тренинговая заморочка

Елена Студзинская
Профессиональных тренеров(не доморощенных "деньгоделателей") прошу не принимать на свой счёт и... не заморачиваться.

Со всех сторон и по всем возможным каналам предлагается столько тренингов, позволяющих "стать успешным,богатым,счастливым,лишённым условностей,комплексов"  и т.п., что создаётся впечатление  полной неуспешности,нищеты и закомплексованности.  Всё это сдобрено  англо-руссифицированным сленгом, массой восклицательных знаков, «архитектурой»  в виде пирамиды Маслоу, над которой победно полощется стяг с волшебным словом networking . Не впечатляет!

Я - мамонт, навсегда вмёрзший в те времена, когда лучшим "тренингом" была книга и понимание, что "орешек знаний - твёрд,но мы не привыкли отступать". .. И как после этого я могу поверить очередному тренеру, который яростно пиарит себя с такими грамматическими ошибками, которые пятиклассники моего времени даже автоматически не допустили бы?!

Я убеждена, что  человек в состоянии  договориться о важной встрече, провести успешные переговоры, переломить  ситуацию  в нужный момент, не доводя её до конфликтной, подтвердить свои интересы в договоре, только в том случае, если:

- он интеллектуально и психологически готов к той форме диалога, который предложит его  vis-;-vis, потому что, прибывая  на деловую встречу, нужно принимать  (первоначально) правила игры партнёра;
- он обладает чувством собственного достоинства и поддерживает реноме представляемой им компании и продукта;
- он понимает, что его собеседник может быть « не в настроении», и, чтобы предотвратить  переговорное поражение, готов жертвовать своим временем и победными реляциями до новой встречи.

Эти три правила – «потолок».

«Стен» быть не должно вообще, потому что переговоры требуют много пространства для манёвров обеих сторон. Стены – это только собственный опыт, чтобы потолок не рухнул.

А вот «пол» - это десятки маленьких «паркетинок» - нюансов, и, если их класть стык в стык, то  поскользнуться  на таком полу невозможно.

Итак, с чего начинать «укладку»?
… Первые свои «дощечки» я получила много лет назад, когда только училась брать интервью.
Журналист 70-80-х: диктофон(килограмм 6-8, точно не помню, с бобинными лентами), блокнот, ручка, фотоаппарат. Но всё это может не понадобиться, если человек «закрылся». Не будет ни интервью, ни репортажа. Включай умение говорить и запоминай. Других вариантов нет.

Вот она и «первая»  дощечка – ситуативная память, когда  вспоминаешь жест собеседника и параллельно то, о чём говорили.
 
Во мне  появился азарт: разговорить  неразговорчивого  и  договориться с несговорчивым. Так и появились мои собственные «правила переговорщика».

Уметь слушать. Не бывает «ненужной» информации, даже, если уверен, что тебе это не надо. Понадобится позже.

Не подходить к собеседнику ближе, чем на полметра, не давить на него своим присутствием. Как только приблизишься вплотную, человек сделает шаг назад, и это – шаг  к твоему поражению в переговорах.

Никогда не садиться прямо напротив собеседника, пропустить одно кресло, чтобы   взгляды шли «по касательной»: есть люди, которым тяжело смотреть в глаза при разговоре, а не смотреть – вроде, как дурной тон. Давать  человеку возможность общаться  « в профиль», и ему будет комфортно и спокойно.

Не звонить с  переговорами о встрече в понедельник  до 11 утра и в пятницу после 15. Конечно, если это время не было предложено партнёром. Объясняется просто: утро понедельника в каждой компании – это кофе с коллегами, совещания и неотложные вопросы, которые  остались с прошлой недели. Собеседник часто уверен, что этих вопросов и дел накопилось столько, что ему хватит на всю неделю, и предложение о встрече может вызвать только ощущение траты времени и раздражения. К обеденному перерыву ситуация проясняется, и можно спокойно получить согласие на встречу в удобное (тебе) время.

Пятница – лучший день для договорённостей и переговоров. Но – строго до 15. В последние часы рабочего дня и недели каждый в предвкушении отдыха, и продуктивно планируется только график двух следующих дней.

В течение недели время для встреч планирую между 11 и 17. Тут – свои нюансы.

Первую встречу-знакомство  стараюсь назначать  ближе к концу дня, предваряя это словами, что «прекрасно понимаю насыщенность всего дня»  и уверениями, что не займу много времени. Только искреннее уважение  к занятости и работе коллеги помогает добиться ответного желания помочь и вам. Именно на этой встрече удобно выяснить, когда собеседнику предпочтительнее  общаться, «забить» это время в  свой блокнот и стать « не обременяющим «  партнёром.

Если нужна помощь в решении того или иного вопроса,  не говорю «пожалуйста…»- и по тексту. Моя фраза – иная:»Буду искренне признательна». Точка. Почему? Тут больше лингвистики: «пожалуйста» - слишком просительно и обязывающе собеседника к действию, а людям и так хватает своих проблем. А моя признательность в ответ на помощь даёт человеку возможность обратиться в нужный момент без расшаркивания. Так строятся паритетные отношения, при которых никто не оказывается в уничижительном положении просителя.

Приходить на встречу с конкретным предложением, а не с пафосной речью о гипотетических  преимуществах сотрудничества. У тебя в портфеле – не чудо-таблетки на все случаи жизни, а – прорыв в будущее. Даже, если это -  чудо-таблетка.

Перед началом встречи обязательно предупредить собеседника  о том, сколько нужно времени на собственный «спич», и избежать красноречивого поглядывания на часы, скрытой зевоты  и рисования бегущих человечков на собственной визитке.

Много лет назад я придумала для себя игру: «дорисовывать» человека по голосу. Сегодня, разговаривая по телефону, могу практически безошибочно предположить, как человек выглядит, какую одежду предпочитает, какая форма разговора будет ему интересной. Это помогает подобрать одежду и аксессуары для встречи.
У меня -  три «переговорных гардероба»:
- подчёркнуто - элегантный с жемчугом
- спокойно-деловой с серебром
- демократично-джинсовый  с подтяжками

Перепутать – нельзя, блистать украшениями – нельзя, оставлять после себя тяжёлый шлейф дурманящих духов – нельзя.

И ещё – «нельзя»: нельзя не быть собой! Только искренность, уважение  к собеседнику и уважение к себе – главное условие успешных переговоров.

Наверное, поэтому само название «Тренинг личностного роста»  кажется мне унижающим  и личность, и рост. Я, конечно, знаю концепции Маслоу и Роджерса, мне понятен экзистенциализм  Бюджентала и я с уважением отношусь к их постулатам.  Но, когда очень многие  «тренеры» грешат созданием собственных катехизисов на  основе профессиональных классических программ и предлагают  свои туповатые изыски, мне искренне жаль тех, кто «покупается»  на их  истерично-оптимистические призывы.

Личностный рост сопровождает человека всю сознательную жизнь.  Кстати, об этом прекрасно написал  Владимир Леви в книге «Куда жить. Человек в цепях свободы».
 
 Личностный рост – это индивидуальность каждого, и тренинговать   по общей программе – это  загонять индивидуальность в  общность.
 
Я не против тренингов. Я против непрофессионалов, которые используют модные веяния и пополняют свои счета за счёт тех, кто искренне верит, что сертификат о тренинге откроет им  потайную дверцу в счастье и успех.

Люди, все и каждый, вы – индивидуальность  и вы в состоянии и оценить  предлагаемые обстоятельства, и предложить свои. Просто живите  по-человечески!