В Венгрии житье не худо ч. 1

Сергей Дроздов
Историко – туристические наблюдения и размышления.

В январе 2017 года мы две недели отдыхали в Венгрии (в курортном местечке Хевиз, 200 км от Будапешта). Этот городок знаменит своими термальными водами и озером с теплой лечебной радоновой водой, в которой можно купаться круглый год не только «моржам», но и обычным людям. (Что мы, с удовольствием, и делали).
Однако темой этих заметок будут не туристические красоты этой чудесной страны (о которых любой желающий легко сможет найти информацию в интернете), а некоторые малоизвестные детали истории Венгрии, жизни и быта ее жителей, о которых нам рассказали местные гиды.
 
Надо сказать, что история возникновения и развития этой страны, действительно, очень интересна и познавательна. Нам тоже есть о чем подумать, чему позавидовать, над чем посмеяться, и чему поучиться у мадьяр.
В Венгрии я не первый раз и если в 2008 году тамошние гиды все больше напирали на страдания мадьяр от недавнего советского прошлого, и их радость от вхождения в «общеевропейскую семью народов», то теперь тональность рассказов местных аборигенов претерпела серьезные изменения. Восторгов и проклятий недавнему прошлому поубавилось, а здравых критических мыслей об окружающей действительности и своей истории у гидов стало намного больше.
На этом предисловие можно и закончить.

Начнем с рассказа об истории и знатных правителях Венгрии.
Примерно в 10 веке венгерские (финно-угорские) племена под руководством 7 своих вождей перекочевали на территорию Среднедунайской равнины откуда-то из-за Урала. Времена были суровые, никаким «гуманизьмом» тогда и не пахло,  а новоприбывшие кочевники попросту истребили местных «аборигенов» и стали проживать на освобожденных от них территориях.
В современной Венгрии этот процесс называется «завоеванием Родины», или «обретением Родины», в зависимости от степени «толерантности» рассказчика. (О судьбе бывших коренных жителей Венгерской долины и вовсе никто при этом особенно не печалится, как говорится: «горе побежденным»).
Надо сказать, что суровость нравов и жестокость наказаний вообще были характерны для средневековья, а уж мадьярские правители могли бы в этом вопросе дать сто очков вперед любому тогдашнему европейскому «сатрапу».

Взять хоть первого венгерского короля Иштвана (Стефана) Первого, чьи памятники и изображения имеются во всех венгерских городах.  В 1001 году этот правитель Венгрии принял от папы римского Сильвестра титул короля  и железной рукой правил своей страной более 30 лет, заодно насаждая среди мадьяр христианство.
Законы Иштван установил простые, понятные и суровые: за кражу имущества, которое стоило дороже курицы – рубили голову. Если украденное имущество стоило дешевле курицы – за это отрубали руку. 
Каждые 10 деревень обязаны были за свой счет построить церковь и содержать ее. За пропуск трех воскресных богослужений нерадивому мадьяру тоже запросто могли отрубить голову.  По подсчетам историков, за время правления Иштвана Первого было казнено около 20 тысяч венгров!
 
Напомню, что наш Иван Грозный (в 16-м веке) правил приметно столько же лет, как и Иштван I и успел казнить за это время «только» 4,5 тысячи своих «россиян». За это Иваном Грозным  уже 500 лет пугают всю Европу, а в последнее «толерантное» время – и все «мировое сообщество».
А вот Иштван Первый, казнивший 20 тысяч венгров, стал … первым официальным венгерским Святым и его статуи украшают многие венгерские города и веси.
 
Интересна и судьба сподвижника Иштвана Святого по насаждению христианства, среди язычников-мадьяр того времени, епископа Геллерта.
После того, как Иштван «приказал долго жить», его неблагодарные соотечественники отшатнулись от новой веры, и начали требовать изгнания всех христиан и возвращения к языческой «вере отцов», чем они потом и занимались, с переменным успехом, довольно продолжительное время.
В 1046 году злобные язычники-мадьяры отловили-таки своего епископа Геллерта и показали ему, «где раки зимуют»: они набили в винную бочку гвоздей так, чтобы их острия торчали внутрь, посадили в нее самого епископа, законопатили бочку и … скинули ее с высокого холма на будайской стороне Будапешта, по его склону, прямо в воды Дуная.
В память этого события, данный холм в Будапеште называется гора Геллерта, а у его подножия имеются и «купальни Геллерта», что, с учетом печальной кончины епископа в дунайских волнах, звучит несколько двусмысленно. Ну, да мадьярам виднее…
В 1083 году этот епископ Геллерт (как и король Иштван 1 с сыном) папой римским были причислены к лику святых.

После этих прискорбных событий, борьба с язычеством в Венгрии продолжалась еще более 100 лет, пока очередной венгерский король не прекратил ее самым радикальным образом.
Все языческие вожди и жрецы были приглашены им в гости на доверительную беседу, а после того, как они собрались,  дверь за ними снаружи надежно закрыли и всех их сожгли заживо.

После такого успешного внедрения христианства, Венгрия пережила два катастрофических нашествия с Востока.
Сначала монголо-татары прошли по ней огнем и мечом, перебив около половины населения, а потом,  настал черед Османской империи.
В августе 1526 года  50-тыс. армия османского султана Сулеймана I во главе с великим визирем Ибрагим-пашой нанесла в битве при Мохаче венгерскому войску короля Лайоша II жестокое поражение.
Лайош II утонул в болоте во время бегства, а через 12 дней Сулейман I вступил в венгерскую столицу, которая сдалась туркам без боя. Турки грабили все земли до Пешта и Балатона, только в первый год они вывели в плен до 200 тысяч мадьяр.
 
Началась полуторавековая история мадьярской смуты, во время которой они попадали то под власть турок, то под крыло Габсбургов.  Интересно, что во время многих восстаний того времени мадьяры нередко действовали на стороне турок против Габсбургов.
Надо сказать, что турки на захваченных территориях проводили достаточно взвешенную политику. Многие мадьярские крестьяне воспринимали турок как освободителей от засилья местных феодалов, обложивших их непосильными поборами. Буда стала центром вилайета Венгрия, подразделявшейся на санджаки.
Дань Османской империи с захваченных турками земель Трансильвании была невелика, на землях султана венгерские крестьяне тоже не были чрезмерно обременены налогами. Особых  гонений на христианскую веру в венгерских владениях Османов не наблюдалось, хотя переход в ислам турками всячески поощрялся.
Длительное время венгерские земли оказались разделенными между Австрией и Османской империей, между которыми шли постоянные войны.
Начавшийся в XVII веке  кризис в Османской империи привел к ухудшению положения населения её венгерских провинций.
После провала похода Мехмеда IV на Вену закончилась  эра османского господства в Венгрии.

Уроков турецкого господства мадьяры не забыли.
Подчеркнем, что, несмотря на наличие в Венгрии довольно большой мусульманской «диаспоры», в стране нет НИ ОДНОЙ мечети, или минарета. Дело в том, что разрешение на сооружение культовых зданий в Венгрии дают не местные власти (как у нас), а венгерский епископ ЛИЧНО.
Так вот, за последние 400 лет ни один епископ не дал разрешения на строительство мечетей на венгерской земле. (Объяснение примерно следующее: они будут напоминать нам о страданиях наших предков под турецким господством).
Это при том, что в Будапеште построена крупнейшая в Европе синагога, есть православные, протестантские и католические храмы.

К самим туркам тоже отношение не слишком-то приветливое. Наш гид рассказывал о сценке, свидетелем которой он невольно стал:
Местный турок вытащил на улицу ковер и начал палкой долго и тщательно выколачивать из него пыль.
За этим процессом, неподалеку,  угрюмо наблюдает слегка «поддавший» мадьяр.
Спустя некоторое время, мадьяру надоедает это действо, и он громко задает турку сакраментальный вопрос: «Ну, что, Алладин, не заводится твой ковер-самолет?!»
Турок в дискуссию не вступает и тут же сворачивает свой ковер, направляясь к себе домой.


С 1687 Венгрия стала частью владений Габсбургов. Мадьяры играли в австрийском государстве роль шляхты, мелкопоместного военного дворянства. Однако Венгерское королевство было практически лишено самостоятельности в рамках Австрийской империи, а государственным языком оставался немецкий.  В Венгрии сохранялось крепостничество, судебная власть помещика и феодальные повинности крестьян.
Венгры не имели влияния на политику внутри своей страны, что, естественно,  вызывало большое недовольство.

В марте 1848 года, под влиянием известий о начале революции в Париже, началось восстание в Пеште, которое быстро распространилось по всей Венгрии. Требованиями восставших были: введение свободы печати, провозглашение равенства гражданских прав, создание ответственного правительства, ежегодный созыв парламента, введение всеобщего налогообложения и суда присяжных, освобождение крестьян и уния с Трансильванией.
Перепуганный король Фердинанд V расширил автономию Венгрии и даже разрешил создание венгерской армии,  командующим которой он назначил австрийца Франца фон Ламберга. 
Но было уже поздно, как любил выражаться, полтора века спустя, Горби: «процесс пошел».

Венгры начали формирование собственной 200 тысячной (!!!) армии, арестовали и повесили (!) несчастного  командующего их армией Ламберга.
Как нередко бывает, начало революции и бескрайняя «демократия» вызвали всплеск межнациональной вражды.  Начались кровавые столкновения венгров с сербами в Воеводине, с румынами в Трансильвании, а с хорватами у венгров и вовсе тогда началась настоящая война.
В довершение всех бед, в  самой Вене вспыхнуло восстание.
Король  Фердинанд V бежал из столицы, а императорские войска окружили город. Восставшие обратились за помощью к Венгрии. По прямому указанию венгерского вождя Лайоша Кошута венгерская армия перешла границу и двинулась к Вене.
Но 30 октября в сражении у Швехата венгры были разбиты войсками Альфреда Виндишгреца, а на следующий день Вена была взята штурмом.
2 декабря император Фердинанд отрёкся от престола, на который взошёл его племянник Франц-Иосиф I.

С декабря 1848 по май 1849 года венгерские революционные войска, под командованием венгра Артура Гёргея и польского иммигранта Юзефа Бема, достаточно успешно воевали против императорской армии, которой командовал знаменитый  Виндишгрец.
Весной 1849 года восставшими были взяты города Коморн, Вац и Пешт. Буда была осаждена и пала в мае 1849 года.
14 апреля 1849 г.  государственное собрание приняло декрет о лишении Габсбургов венгерского престола и провозглашении независимости Венгрии.
Лайош Кошут был объявлен правителем-президентом страны.  Кошут тут же заявил о намерении взять Вену к 10 мая!

«Новоиспеченный» австрийский император Франц-Иосиф обратился за военной помощью к русскому императору Николаю Первому.
Если бы наш царь был более дальновидным и просто уклонился от участия русских войск в подавлении венгерской революции, вся история Европы могла бы пойти по-другому.
Австрийская империя тогда бы попросту рухнула.
Фельдмаршал И.Ф. Паскевич писал Николаю Первому: «Для нас Польша — провинция, которая Вас чувствительно обидела; для них Венгрия — все их существование: без Венгрии не существует империи австрийской».
На  руинах Австрийской империи возникли бы  новые государства - Венгрия и, вполне возможно, славянские государственные образования на территориях современных Хорватии, Словакии и Чехии, которые имели бы пророссийскую «ориентацию».
Идея «панславизма» в Европе вполне могла быть реализована.
 
Но… история, как известно, «не терпит сослагательного наклонения», и Николай Первый на деле стал «жандармом Европы», отдав приказ  войскам, под командованием лучшего русского фельдмаршала  И.Ф. Паскевича (которого царь очень уважал и до конца жизни именовал «Отец-командир») подавить венгерскую революцию.   

Я не буду тут описывать подробности сражений. Отметим лишь маневренный характер войны и незаурядную доблесть противоборствующих сторон.
Под давлением превосходящих австро-русских армий венгерские войска начали повсеместно терпеть поражения.
11 августа 1849 г. венгерское правительство ушло в отставку, предварительно передав диктаторские полномочия генералу Гёргею. Лайош Кошут и его соратники эмигрировали в Турцию.
13 августа в Вилагоше Гёргей объявил о капитуляции венгерской армии именно перед русскими войсками (и сегодня венгры подчеркивают это важное обстоятельство) и сдался корпусу генерала Ридигера, на милость победителя. Венгры не хотели сложить оружия перед австрийскими войсками, предпочитая сдаваться русским войскам, как истинным своим победителям.
Революция в Венгрии потерпела поражение.

Потери русской армии, в ходе Венгерского похода, составили 708 убитых, 2447 раненых и 10 885 умерших от болезней.
Потери австрийской армии составили 16600 убитыми и ранеными, а также 41 тыс. умерших от болезней.
Венгерские потери составили 24 тыс. человек.
4(16) августа 1849 года Николай I дал на имя Паскевича  Высочайший рескрипт, по которому фельдмаршалу полагались приветствия, которые ранее отдавались только императору. Документ был подписан «друг ваш Николай».

Отношение русских к пленным венграм  поразило Гёргея, который 2(14) августа в письме к коменданту крепости Арад признался, что «если бы мы были в положении победителей, я, кажется, не смог бы гарантировать такого доброго и великодушного поведения со стороны наших офицеров по отношению к пленному противнику».
Пленным старшим офицерам венгерской армии русские даже сохранили оружие и право ношения знаков отличия, обеспечивали их в долг деньгами.
Венгерские пленные и их оружие русским командованием  были возвращены австрийскому правительству, при условии объявления амнистии рядовым участникам восстания.  (Это была личная просьба Николая I).
Франц-Иосиф обещал Николаю  простить и венгерских офицеров, но только после суда над ними.
Однако это обещание было нарушено австрийцами, которые никакого великодушия к поверженному противнику проявлять не стали.

После подавления революции в Венгрии развернулись жестокие преследования руководителей и участников восстания.
6 октября 1849 года в Пеште первым был казнён первый премьер-министр Венгрии граф Баттиани. (Он был ранен в сражении, взят в плен. Там, при помощи переданного супругой кинжала пытался совершить самоубийство (нанеся себе несколько ран в шею), но выжил и на следующий день был расстрелян по обвинению в государственной измене.
Затем  по приказу австрийского фельдцейхмейстера Юлиуса Якоба фон Гайнау 13 генералов, командовавших венгерскими войсками, были казнены в Араде. (В современной Венгрии их называют «мучениками Арада»).
 
Венгры помнят, что только четверо из них были расстреляны, а 9 человек австрийцами были подвергнуты позорной казни через повешение.
В этой связи, 6 октября в Венгрии ежегодно отмечается День памяти жертв Арада.
Памятные церемонии в честь этого  проходят в венгерских школах и вузах.
Венгры говорят, что неподалеку от места казни австрийские солдаты устроили пирушку, где распивали пиво и чокались пивными кружками над телами казненных.
(И по сей день публичное  чоканье пивными кружками в Венгрии считается предосудительным делом, за которое от мадьяр можно и «схлопотать», под горячую руку…)

Интересно, что два главных вождя венгерской революции, Лайош Кошут и Артур Гёргей избежали наказания и прожили на удивление долгую жизнь.
Кошут с небольшим отрядом сумел пробиться в Турцию, где и получил, говоря современными терминами, «политическое убежище». Его семейство тоже воссоединилось с ним. Австрийское и русское правительства требовали выдачи Кошута, но султан ответил, что религиозный долг запрещает выдавать гостя.  (Австрийские власти, кстати,  заочно приговорили Кошута к смертной казни через повешение.)
Потом Кошут некоторое время жил в Англии, посещал США, сражался в Италии, вместе с Джузеппе Гарибальди и затем поселился в Турине, где и умер в возрасте 92 лет (!!!)
 
Ставший диктатором Венгрии (после ухода в отставку Л. Кошута (11 августа 1849)), венгерский главнокомандующий  Артур Гёргей капитулировал перед русскими войсками и,  по ходатайству цесаревича Александра Николаевича, был помилован австрийским императором и интернирован в Австрии, в г. Клагенфурт. 
В 1867 году ему разрешили вернуться в Венгрию.
То, что Гёргей сохранил себе жизнь и сдался в плен, в отличие от многих генералов и чиновников революционного правительства, которые были расстреляны либо повешены, привело к тому, что венгерское общество длительное время считало его трусом и предателем.
С течением времени, его военные заслуги и важная роль, которую Гёргей сыграл в ходе революции, были признаны его соотечественниками, и в 1883 г. «публичным заявлением достойнейших представителей венгерского народа» с бывшего главнокомандующего было  окончательно снято обвинение в измене.
Он полностью отошел от политики и дожил до 98 лет (!!!) 
Умер Гёргей, в разгар Первой мировой войны, в Пеште, в 1916 году.


В завершение статьи зададимся вопросом: ну и чего же добился император Николай Первый, пославший русские войска для подавления венгерской революции?!
Австрийский император Франц-Иосиф I сделал определенные выводы из этого восстания и, со временем, преобразовал свою империю в «Двуединую монархию», где Венгрия занимала равное с Австрией положение, а многочисленные славяне так и остались в ней на положении «пасынков».
Австро-Венгрия продолжила свое существование до 1918 года, став постоянной «головной болью» для России на Балканах, и проводя откровенно недружественную нам политику во время русско- турецкой войны 1877-78 годов, Берлинского конгресса 1878 года,  балканских войн начала ХХ века, и став одной из причин возникновения Первой мировой войны.

В следующей части поговорим о современных венгерских делах и порядках.


На фото: вид на Будапешт и Дунай с горы Геллерта. Примерно с этого места мадьяры и скинули своего первого епископа, в бочке, в воды Дуная.


Продолжение:http://www.proza.ru/2017/01/23/474