Как весело все начиналось...

Ирина Кураж
Записки практикующего психолога

От автора: "Синдром Корсакова - необратимый амнестический синдром при алкоголизме, выражающийся в нарушении памяти на текущие события...", - вдруг вспоминаю я строку из конспекта по психиатрии. И не верю, когда наблюдаю его классическое проявление у человека, которого знаю много лет...

Читаю в университете на курсах повышения квалификации педагогов-психологов серию семинаров по когнитивной психологии. Тема "Память. Нарушения памяти", с одной стороны, - моя любимая, с другой - вызывает грустные воспоминания, особенно, когда речь идет о корсаковском синдроме, который достаточно часто развивается у тех, кто злоупотребляет алкоголем.


Небольшая справка - пояснение: Со временем у алкоголика, развиваются различные состояния, которые, как правило, имеют необратимый характер и могут только корректироваться в той или иной степени психиатром - наркологом. К таким расстройствам относится корсаковский синдром, в основе которого лежат нарушения памяти: не только ее ослабление, но утрата на недавние или отложенные события с одновременным возникновением конфабуляций (ложных воспоминаний). Кстати, у женщин развивается быстрее, чем у мужчин.

Мне пришлось изучать этот симптом несколько лет назад в реальности на примере мужа моей приятельницы. Для психолога, которому интересна данная проблема, - это удача, для человека, который наблюдал абсолютную деградацию когда-то здорового и активного человека, - это страшный и очень печальный опыт.

Разгульная и активная (во всех направлениях) жизнь Н. началась лет с 17, когда он попал в музыкальную группу. Шоу бизнес - сфера особенная, без "разогрева" и "расслабления" сложно. Когда мы познакомились семьями, нам всем было около 30. Н. отличался от всех мужчин нашего окружения: всегда очень стильно и дорого одет, парфюм ему специально привозили из Франции, модная стрижка. И всегда неизменные гитара и стакан водки в руках. Душа компании. Когда он пел, мир переставал существовать для всех.

Со временем все стали замечать, что он не сразу отвечает на приветствие, в глазах появляется вопрос: "Кто ты?", но потом улыбается и как будто вспоминает.
- Ты знаешь, Ириш, он надо мной издевается, - его жена плачет у меня на кухне, и рассказывает ситуацию, в которую я не верю. - Приходи, увидишь сама.
Через пару дней наблюдаю картину, которая повергает в шок, и мне очень сложно поверить, что это тот самый человек, которого я знаю много лет.

- Дорогая, привет! Я пришел, - слышу его голос.
- Вот теперь слушай, - говорит она мне.- Ты купил хлеба?
- Нет. Забыл.
- Сходи, пожалуйста, - уходит.
Проходит пара минут. щелкает в двери ключ, хлопает входная дверь.
- Дорогая, привет! Я пришел.
- Ты купил хлеба?
- Нет. Забыл.
- Сходи, пожалуйста, - уходит.
От изумления я лишаюсь дара речи. А в это время...
Проходит пара минут. щелкает в двери ключ... И сцена повторяется.
- Это может продолжаться бесконечно. Что это? Все, что я говорю ему, он делает вид, что не запоминает.

"Синдром Корсакова - необратимый амнестический синдром при алкоголизме, выражающийся в нарушении памяти на текущие события...", - вдруг вспоминаю я строку из конспекта по психиатрии. И не верю... Но подтверждение нарколога не оставляют сомнений.

Через год они переезжали в соседний дом. Н. вместе со всеми носил вещи, шутил уже меньше, и все чаще окружающие замечали его бессмысленный взгляд. Вечером следующего дня громкий голос новой соседки на площадке лишь подтверждает прогрессирующую потерю памяти. На пороге уже бывшей квартиры стоял Н. и не понимал, куда делась его семья, и что здесь делают эти люди.

В течение месяца ситуация повторялась, но все уже знали, что его просто надо было проводить до порога новой квартиры как маленького ребенка, который потерялся.
Позже его встречали возле подъезда дома, где Н. жил раньше, - он не помнил, в каком подъезде прожил более 10 лет. Потом он забыл дорогу на работу и  о том, что его уволили; перестал помнить дорогу от электрички до дома, но все это время не забывал пить...

Его нашли зимой замерзшим на станции поздно ночью. Он не помнил, куда идти дальше... Ему было всего 38 лет.

Вот и на прошлой неделе, после прослушанной темы, на перерыве ко мне подошла слушательница: "Мой муж пьет уже много лет. Иногда мне кажется, что он надо мной издевается, потому что все, что я ему говорю, он не запоминает и это может повторяться много раз, пока я сама все не сделаю"... Терпение и психиатр-нарколог вам в помощь...

Так и хочется крикнуть на весь мир: "Что ж вы с собой делаете, люди?!!!"