Штирлиц

Константин Меньшенин
 Он был моим кошмаром наяву, этот Штирлиц. Нет, не тот, который гордо шагал по коридорам рейха. Кликуху «Штирлиц» носил один шкет с соседнего двора... Но, обо всем по порядку.
 Дело было в Татарии, в городе Набережные Челны, в прошлом веке, да даже в прошлом тысячелетии… году в 1981- 1982- ом. Мне тогда было 13-14 лет, я состоял в дворовой банде рядовым «воином». Самым благовидным делом, из того, чем мы тогда занимались, были драки. Но, еще не те крутые пацанчики, которые ехали из Набережных Челнов в столицу и там занимались гоп- стопом. Выезды из Челнов для грабежа стали практиковаться уже позже. Дрались, скорее для определения внутренней иерархии в банде. Дома были новые, тогда делали их из панелей очень быстро, для приехавших строить и работать на Камазе со всего Союза. Кварталы пятиэтажек росли как грибы, а в них росли пацаны, то есть мы…
 В нашей банде главными были парни с кличками Карандаш, Фазан и Иваси. Старше нас, простых воинов, на два- три года, они учились в одном ПТУ, («фазанке») на автокрановщиков. Карандаш, (он же за глаза «Нос», по его длинному, замечательному носу) косил под боксера, на ходу, подкручивая внутрь сжатые кулаки. Встречаясь во дворе на сходке, он мимоходом гордо бросал:
- вчера одному мужику «звезды» дал.
Потом рассказывал, что ему не понравилось, как какой- то мужик на него косо посмотрел и за дерзость такову был наказан.
Фазан, презрительно плюнув длинным блатным харчком, подтверждал, что да, было дело. Карандаш «дал в морду» прохожему мужику. Но, перед этим, выбрал мужика поменьше и безобиднее. Это была рисовка, подтверждение своего авторитета. Страдали от этого "бедные мужики" (кто не мог или не хотел ответить ударом на удар), подвергшиеся немотивированной агрессии на улице. Для многих парней эта игра «в авторитеты» закончилась позже решеткой с колючей проволокой.
 Фазан из главарей внешне был самый добрый. Круглолицый татарин, крупнее и спокойнее Карандаша. Иваси выглядел самым чахлым и слабым из троих, но при этом, очень подлый и злокозненный. Он генерировал большую часть бандитских и хулиганских дел. Такой «профессор Мориарти» среди малолетних хулиганов. В общем- отвратительный и опасный тип, прямо как злодей из низкобюджетных боевиков.
 Банда, конечно, громко сказано, скорее "шайка", была изначально дворовой. Из соседних дворов пацанов почти не было. И вот в неё начал внедряться Штирлиц. Не знаю, за какие заслуги он получил эту кличку. Или сам её себе придумал? Это был салага чуть меньше меня ростом, ровесник или на год младше. Внешне, совсем не похожий на артиста Тихонова. При этом борзый и наблатыканный. Его хулиганские манеры вызывали у меня опасение и необоснованный, даже мистический страх. По- хорошему, мне следовало вызвать его на честный бой в «чистом поле» и устроить ему взбучку перед коллективом. Но, то, как он курил, матюкался и при этом цинично цикал (плевался) сквозь зубы, да еще что- то непонятное, останавливало (пугало) меня… Я стал меньше бывать в дворовой компании. Ходил на тренировки, на борьбу, учился в школе и больше был дома. Вольной борьбой я занимался с 11 лет, на соревнованиях занимал третьи места. Практически всегда выходил в финал за третье место и там побеждал. Первые места в моей весовой категории (вес "пера", 45-48 кг) неизменно оккупировал мой одноклассник Виль Зиганшин. Тогда очень сильный и ловкий борец, он и звание КМСа (кандидат в мастера спорта) рано получил. Вилю я проигрывал на пути в финал, никак не мог с ним сладить.
Так вот, время шло, Штирлиц тихой сапой укоренялся в банде. Он приносил с собою яблочное вино, по рубль двадцать за бутылку, и распивал этот шмурдяк  с главарями. Наверное, в виде взятки. Внедрялся, гад пронырливый!
 Помню, как раньше мы пили в подвале нашей пятиэтажки, из утянутых из дома, чайных чашек благородное виноградное вино. По фиолетовому цвету называли его «чернилами». Или пили у Карандаша дома, пока не было его родаков, пиво, принесенное в полиэтиленовом пакете. Главарям не отпускали пиво, как малолеткам, и они просили парней постарше из очереди купить нам, по- свойски. Из трех купленных литров на каждого выходило примерно по стакану пива (которое мы солили и от этого оно пенилось, что для пацанов было мистической химией) и по огромному сушеному лещу. Большая часть дворового коллектива браконьерничали, и сохнущей рыбой были завешаны их шестиметровые балконы. Я в запрещенные места лова на ГЭС не ездил, лишь рыбачил на удочку на притоке Камы- Мелекеске.
 Штирлиц, наверное, чуйкой блатаря чувствовал, что я его избегаю и опасаюсь, и вел себя все более борзо и дерзко. Мой авторитет шатался и был под угрозой...
В один прекрасный день, на тренировке по борьбе, вижу этого самого Штирлица. Ха- ха! Пришел записываться в секцию борьбы. По какой- то причуде судьбы тренер поставил именно меня с ним в пару на спарринг- тренировку. Покажи ему, говорит, как надо работать на тренировке, научи приемам. Взялся я плотно за его обучение. Штирлиц оказался совсем слабаком. Повозил я его рыхлое, дохлое и бесформенное тельце по борцовскому ковру. Кидал, как кусок дерьма, в разные стороны… Видно, получилось все, как нельзя лучше.
На тренировках Штирлиц больше не появлялся, да и в нашем дворе я его почти не наблюдал.
Сейчас думаю: как мог я, борец- разрядник бояться какого- то прокуренного матюкливого пацана с узкими плечами и торчащим животом? А ведь был тогда у меня иррациональный страх.
 Карандаш со товарищи продолжали хвастать, как они "бьют мужиков". Но однажды, вышли какие- то «терки» с соседним двором. Во- время которых старший брат моего одноклассника (забыл уже и как его звали, помню только внешне, бандитский авторитет тоже... О! память принесла из архива его фамилию: "Вардаков") Карандаша то ли отметелил или публично базаром задавил, при свидетелях. Не помню уже, сам не присутствовал, только слышал об этом от Вардакова. Дескать, получил ваш носатый пиндюлей от моего брата!
 С годами, дворовая шайка, наверное, под влиянием злонамеренного подстрекателя и организатора правонарушений Иваси, пустилась во все тяжкие. Я, к тому времени, в этих делах не участвовал. В банде не было такого жесткого кодекса, что "выхода нет". Не "якудза" с "коза нострой" всё же. Я просто «откололся», здоровался, несколькими словами перебрасывался… и все. А их в ментовку таскали на всякие мероприятия. Может и посадили кого, к этому дело шло.
Моя семья переехала в 1984 году на Урал, в Челябинск. В Набережных Челнах больше никогда не был...

Гораздо позже, прочитал в одной умной книге название этого жизненного урока: иди навстречу трудностям и своим страхам, "бори" их в зародыше, пока маленькие.
Такой мой случай со Штирлицем.

П. с. Если кто из парней из моего двора читает этот рассказ, откликнитесь!