Педагогические чтения

Анна Куялова Лудза
У нас во вспомогательных школах ввели новый предмет – социально-бытовая ориентировка. «Соцор» - мы сокращали. Были рекомендованы для обучения детей темы: «Почта», «Транспорт», «Банк», «Семейный бюджет», «Гигиена», и т.д.
Потом в Латвии эти уроки называли – "Познание жизни", или «Dz;vas m;c;bas stundas». Этот новый предмет предложили вести мне. Я уже два года работала по этим темам. Однажды, приехав с семинара из Риги, директор сказал, что нашей школе поручено к педагогическим чтениям в Риге написать доклад по нескольким темам. Жена директора Таисия Николаевна себя считала самой умной, даже на педсоветах последнее слово было её, а не директора, я предложила ехать ей и целый год писать этот доклад. Меня поддержали коллеги. Директор возразил, встал и сказал, что поеду я и должна работать над темой «Связь уроков познания жизни с другими предметами». Я стала отказываться, ссылаясь на недостаток опыта и ума. В ответ слышу:

- Если не поедете, мы создадим Вам невыносимые условия работы.

- Ах! Невыносимые условия… Ну что ж, я согласна.

 Над докладом работать было интересно и найти связь моего предмета с математикой и другими предметами было совсем несложно. Сделали слайды.

 Весной поехала защищать свою работу в Ригу. Вернулась в Эзерсалу, все окружили меня и спрашивают:

 - Ну, как прошло? -  Я, закрыв лицо руками, говорю: - Ужас, ужас! Мне было так стыдно! Президиум сидит за трибуной, за моей спиной, а в моём белом джинсовом костюме вся юбка помята сзади.

 - А доклад, доклад–то как?

 - А… доклад? Поеду читать в Москву на Всесоюзные педагогические чтения.
Мне, кажется, коллеги были малость разочарованы.

 Сопровождали меня в Москву пять человек из Министерства и двое мужчин-учителей. Вечером ходили в ресторан «Славянский базар», где когда-то пел Шаляпин. Шик, блеск, красота! Посередине танцзала бассейн с живой форелью. Можно заказать понравившуюся рыбку и тут же ее приготовят. В то время там пели цыгане. Цыган как стукнет плетью, так сноп искр из-под плети – мне было очень интересно. Ночью гуляли по Красной площади. Днём ходили по Арбату – жили недалеко. Жили как при коммунизме – всё бесплатно.

 За мои труды меня наградили Почётной грамотой Министерства образования Латвии. Позже избрали руководителем методического объединения учителей по познанию жизни, а в министерском руководстве была выпущена брошюра о том, кто из учителей Латвии достоин делиться своим опытом работы. Была в брошюре и моя фамилия. Помню, приезжали только несколько человек из Мадоны за моим опытом. Зато потом часто приходилось давать открытые уроки: то шведы приехали, то австрийцы, то студенты из Лиепаи, то семинар учителей Лудзенского района и т.д.

 Работать в школе было интересно и легко до перестройки, а вот как начал набирать силу Народный фронт и пришлось сдавать экзамен по латышскому языку, мы уже не называли свою школу «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Это была просто работа.