Линда

Темур Асурели
       Вот читаю я свои рассказы, и думаю: - «Почему и не много - ли о грустном и печальном?». Но видимо, печаль пронизывает нашу жизнь и учит нас, оберегает от повторения ошибок. Мне всегда говорят: - «Не люби свою собаку, так сильно. Это - всего лишь собака. Лет через 10-12 ,она постареет и умрёт --тогда, что будешь делать?».
       Отвечаю: - «Тогда я буду сильно горевать, как от потери самого близкого члена семьи, а пока она жива - нехватки в любви и заботе у неё не будет».               
      
        Да, Гера стареет. Это - видно. От этого, никто ещё не убежал. И именно сейчас, я проклинаю себя за несдержанность, которую я проявлял в её воспитании. Как можно бить щенка за то, чего он не знает? Как можно требовать от щенка- работу взрослой, хорошо поставленной собаки? И сейчас, многие начинающие думают, что раз щенок сделал стойку в три месяца - значит, что он может и охотиться.
        А не ошибка - ли, считать годовалую собаку - взрослой? Я из года в год наблюдаю, как меняется Гера, и пришёл к выводу, что только к четырём годам, собака формируется, почти окончательно, а дальше развивается - наблюдая за хозяевами.   
     И начинает понимать всё лучше и лучше. И многому нас научила. А мы с Нели думали, что мы учим её.      
        Собака требует очень мало, а отдаёт неизмеримо больше. Достаточно поздороваться с ней, заметить её, а если и погладить, то вы сразу почувствуете, как высоко ценит собака внимание. Тут - же вынесет свои любимые , мягкие игрушки, которых знает, каждую -по имени. Но зайчика, она только покажет, не выпуская из пасти.
        И только перед самыми приятными людьми, Гера положит зайчика к ногам гостя.

       Если хочет воду, то сядет у открытой двери ванной комнаты и, смотрит в нашу сторону, как- бы вопрошая: - «Что, не понимаете что - ли, воду надо освежить!», хотя вода в миске - всегда свежая. Если хочет кушать, то подойдёт к «маме» и, положив свой мягкий нос с висящими брыльками на грудь, молча подёргивает его.
        Хочет гулять? Тут уж - ко мне. Сядет с озорным видом напротив, ушки - как у сфинкса, глаза большие, живые и топает правой лапой по полу. Что может быть яснее этих просьб? А вечером, она, как заботливая мать ухаживает за нами. Обнюхает каждый палец, каждую ранку. Потом, тщательно зализывает и не забывает о ней. На другой день, она аккуратно снимет корку с ранки и - всё готово. Ранки - как не бывало.
       
           Как она чутьём улавливает, где у человека болит? Тут - же процедуру проведёт. Или приложит кончик языка к больному месту или прижмётся своим горячим телом. Методы она подбирает сама. И поверите - помогает. Радикулит, который меня мучил много лет - пропал, исчез. А как она ложится?. Вроде плотно прижмётся, но так, чтоб, ни у меня, ни у неё, не было ни одной дискомфортной точки соприкосновения. Если я лёг неправильно, то приходится убрать руку или ногу. И, как - только подстроишься под неё, сразу чувствуешь - вот поза, которая нужна для полного отдыха.
            Да, не скрою. Она у меня - аристократка. Её не увидите лежащей на полу, для этого, у неё два дивана. И на брошенную, на пол еду-ноль внимания. Для этого - у неё миска. И в обед - извольте положить всё, что вы едите сами: фрукты, овощи, зелень, соления. Я не знаю такого, чего не съест Гера из того, что едим мы. Лишь - бы вместе с нами. 
           А сколько упрёка слышится в её рыданиях, когда возвращаемся из гостей? Выносит все игрушки, даже свою подушку, которой она пользуется точно так, как и мы. С вывалившимся языком, задыхаясь от частоты дыхания и сердцебиения, она горько жалуется: - «Зачем вы меня бросили?». 

           Мы отсутствовали - всего один час. 

         Сейчас, я уже знаю, что пойнтер - единственная собака, которая, при разлуке с хозяином, может получить инфаркт.
         
          За время прогулок по окрестностям, мои знания о природе и, в частности, о собаках - очень пополнились. Уверен, для многих, собака и есть собака. Не больше. А то, что это высокоорганизованные, умеющие выживать в любых случаях существа - мало кого интересует. И про их иерархию, про границы между стаями, места кормёжек и ночлега - кто знает?
          На секунду представьте себе, что вы живёте из года в год на улице - без воды и еды. И к этому добавьте враждебную среду, я подразумеваю - человека. И со всем этим - надо справиться. Представили? Не получается? А у них - получается.         
         И об общей беде, издали оповещая, даже враждующие стаи, что приближается та страшная машина, в которую сажают большими, железными клещами. А работники отлова бездомных собак, и не подозревают, что пока они въехали в первый микрорайон - в четвёртом, уже ни одной собаки на улице не увидишь.
         И наш подъездный Цуга, единственный из восьмерых щенят, спасшийся от железных клещей, так вырос, что к нему не прикасалась рука человека. Настолько сильно было в нём недоверие и страх. Потому и выжил.
         Но есть и добрые люди, которые сумели своей добротой и заботой, успокоить его. Я имею в виду свою жену - Нели. Только её он подпускает к себе, только перед ней ложится на спину и смешно пытается заиграть. И только у неё он просит защиты от железных клещей, царапая дверь нашей квартиры, хотя в другое время, его ничем не заманишь в дом. Только полное понимание смертельной опасности, заставляет его просить защиты у людей - от людей.
          И про то узнал, как бездомные собаки ненавидят тех собак,
у которых есть дом и хозяин. Они только ждут случая, чтобы расквитаться с ними за их благополучную жизнь. Не успеешь даже добежать, и на глазах у тебя, твою любимую собаку - растерзают на куски. И такое было.
          Чудом спас Геру от пятерых, подмявших её под себя, бездомных псов. А она ведь не знает, для чего у неё зубы. Думала, что с ней, играют...

           Вы спросите: - «А почему в заголовке - Линда?». Потому,
что именно ей я обязан всему тому, что я сейчас знаю. Своей трагической смертью, она дала мне знать, насколько хрупки и беззащитны породистые собаки, и что, без постоянного внимания и заботы - трагедии не избежать.
           Ведь живущие рядом с нами, они думают, что машина - это последнее неудобство, после которого начинается охота.
            И не боятся машин. И гибнут под колёсами.
        Чистокровного, трёхмесячного щенка английского сеттера, я привёз из Москвы. Когда я её увидел, имя само пришло ко мне - Линда. В щенке было столько красоты и грации, что до дому с трудом довёз.
         Уже по дороге предлагали любые деньги - только отдай. Но я, помнил историю того человека, кто мне отдал щенка. Оказывается, жена ему, охотнику - сказала: - «Или я, или собака». На что он ответил, что собака так вопрос по отношению к человеку - никогда не поставит, и ушёл из дому. - «Я как-нибудь устроюсь, но щенка жалко мучить. Забери её и береги - потом узнаешь - кого я тебе отдал».
        Линда росла в холе и неге. Я души в ней не чаял. И выросла она в мощную, статную собаку, на которую все заглядывались. Настолько она была красивой и отличалась от всех местных лавераков. А как она охотилась!!!
Сколько себя помню, у нас в доме всегда были легавые - Линда, Рей, Багира, а сейчас Гера.
   Но такого тонкого и верного чутья, как у Линды - не было, и нет, ни у одной из собак.
         
        Её грациозная потяжка с высоко поднятым носом, говорила об исключительно верхнем чутье. Она шла и шла на запах птицы, иногда больше тридцати метров. Не верите. Я тоже не верю. Этого не может быть. Я согласен. А Линда это делала. Такого наслаждения от работы легавой, я больше никогда не испытывал.
Стоило мне, только подумать: - «Завтра - пойду на охоту», - и Линда, с блестящими от волнения, глазами, уже кружилась около меня, подходя то к шкафу с оружием, то ко мне.
               Никогда, без меня, на улицу не выходила, и не знала, что такое - опасность. Это была моя роковая ошибка. И я, сполна поплатился за это.  Только один раз, вывел брат машину со двора и закрыл ворота, а я вернулся домой за часами (будь они прокляты). Как-то, незаметно для нас, Линда осталась на улице, а мы уехали....Бедная, бегала вокруг дома, и на дверях я потом нашёл её следы - просилась в дом, и сосед видел, как она в панике бегала одна... Но судьба распорядилась иначе. Она побежала туда, куда уехала, так хорошо знакомая ей машина и вышла на трассу...
            Когда мы возвращались, я издали заметил на дороге чёрно-белое пятно. Когда до меня дошло, что это за пятно - мой мозг дал полный сбой. Как сейчас говорят, завис. Я поехал против движения, пытаясь прикрыть тело Линды от нового наезда. Когда я стал поднимать её, приговаривая: - «Дурочка, моя малышка» - удивился,какая она стала большая.
         Голова к голове, а ноги её - ещё на земле. У неё бы перебит позвоночник. В полном отрешении, я положил её в салон и привёз домой. - «Пойду Линду похороню», - сказал маме. Обморок. С трудом привёл её в себя. Уточнил, кого я иду хоронить - опять обморок..
   
           Похоронил её на пригорке, под можжевеловым кустом. Закрыл полевыми цветами. Всё это - я делал машинально, в полном отрешении. Слёзы у меня не шли. Я был, как - бы весь высохший, убитый.
             
         Несколько дней, дома не было разговоров, все были погружены в глубокую печаль. 
  На второй день, я спустился в мастерскую и, увидел карандашный рисунок. Голова Линды у меня на ноге. Пока я рисовал, она ни разу не пошевелилась. Как – будто - позировала. Вот тут-то и разверзлись - «хляби небесные». Не час и не два рыдания душили меня. Я не мог успокоиться. И ничего не мог с этим поделать.
              Приходил на работу, получал сырьё (тогда я был начальником варочного цеха на пивзаводе) заходил за котлы и плакал.
Плакал изо дня в день. Дошло до гендиректора. Сам заядлый охотник, хорошо знавший моего деда, тоже известного охотника, Владимира Джабахидзе, коротко сказал: - «Оставьте его, не трогайте. «Видимо он знал, что у меня в душе творится.
          На следующий год, как - только открылся охотничий сезон, я поехал в те места, где мы охотились с Линдой. С трудом взяв двух перепелов, я собрал охапку полевых цветов и прямо с поля поехал на могилу к Линде. Положил цветы, - «вонючих птичек» и на этом моя охота закончилась.
         Навсегда. Как - отрезало. Распродал свои ружья, собрал всю охотничью мелочь в один мешок и двадцать лет, даже не думал об охоте.
      Не буду описывать, как Гера, двухнедельным щенком, оказалась у меня. Как, побывавший в пожаре, старый курковый ТОЗ был доведён до кондиции. Всё это - подсунули мне друзья. Тихо, неназойливо. И в охоту опять - же они втянули.
               
     И всё то, что вы читаете в этой книжке - это тоже друзья сделали.
И, честное слово, что за восемь с половиной лет - ни одной минуты, Гера без меня или Нели - не была. Мы семья. И боль каждого - отдаётся другим членам семьи.
    
      Но боль собаки, мы с женой, воспринимаем намного острее. Ведь ей - никто другой не поможет. И как был прав Гюго, сказав: - «Мы обожествляем тех, кто всем нам обязан».
                май 2012г.
P.S. 25 декабря сего года, Гере пошёл четырнадцатый год.



.