Творчество и новые друзья Грига. Продолжение

Людмила Дементьева
В 1872г. Шведская академия искусств признала  Эдварда Грига и назначила ему пожизненную пенсию.  Ему почти 30 лет.  Теперь Григ может писать свою музыку, не отвлекаясь на  уроки с учениками. 

Вскоре пришло интересное предложение от талантливейшего писателя НорвегииГенрика Ибсена.(1874г.)Он предложил Григу написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Григ закончил партитуру в  апреле 1875г. Премьеру назначили на 24 февраля 1876г. Она имела огромный успех.«Песня Сольвейг» исполняется лучшими женскими голосами и будет постоянно любима. Простота и искренность, естественность делают её близкой к народной.Имя Грига и ассоциируется с «Песней Сольвейг». Очень тонко чувствовал сюиту из "Пера Гюнта" Сен - Санс. Он писал :"Она вся грация и свежесть, как и обычно сочинения этого автора".И в наши дни музыка Грига к постановка "Пер Гюнт" становится популярнее самой пьесы.

Интересные отношения сложились с  Ибсеном. Этот  немногословный и неприступный человек, казалось, рождён без эмоций. Он мог пригласить кого – то из друзей на прогулку и не промолвить ни слова. Сначала общение шло через письма, позднее Ибсен пригласил Грига к себе в гости.  И вот в 1884г. Нина Григ исполняет несколько песен на тексты Ибсена. « Лёд растаял! Ибсен со слезами на глазах стал пожимать нам руки, не в силах почти ничего вымолвить. Он пробормотал что – то о том, что это и есть понимание» - вспоминал Григ.

Личная жизнь Григов никак не налаживалась после потери дочки.  В одном из писем Нина писала о дочке: «Она была красивым, милым ребёнком, развитая и умная; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду сесть за рояль. Особенно любила она слушать Шумана. Вы, наверное, улыбнётесь – но именно так это и было.»  Супруги на время расставались. В 1884г. они воссоединились и отправились на  гастроли  Рим.  Возвратившись, продали дом в Бергене, купив усадьбу в пригороде. Григ назвал её  «Тролльхауген» - «Холм троллей». Композитор полюбил этот дом. Он любил посидеть с удочкой.  Покидал этот дом он лишь для турне.  С Ниной они побывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. У Грига был талисман – глиняная лягушка. Григ  обычно поглаживал её – и концерты имели невообразимый успех.

В 1887г. Эдварда и Нину пригласил на встречу Нового года русский скрипач Адольф Бродский.(1851 – 1929) Бродский преподавал в Московской консерватории, был профессором Лейпцигской консерватории.  Для нас особенно интересно, что  Григ с Бродским  играл свою новую скрипичную сонату в Германии.  Ангажементы получить не удалось, играли без гонорара. И как объясняет эту «глупость»  Григ? – «…он попросил меня об этом, а он играет так опьяняюще, так сверх всякой меры великолепно, что совершенно увлекает меня за собой».    В это время в Лейпциге был и П.И.Чайковский. Как вспоминал об их встрече Чайковский? «Вместе с Григом вошла в комнату, где мы собрались, слегка седеющая женщина, наружностью похожая на него, такая же маленькая, тщедушная и симпатичная. Это была жена его, приходящаяся ему двоюродной сестрой, чем и объясняется их сходство…она оказалась превосходной, хотя никогда не учившейся, певицей*; во – вторых, я редко встречал более сведущую и образованную женщину, между прочим, превосходно знакомую с нашей литературой, которой и сам Григ очень интересуется; в третьих, я очень скоро убедился, что г – жа Григ так же благодушна, кротка, детски  чиста и незлобива, как и её знаменитый супруг». Вот такую полную характеристику  друзьям (позднее  они подружились) дал наш Пётр Ильич! Великий русский композитор высоко ценил музыку своего норвежского  друга. Григ даже собирался приехать в Россию.  Григ подарил Чайковскому фотографию с надписью: «От Вашего горячего поклонника».

Да простит меня мой добрый читатель:  жизнь Грига так интересна, что хочется говорить о нём бесконечно! Природа и трудолюбие так богато одарили Грига! Он и прекрасный пианист! Газета в Нью – Йорке находит в его игре «…что – то сверхъестественное, что –то эфирное в его ударе  и  в стиле его исполнения… Он всё играл с величайшей деликатностью, непривычно привлекательным, мягким и нежным туше, которого я никогда раньше не слышал…  Особенно поразила меня  непринуждённость его игры левой рукой… мне никогда прежде не приходилось слышать,чтобы «ответы» в левой руке игрались так выразительно».

Эдвард Григ обладал и талантом  прозаика. Так, он писал о Моцарте, о природе. Он так красиво описывает в письме Нине закат солнца! – Это просто объяснение в любви! Читаем!  «Эта дикая пучина моря, на которую нисходящее солнце бросало свои чудеснейшие лучи, лежала распростёртой перед нами. Бесконечная водная поверхность… пустынные поляны, окружённые сосновыми и еловыми лесами, - всё было окрашено в мечтательные лиловые тона, и над этим феерическим миром небесный свод возвышался, освещённый неведомым могущественным пожаром. Словно сражённые безымянной силой, сидели мы  безмолвно, всматриваясь во всё это великолепие… Если бы мне суждено было-моя любимая!– когда–нибудь остаться с тобой  наедине во время такого праздника природы!».. В 1905г. Григ издаёт автобиографическую повесть «Мой первый успех».Интересны его обращение к певицам: Главное – богатство чувств. Искусство – это «излишек тоски и желаний, которые в жизни нельзя выразить иным способом». Это мы читаем в его письме к лучшему и ближайшему другу Бейеру 27 октября 1886г. Он считает, что сочинять без эмоций – значит писать сухую музыку.

Вспомним о болезни Грига.   Проблемы с лёгкими обостряются.  Но  интенсивная музыкальная деятельность продолжается. В 1907г. они с Ниной отправляются на музыкальный фестиваль в Англию. В родном Бергене они дожидались корабль до Лондона. Там Григу стало хуже. Скончался он 4 сентября 1907г. в Бергене.

Закончим  на признании Грига, в чём его гениальность. На закате жизни он писал:  «Не думаю, чтобы к сочинению песен у меня было больше таланта, чем к другим жанрам музыки. Как же случилось, что именно песням принадлежит такая важная роль в моём творчестве? Да просто потому, что я, как и все другие смертные, один раз в жизни был гениальным. Моим гением была любовь. Я полюбил молодую девушку с изумительным голосом и столь же изумительным исполнительским талантом. Она стала моей женой и … единственной настоящей исполнительницей моих песен»…

*Чайковский мог не знать, что в 1860-е г.г. Нина училась у известного
 датского педагога и певца К.Хельстеда.

Фото: 1.Эдвард и Нина в 80-ые годы.    2. Нина и Эдвард в 1903г.

Продолжение: Подарок Грига.  http://proza.ru/2016/03/06/1171