Время, когда карлики отбрасывают длинные тени

Елена Де-Бовэ
Великое и низкое, как два брата всегда шагают рядом и один не может обойтись без другого. «Когда заговорили о великом, — говорил  Лао-Цзы, — тут же появилось низкое».
_________________________________
Вот почему великаны и карлики —  вовсе не сказки. Это реалии нашей жизни…


БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ  - французский философ-платоник, живший в 12 веке, особую известность получил, благодаря тому, что сформулировал СРЕДНЕВЕКОВУЮ ПАРАДИГМУ, определившую развитие цивилизации вплоть до 20 века.
Это - направление в будущее, развитие которого опирается на ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:

«…мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов. И ПОТОМУ мы видим больше и дальше, чем они. Не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием».

Этот закон подтвердил НЬЮТОН, заметивший:

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ, поддерживая это направление, уточнил, что для того, чтобы видеть дальше гигантов, на плечах которых стоит «карлик», не достаточно иметь очки, к  этому надо еще приложить и огромное сердце:

«Карлик, стоящий на плечах великана, - сказал поэт, - может, конечно, видеть дальше, чем сам великан, особенно, если наденет очки; но ДЛЯ ВОЗВЫШЕННОГО КРУГОЗОРА НЕДОСТАЁТ ЕМУ ВЫСОКОГО ЧУВСТВА ИСПОЛИНСКОГО СЕРДЦА».

 Сегодняшнее понимание некоторых, правильно настроенных, и воспитанных людей, поддерживает старую традицию, ибо эти люди знают, ЧТО БУДУЩЕЕ НЕ ПРИХОДИТ САМО ПО СЕБЕ, А ВЫРАСТАЕТ ИЗ ПРОШЛОГО. Жаль только, что часто их уверенность прозревает лучшее - в прошлом, а будущее видится им жалкой копией "золотого века". Таково мировоззрение китайских мыслителей.

«Все мы, - говорится к книге "ЛУНА В ТУМАНЕ" В. ХОРЕВА, - дети атомного века, - в данном вопросе не более, чем карлики, стоящие на плечах былых гигантов, а потому самое бОльшее, что мы можем себе позволить, - это благоговейно и старательно изучать бездонное наследие времен, когда у людей хватало времени и таланта неторопливо проникать в утончённые аспекты земного бытия...

Увы, ВЕКТОР МАСТЕРСТВА НАПРАВЛЕН В ПРОШЛОЕ... в полном соответствии с китайским мировооззрением, подразумевающим ДВИЖЕНИЕ ОТНЮДЬ НЕ К СВЕТЛОМУ ЦАРСТВУ РАДОСТИ ИЗ БЕЗДНЫ МРАКА УШЕДШИХ СТОЛЕТИЙ, А, НАОБОРОТ, - ОТ ЧЕРТОГОВ ЗОЛОТОГО ВЕКА К СУМЕРКАМ, ХАОСУ И РАЗРУХЕ... Всё, что остается на нашу долю - созерцать упадок, стараясь, по мере сил сберегать немногие крупицы тающих знаний".

Эта тоска по прошлому, продиктована ситуацией, о которой шепнул мне один человек, характеризуя наше время.

"КОГДА КАРЛИКИ ОТБРАСЫВАЮТ БОЛЬШИЕ ТЕНИ, - СКАЗАЛ ОН, - ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ ЖИВЕМ ПРИ ЗАКАТЕ".

Дойдя до этой пессимистической границы, можно представить себе умозрительную шкалу, после которой заканчиваются все плюсы и начинаются исключительно минусы. ПЕРЕЙДЯ НУЛЕВУЮ  "ТОЧКУ ВОЗВРАТА", МЫ ОКАЗЫВАЕМСЯ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ, ГДЕ ЖИВУТ СОВЕРШЕННО ИНЫЕ ЛЮДИ, НАЗЫВАЕМЫЕ - АНТИПОДЫ.

Это те самые карлики, которые отбрасывают длинные тени. Если люди, живущие в другой части "шкалы" хорошо понимают, значение ВЕЛИКОГО и всеми силами стремятся к нему, пытаясь поднять хотя бы одну золотую крупицу его духовного достояния, то карлики с длинными тенями испытывают страшное возмущение, увидев великое. Почему? Потому что оно - выше их.

ЛЕСЛИ НЕЛЬСОН - канадский актер-комик, однажды сказал о великом:

«Иногда я чувствую себя, как страдающий недержанием карлик, который подходит к высокому писсуару».

Чтобы достичь "великого" писсуара, карлики вынуждены вставать друг другу на голову, но  это не помогает им – так как они слишком микроскопичны и привержены земле. Им ближе жизнь бактерий, чем богов.

«Учёные новых дней, - заметил итальянский философ УМБЕРТО ЭКО, -  чаще всего карлики на плечах других карликов».

Эти люди думают, что лезут к великому. Но великое в их понимании - всего лишь высокий писсуар. Он представляется им чем-то вроде трона, достигнув которого, можно спокойно и безнаказанно плевать и испражняться вниз. Поэтому в своих дворцах они всегда ставят золотые писсуары.

Как-то ЖВАНЕЦКИЙ в одной из своих юморесок сказал: «Зачем человек лезет наверх? Ну зачем? А вот затем, чтобы плюнуть оттуда на всех вниз!»

И они лезут.

«Посмотрите на этих людей, - написал НИЦШЕ в своем «ЗАРАТУСТРЕ», - они крадут произведения изобретателей и сокровища мудрецов: культурой называют они свою кражу - и всё обращается у них в болезнь и беду!

Посмотрите на этих людей! Они всегда больны, они выблёвывают свою желчь и называют это газетой. Они проглатывают друг друга и никогда не могут переварить себя.

Посмотрите же на этих людей! Богатства приобретают они и делаются от этого беднее. Власти хотят они... эти немощные!

Посмотрите, как лезут они, эти проворные обезьяны! Они лезут друг на друга и потому срываются в грязь и пропасть. Все они хотят достичь трона: безумие их в том, что они думают, будто счастье восседает на троне! Часто грязь восседает на троне, а часто и сам трон - в грязи».

Перейдя на другую сторону шкалы, именуемой в народе «нравственностью», карлики с длинными тенями начинают её отрицать. Для этого они встают на брови, всем своим видом демонстрируя, что задница - это самая привилегированная часть тела.

Они постоянно говорят о ней, сочиняют в её честь смешные песенки, заботятся о ее сексуальной жизни и подыскивают для нее тихого и тепленького местечка. Седалище – это не только самая их любимая, но и наиболее больная часть тела, которая не дает им покоя. Поэтому все их «культурные» разговоры не поднимаются выше тем о «французской любви», геморрое, и диареи. Их политика - всего лишь побочный продукт «основного инстинкта». И даже Рок у них приобретает вид «задницы».

Чтобы замаскировать немочь, карлики начинают вопить о том, что болезнь - это как раз и есть самая нормальная норма и что самый больной человек в мире - и есть самый великий. Бог им судья.

Губерман о таких как-то сказал с тихой грустью:

Мы умны, а вы - увы,
что печально, если,
ж... выше головы,
если ж... в кресле...

Ирония иронией, но самое печальное заключается в том, что падающие на дно омута карлики, увлекают за собой полмира. И многие миллионы утопленников, веря им, полагают, что да - на дворе нынче «кризисный кризис».  Он пришел, словно хмурый осенний дождь и с этим ничего нельзя поделать. "Son cosas de la vida" – говорят карлики - "такова жизнь". "C'est La Vie" - "Такова жизнь" – повторяет за ними человеество.

Дойдя до предела своего терпения, находясь в самой крайней позиции ее шкалы, человек, наконец, ВОЗМУЩАЕТСЯ. Потом ГНЕВАЕТСЯ. И это проявление СИЛЫ претворяется в ВОЛЮ, которое поднимает его с колен. НАМЕРЕНИЕ ВОССТАТЬ, то есть, подняться в полный рост, реализуется в ВОССТАНИИ. Но это уже совсем другая история.

А пока что надо осознать, что живем мы сейчас в мире карликов, которые уткнулись в собственную задницу и теперь не знают, КАК ВЫТАЩИТЬ ИЗ НЕЕ ГОЛОВУ.

Адорно об этой анальной ситуации высказался более возвышенно: «Странное ощущение настигло человечество, которое долгие века рвалось вперед к прекрасному будущему, и вдруг, остановившись, обнаружило себя, окруженного трупами».