О нас

Марина Куфина
                «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи Сил» (Псалом  83)
 
      Первой на путь воцерковления ступила  я, на много лет  раньше, чем моя младшая  сестра. Окрестилась в 18 лет, но воцерковляться начала только в 29, зато со всем неофитским пылом. Открывшийся мне удивительный, радостный мир с Богом,  так манил, что я решительно и круто изменила свой образ жизни, что присуще большинству новоначальных. Конечно, резкие перемены во внешности и в поведении всегда воспринимаются настороженно, и мои близкие не стали исключением из правила.  Только мой муж оставался спокойным, но родителям, особенно  маме,  ужасно не нравилось, что старшая дочь «оторвалась от реальности», и она пыталась всеми доступными методами противодействовать  моим  «опасным заблуждениям». И, скажем прямо, психологическое давление с   ее стороны  было весьма существенным, и мне было очень тяжело находиться в хроническом состоянии противодействия с близким человеком...

    Моя внезапно начавшаяся  «церковность»  казалась родителям временным увлечением, неоправданной блажью.  Но крещение моей  младшей  сестры уже было принято ими более благосклонно.  Так сложилось на тот момент, что обращение к Богу было для нее  последней надеждой в поисках   выхода  из затянувшейся черной жизненной полосы. И действительно, после того, как она крестилась,  все ее тяжелые проблемы вдруг  очень скоро и капитально разрешились, что явилось  буквально чудом, явным и для папы с мамой.

   Постепенно, казалось, родители примирялись с  тем, что дети идут  по другому, непривычному и незнакомому им пути. Папа периодически подсмеивался над нами, но достаточно благодушно. И  тут вдруг крестилась  в Православной церкви и наша мама, что было совершенно  неожиданно для всех.

Надо знать маму, чтобы понять, почему нас  так  поразил ее шаг…

    Два высших естественнонаучных образования, биологическое и психологическое,  подчеркнутая «реалистичность»  мышления  и отстаивание права на «свое мнение» - это то, что для нее очень важно. При этом  мама была убеждена, что церковь требует отречения от свободы выбора, и считала верующих  людей  неоправданными идеалистами,   мечтателями  «не от мира сего», зависимыми от чужих мнений.  И,  вот, чтобы не потерять  близость с детьми, она решила  присоединиться к этому стану «мечтателей», хоть и формально…

   Мы с сестрой, не зная вначале об ее истинных побуждениях к крещению,  очень удивились и обрадовались.  Папу  же ее поступок  глубоко уязвил.

  Хотя отец  по национальности еврей, сам он  совершенно не знает ни догматов еврейской  веры, ни религиозных обрядов.  А о своем еврействе вспомнил потому, что в нем вспыхнуло опасение -   близкие люди скоро пойдут Крестовым походом  против него!  Именно так, в то время,  он и представлял себе главную цель «христиан», не делая  различия между крестоносцами, черносотенцами и православными…

   К тому, что его дочери  ходят в храм, папа  относился, как к нашему  очередному увлечению, хоть и отзывался иногда с сарказмом о нашей неофитской жажде всех просветить: «Что, святее Папы Римского хотите быть?».  Но все же, детям он готов был простить все.

   Но то, что и его супруга вдруг присоединилась к Православию, вызвало в нем бурю чувств, самым сильным из которых была обида – папа воспринял шаг жены, как факт отказа лично от него, «нехристя»…

Однако мама объяснила ему, что к такому шагу ее подтолкнуло  желание  не потерять контакт с детьми.

- Я хочу быть там же, где и мои дочери! Раз церковь для них так важна, то и я должна присоединиться к ней!  – так она ответила папе на его упреки в «предательстве».

  Удивительно, а может, и ожидаемо, но такой  аргумент папу немного успокоил, хотя  на  разговоры о церкви или о вере  у них дома  он наложил табу.  Чтобы не ранить папу и сохранить мир в семье, мама не стала носить нательный крест, и не держит  дома икон. Зато на видном месте у них долго висела  Хамса - иудейский мистический символ. Папа повесил ее только после того, как остался одним «нехристем» среди любимых людей.  По-видимому, присутствие этого символа было  для него  в тот момент душевной опорой,  а именно –  знаком преданности тому, что ему действительно дорого,  памяти  его рода…

  Так все и шло несколько лет, более-менее по накатанной – мою все усиливавшуюся «религиозность» родители по-прежнему считали очередным увлечением, а сестра, крестившись, далее особо не проявляла рвения, и поэтому ее «благоразумие» ставили мне в пример.

   Однако вскоре бабушке с дедушкой привелось  пережить  еще более сильный страх, связанный с Православной церковью,  и вновь  -  из-за казавшегося им  неизбежным,  разрыва   семейных уз…

   Когда моему старшему сыну  было 10 лет, я перевела его из обычной школы в Православную Гимназию, в третий класс. До сих пор не хочется вспоминать, что нам, всем  взрослым членам семьи, пришлось пережить тогда... Если бы было можно, думаю, родители бы со мной развелись и лишили меня родительских прав  – настолько сильным было их негодование и обида на меня, и страх за будущее ребенка!  Они решили, что теперь их горячо любимый внук превратится в святошу, и  категорически и бесповоротно откажется от общения с  некрещеным  дедом!  И я попала под новый град упреков, обвинений в фанатизме и в том, что я «не даю выбора сыну» - ведь теперь  он непременно станет «попом»!

  Очень сложное время было в нашей жизни. Даже мой муж, которого они всегда уважали,  не смог донести до паникеров, что все не так, как им кажется.  А со мной они вообще не могли общаться несколько месяцев.  Мой папа буквально впал в депрессию, сидел и молчал, чем очень напугал маму.

  Я переживала ужасно из-за такой реакции своих родителей, плакала, но ничего изменить не могла и не хотела. Я видела, как  хорошо в этой гимназии  моему  сыну…

   Вскоре и родители «оттаяли», и стали заглядывать в гимназию, чтобы забрать внука после уроков. Каково же было их удивление, когда они увидели, что там учатся обычные дети, и  они вовсе не ходят строем в монашеских одеждах!   Как и в «обычных» школах, мальчишки так же борются на перемене, и девчонки шушукаются, сидя на подоконниках.   И при этом даже мои скептически настроенные мама с папой не могли не признать, что в заведении царит какой-то другой, неуловимый, но отличный от предыдущей школы, дух  мирного сосуществования и радости! А, точнее  говоря, Благодать…

  Завершив  начальное образование  в гимназии,  сын перешел в светскую школу, потому что там создали спорт класс из ребят его  футбольной команды, и перевод  в этот класс был обязательным условием продолжения тренировок.

  Бабушка с дедушкой облегченно вздохнули - все возвращалось в привычную колею, а я вначале очень переживала из-за очередной смены школы. Но время показало, что все было к лучшему – и с атмосферой церковной жизни  ребенок близко познакомился, и не успел потерять благоговения к Церкви, достигнув  «критиканского»  подросткового возраста…

  Эти   события  в нашей семье происходили  много  лет назад.  А каково  отношение к Православию  моих родителей сейчас?

  Мама  по-прежнему скептически относится к возможности собственного воцерковления -  как мне кажется,  просто пока не в силах преодолеть ложный стыд «интеллигентного человека».  Но уже привыкла к факту, что ее детям недостаточно «верить в душе», и  не так сильно боится, что ее внуки будут «белыми воронами» из-за того, что слова « Бог»  и «вера» для них значат больше, чем для многих их сверстников…   Сама  же она всегда спешит заказать  сорокоусты о здравии, когда кто-то из нас сильно болеет, и  заходит в храм, чтобы поставить свечки - ведь в силе соборной  молитвы  она сама уже убедилась не раз…

  А папа наш, как обычно,  переживает за многое,  то только не за то, что мы с сестрой  все  ближе к церкви!

Ведь он видит, что ни  дети, ни внуки,  не отдалились от него, но по-прежнему любят и благодарят  за все!  Он видит реальное действие православной  веры в  жизни своих детей, и признает, что действие это – благотворное.   И  уже не подтрунивает надо мной, что я всегда желаю и детям, и ему с мамой: «Ангела-Хранителя!» перед уходом, и крещу каждого.

  И с недавнего времени  и я все чаще слышу от родителей  слова, сказанные мне вслед: «С  Богом, доченька»…