об этом ещё не знала. Не знала, что критические дни у неё не за горами.
 
Читаю свои выводы по результатам моей поездки. Неожиданные даже для меня самой выводы. Напомню – это 2009 год.

«Крым никогда исторически и ментально не являлся территорией Украины. Сейчас Крым – автономная Республика. Государство. А фактически, колониальная подстилка под ногами украинского гетьмана. Республика с разграбленными библиотеками, прихватизированными украиной землями и предприятиями. Украинские националисты нам навязывают свою культуру, свой язык, свои обычаи. Крымчане – это сообщество наций, неразрывно связанных друг с другом. Сообщество создавшее свою особую культуру жизни и культуру общения. Особую нацию – крымчане. За одно то. что президент Ющенко на всю страну 3 раза назвал крымчан крымчаками, стоило бы взорвать Перекоп. Посему я лично объявляю свою маленькую автономную забастовку-войну. С 1 августа 2009 года я не понимаю ни слова по-украински, не приемлю украинскую культуру, литературу в форме навязывания и категоричности (как будто у Украины есть для нас другая форма).
Украинцы захватчики и колонизаторы. Украина не наше государство. Крым – не Украина!»

Вот так. Потом была Херсонщина, облезлая и нищая, потом Днепропетровщина с потухшими трубами заводов, потом …

А потом мы как-то жили и надеялись на лучшее вместе со всеми разными украинами, а потом пришёл песец и ушёл Крым, взорвался Донбасс…
Есть у Революции начало, нет у революции конца.

 
Для публикации на сайте http://novo24.ru/
Псевдоним Аглая Птица