Современная жизнь как смертельная игра в капитализ

Жарасбек Коргамбаев
Современная жизнь как смертельная игра в капитализм

Вообще капитализм с самого начала характеризовался постоянными кризисами и выживанием. Чтобы жили одни люди, другие должны были выживать. Иначе капитализм существовать не может. С ним можно сделать что угодно и как угодно можно его отшлифовывать, чтобы он блестел как позолоченный купол, он останется капитализмом, в котором большинство людей будут выживать, даже если весь мир озолотится до последних клеток своих мозгов. В самом деле, что такое выживание?

Игра истории или с лишком затянувшаяся игра в богатство? Ведь в современном мире создано настоящее изобилие. И при разумном использовании достижений высокой технологии каждый человек уже мог бы жить намного лучше, чем любой миллиардер. Может быть, уже пора осмыслить жизнь как просто игру, впервые принявшую опасный оборот для каждого отдельного человека? Разве всемирная угроза существованию человека на земле говорит не об этом?

Знает ли кто-нибудь, какое общество в истории развивалось и процветало? Только капитализм. Почему? Потому что только он работал на прибавочную стоимость и все время расширял общественное производство, и безграничный рост прибавочной стоимости субстанциально определял его природу. А те общества, которые главным образом «трудились» и потребляли, а не производили, развивались тысячелетиями. А сегодняшние общества, опустившиеся на уровень потребления и плодящие потребителей благодаря технологии, отбросив все остальное на свалку, этим производят условия своей собственной гибели. И люди должны понять, что то общество, которая умирает таким образом, есть не они, а только социальная форма, от которой они должны освободиться, чтобы спасти себя от гибели и развиваться на новой основе. Мы идем к такому обществу, которое теперь впервые в истории будет работать на человека. И люди должны создать это общество, прекратив игру в несуществующий капитализм.

У нас с самого начала сложилось какое-то презрительное отношение к своему прошлому. И это является следствием того, что мы ослеплены Западом? Но это не общественная точка зрения на историю, а взгляд разрозненных людей, которые еще не освоились с неожиданно сложившейся ситуацией. И прежде чем начать разговор на озаглавленную тему, я хочу лишь на одну минуту остановиться на этом прошлом – на социализме. Мы должны знать в этом отношении истину. Многие помнят, что в советском обществе присвоение нетрудовых доходов сложилось как правило. В потребительском обществе это должно было сложиться. Со временем это отношение действительно стало массовым. Стало быть, люди учились «делать деньги» еще «в пеленке». В эту игру должны были втянуться все. И втянулись, сами того не сознавая. А к чему она приведет, став всеобщей, думать об этом всем было недосуг.

Многие указывали и до сих пор указывают на государство. Но государство не тождественно людям, работающим в государственном управлении. Государство есть система, существующая независимо от людей и их сознания и стоящая над ними. И оно всегда стояла как рок. И оно ни в коей мере не держится на воле личностей. И если государство от общественных механизмов работы переходит на индивидуальные, то значит, что его функции изменились, и оно функционирует в другом направлении, еще не известном и не осмысленном.

Но нетрудовые доходы и принцип делать деньги существуют и в капиталистических странах. Однако там все это с самого начала увязано с производством и направлено на производство и существует не просто в качестве потребительной стоимости, а стоимости как производственного отношения. Человек, укравший миллион, рассматривал эти деньги как «начальный капитал». Поэтому «делать деньги» там подчинено производству и реализуется как экономическое отношение. Отсюда потребление – форма производная. И деньги – не потребительная стоимость, принявшая самодовлеющий характер, а выражение экономики или товарных отношений. Здесь еще нет игры в обогащение. Деятельность людей слита с капиталом и персонифицирует его, в какой бы форме она не выступала, – индивидуальной или социальной. Из этой рамки человек не может выходить. Этим объясняется тот факт, что гангстерство в Америке каралось не так строго, как убийство человека. Человек там рассматривался как капитал и главная производительная сила. Признаки же разрушения, обусловленные деньгами, оказавшимися в руках людей и не применявшихся уже как капитал, появились в основном только к последней четверти предыдущего столетия. Стало быть, деньги в руках людей работали как экономическая категория и приводили в движение производство, а, следовательно, и общество.

В советском обществе сложилась противоположная обстановка. Человек развитием социализма был освобожден от капитала и полностью охвачен общественным трудом. В качестве же индивидуального труда он не выступал. Вся его зарплата и нетрудовые доходы имели только потребительную стоимость. «Делать деньги», существовавшее скрытно, стало быть, так же подчинялось потреблению. Суть в том, что функцию производства в советском обществе осуществляло государство, а люди были потребителями, им запрещено было заниматься индивидуальной деятельностью с целью наживы. В западном же обществе, пока в силу не вступила техника, заменившая труд человека, человек оставался производителем. А когда же трудовые процессы были механизированы и автоматизированы и люди были вытеснены из непосредственного производства, то они полностью сохранили свои навыки и привычки, активность и инициативу. И в этой обстановке и делать деньги в целом подчинялось экономике, торговле, культуре и т. д. Люди занимались «своим делом». Они не лишались созидательного характера. Они и в торговле делают деньги для того, чтобы развивать «свое дело». Здесь в технологии никакого капитализма нет. Он сохраняется и беспрерывно воспроизводится в «моем деле» как собственническое отношение человека к человеку. В социалистическом обществе «делать деньги» основывалось на спекуляции общественными товарами и с самого начала было направлено против общества и поэтому имело разрушительный характер. Советское государство с этой тенденцией упорно воевало.

Здесь в течение более чем семидесяти лет вырабатывались иные навыки и привычки – потребительные. Вся общество до сих пор гражданами бывшего Советского Союза рассматривается только с точки зрения потребления. Какого-либо другого расклада дел мы до сих пор не знаем, и вряд ли будем знать. Никакая технология не изменила этого отношения. В этой системе люди работали только на общество, воплощенное в государстве. И первое, что следует подчеркнуть, – люди уже не хотели работать на общество, и у них сложилось негативное отношение к общественному труду – труду административно-командному. Стало быть, деньги уже отказывались работать на общество, раз зарплата уже не удовлетворяла людей, и не работали и другие стимулы. Государство дает трещины и внутренне разлагается. Уже в советском обществе начинается самая настоящая игра в обогащение. И все завершилось тем, что в постсоветском обществе начинается грандиозная игра в капитализм. На почве иностранного капитала. И именно для постсоветских стран эта игра оказалась смертельной.

Но что должны были делать миллионы людей советского общества с этими своими «навыками и привычками», с этими своими отношениями к обществу и друг к другу, когда они вступили в рыночное общество, стремительно разрушив социализм? Ведь для того, чтобы разрушать, не надо иметь особого таланта. А играть, как играют на верху избранные, может научиться каждый. Отсюда и сам тот факт, что социализм с точки зрения людей не выходил за рамки потребления, а в капиталистическом обществе, напротив, люди оставались производителями (в силу чего здесь сохраняются экономические стимулы, побуждавшие людей к труду). В советском обществе сразу перешли к деланию денег, положив крест на производство.

Но чтобы потреблять, надо производить, поэтому труд всегда стоит на первом месте. И это свидетельствует, что основой общества всегда была экономика. А в советском обществе вдруг сели на иностранный капитал, развалив свою экономику. Вот так начинается грандиозная игра в капитализм в тот момент истории, когда капитализм исторически закончился в постсоветском пространстве. Теперь заканчивается и капитализм в мире. Теперь весь мир превращается в эту опасную игру. Пойдем дальше, и мы увидим, чем она вскоре завершится и какие еще прелести капитализма нас ждут впереди.

И все это свидетельствует о том, что мы и «они» пока еще находимся на различных уровнях. И с вступлением в рыночное общество люди советского общества полностью сохранили унаследованные от социализма навыки и привычки и ни какими-то другими задатками, а именно ими приступили к «строительству рыночного общества», то есть в игру в капитализм. Таким образом, у людей капиталистического общества «было в крови» стремление делать деньги «своим делом». Они на свет божий появлялись с этой мечтой. И ни собственности и ни собственнического отношения у них никто не потрясал и не расшатывал. А советское общество все это подорвало таким образом, чтобы капитализм сохранился только в их сознании, то есть как чисто индивидуальное отношение. И что же происходит с нашими представлениями? Если история самым жестоким образом расправилась с общественными отношениями собственности, насильственно превратив частную собственность в общественную, то как, дальше ис тория развалится сам а, не сумев справится с этим отношением в сознании людей? Разве мы не видим, как она расправляется именно с этим сознанием, сохранившимся в головах людей? Кого же она сейчас давит и хочет раздавить и кто рыдает? Капиталистическое общество изначально было открыто и всегда открывало просторы для экономического осуществления человека. Поэтому свои заработанные или ворованные деньги они вкладывали в дело. Советских же людей долго и упорно учили тратить свои заработанные (и ворованные) деньги только на потребление, закрывая все пути как раз для этого экономического осуществления человека. Чего стоило труд, труд и еще раз труд, работавший на потребление! И превратить человека прямо в труд, тогда как капитализм их превращал прямо в деньги – это уже не капитализм. Отсюда и делайте выводы, куда должен был пойти человек социалистического общества, после того как ему открылись все дороги для его денежного осуществления, осуществления мнимого? По пути Запада? И если социализм закрыл человеку путь к капитализму – к его экономическому осуществлению, то кто ему откроет путь к его духовному осуществлению? Государство, которое было создано не для этой цели, или люди, наделенные сознанием?