Таково сегодня Богоявление

Ыскер Ывин
«Душевный, но не духовный» - Леонид

О творчестве Льва Николаевича Толстого

Поучительный случай дан нам историей русской литературы 19-века в лице Льва Толстого, который писал исключительно душевные сочинения.

Как известно, Лев имел претензии к официальной Церкви за аморальное поведение многих её  служителей. Результатом стало его моральное учение о христианстве, которое отдалило Льва от Православия времени его творчества. Большинству русских людей это обстоятельство известно и переживается, как отлучение Толстого от Церкви, что не совсем совпадает с оценкой самой Церкви. Говорится, что Лев сам отошёл от Православия, но мы знаем другое.

Лев Николаевич (почитайте пояснения его к «Крейцеровой сонате») гениальный писатель и его богоискательство значительное для русского человека, когда мы касаемся душевной жизни человека. Увлечение Льва Николаевича можно назвать протестантской ересью на русской почве. Чтобы оставить всё ценное у Толстого для нашего времени и будущего, необходимо не смешивать душевную жизнь и духовную её составляющую. Именно это имеется в виду в эпиграфе.

Духовным дополнением учения Толстого может вполне быть учение Ф.М. Достоевского (тоже ересь протестантского типа на русской почве, но иного склада).

В общем и целом для русского человека, литература 19-го века есть религиозная философия, современное звучание которой вполне пророческое. Россия уже давно вынашивает новую онтологию, онтологию фундаментальную, как её предсказал Мартин Хайдеггер в своём творчестве 20-го века. Такая оценка утвердится в течение предстоящих около двух веков именно глазами Хайдеггера.

Сама литературная форма русской философии будущего есть её дидактическая ценность. Мы будем философствовать именно в литературной форме. То есть и 20-ый век даст свой вклад в философию на русской литературной форме; и всегда теперь неизменно эта форма есть форма самой философии в народной массе. Читающий человек – философ по определению. Аминь.