Художественный перевод как феномен культуры

Анна Барсова
«Художественный перевод как феномен культуры» — так назывался семинар, который был проведен поэтом, прозаиком, переводчиком Анной Барсегян (А. Барсовой), в крупнейшей библиотеке уральского федерального округа – в библиотеке имени В. Белинского.  Библиотека имени В. Белинского, располагает книжным фондом на разных языках народов мира, в том числе на языках народов СССР. Здесь представлены такие армянские авторы, как:   Мурацан,А. Айвазян, П. Севак, В. Петросян, Л. Мириджанян.   Много уникальных и редких изданий русских классиков.
Слушателям семинара, а это профессиональные переводчики, писатели, преподаватели и студенты вузов, были предложены темы для обсуждения: современные концепции перевода, история советской школы перевода, творчество Марины Цветаевой в современных переводах.

По мысли  ведущей семинара, художественный перевод – это феномен культуры, форма культурного диалога. Переводчик вступает в диалог с автором, создателем произведения, истолковывает его текст, раскрывает смыслы, понятия, образы. Хороший художественный перевод передает на языке перевода достоинства текста: смысл и стиль оригинального произведения. Такими переводами явились переводы стихотворений А. Исаакяна великим А. Блоком, стихотворений В. Теряна, С. Капутикян замечательным поэтом М. Петровых, сонетов В. Шекспира С. Маршаком.Рассматривая современные концепции перевода, А. Барсегян обратила внимание на две тенденции в переводе рифмованных поэтических текстов с армянского, русского и других языков на языки Европы и Азии. В переводах исчезает рифма и заметно стремление «превратить» поэзию в прозу. Или же в переводах передается только смысл или стиль автора. В качестве примера она сослалась на русиста Токийского университета Маэда Идзуми, которая считает, что «множественность перевода — это не порок». Даже музыкальное произведение, по мнению японского исследователя, обогащается разными вариациями.

Рассматривая историю советской школы перевода, было отмечено творчество таких практиков и теоретиков перевода, как С. Маршак, К. Чуковский, М. Лозинский, В. Звягинцева, М. Петровых и др.
  В. Звягинцева и М. Петровых успешно переводили армянских поэтов: А. Исаакяна, О. Туманяна, Н. Зарьяна, С. Капутикян, М. Маркарян и др. В своих переводах они исходили из понимания одинаковой важности смысла и стиля, эстетизма текста.
С. Маршак и К. Чуковский в своих работах раскрыли вопрос о соотношении двух функций: эстетической и познавательной в переводном произведении. Равновесие при художественном переводе, по их мнению, достигается путем использования языковых средств и стилистических приемов.

Этой концепции придерживаются  представители современной российской и армянской школы художественного перевода при переводе произведений М. Цветаевой.
Свой вклад в переводы произведений М. Цветаевой на армянский  внесли Г. Эмин, А. Парсамян,Г. Карчикян и др.

Присутствующие высказали свое отношение к таким понятиям, как творческая индивидуальность переводчика. В качестве примера А. Барсегян рассказала об истории издания антологии «Поэзия Армении» (1916 г.) под редакцией В. Брюсова. В течение нескольких месяцев В. Брюсов смог не только познакомиться с армянским языком, изучить историю армянского народа и его литературу, но и завершить в основном работу по переводам и редактированию всех произведений антологии. Заботясь о высоком качестве переводов, В. Брюсов смог привлечь к работе виднейших русских поэтов того времени: К. Бальмонта, А. Блока, И. Бунина, В. Иванова и др. Сам В. Брюсов перевел около половины из трехсот стихов. Огромную помощь в подготовке антологии к изданию оказали В. Брюсову такие поэты, как В. Терьян, Ал. Цатурян, общественные деятели: П. Макинцян и К. Микаэлян. Они составляли подстрочники, отбирали материалы, помогали с изучением армянского языка.

Благодаря замечательным переводам стихов, опубликованным в антологии «Поэзия Армении», читателям удалось познакомиться с богатейшей культурой армянского народа, его менталитетом, жизнелюбием, стойкостью.