Двойные стандарты. Почему

Виктор Попов 7
      Одно время модно было упрекать Запад в «политике двойных стандартов». Сейчас мы слышим иную риторику – более агрессивную. То ли приелся затёртый слоган, то ли  информационная война приобрела новую, более открытую и циничную форму.

      Ещё недавний скандал с прослушиванием фрау Меркель американскими спецслужбами не вызывал в прессе даже толики того информационного торнадо, которое раздувают эти же демократы после якобы вскрытия их почты русскими. Самое время канцлеру независимой Германии воскликнуть: «Натюрлих, швайн». Что в вольном переводе к немецкому означает: а не свинство ли это?
      На фоне системной прослушки руководителей стран Евросоюза, порыться в почте какой-то партии – просто детская шалость. Или забава.

      Однажды я услышал обезоруживающую реплику остроумного политолога: «А где вы видели когда-нибудь политику не двойных стандартов?».
      Действительно. Мы знаем, что политика – это искусство возможного. Двойные стандарты, пожалуй, самый безобидный из набора её искусных приемов.
      И этому действию легко находится англосаксонское оправдание: «Известно – мерзавец, но ведь это наш мерзавец».
      Или русское, публично не высказанное и менее одиозное: «Своя рубашка ближе к телу».

      Политика двойных стандартов была и есть. И будет приобретать более изощрённые формы.

      Стереотипы восприятия человеком действительности исходят из первоначальной монополии на правду любого из нас.
      Ведь мы не можем каждый раз терзаться сомнениями, принимая то или иное решение. Уверенность в правильности действий заложена нам в подсознание тем опытом, который получен в собственной жизни или передан потомкам предыдущими поколениями.
     И вовсе не факт, что мы адекватно воспринимаем действительность. Но не может развиваться человек, общество, социум без веры в правоту своих деяний.

      Пример, коррупция.
      До недавнего времени образ гаишника воспринимался обществом как яркий пример из плеяды взяточников. При этом каждый из нас готов был дать соответствующую сумму денег представителю власти, чтобы «решить вопрос», особенно при очевидном правонарушении. Себя при этом считая жертвой. Никого не смущала очевидная нелепость логической цепочки: я превысил скорость, нарушил Правила, я предлагаю заплатить штраф на месте, зная, что деньги пойдут в карман полицейского, а коррупционер – он. И если хотите: вся власть прогнившая, и, вообще, в каком государстве мы живём.

      Подобную ситуацию заведомо прописанного сценария двойных стандартов можно разглядеть на каждом шагу.
      В отношениях мужа и жены.
      Супружеская неверность. Известные ревнивцы, как правило, очень лояльны к собственным прегрешениям. Не говоря уж о противоположных взглядах на измены мужчин и женщин: романтика донжуанства одних противопоставляется распутству других.

      В отношениях начальник – подчинённый.
      Авторитарный стиль правления предполагает дорогу с односторонним движением: уважение, чинопочитание, раболепие. Если этот стереотип не оправдался, то начальник – тряпка. Если тиран шагает в буквальном смысле через трупы – великий человек.
      Цель оправдывает средства – так мы думаем, если напрямую нас это не касается.   
      «Но есть и божий суд, наперсники разврата» – всё чаще приходится вспоминать бессмертную фразу поэта, когда мы бессильны повлиять на раскрученный маховик несправедливости.

      Стоит ли удивляться скандальным кампаниям по поводу применения допинга в спорте. Полвека назад в «Комсомольской правде» были приведены шокирующие по тем временам факты употребления спортсменами запрещённых препаратов. Прекрасно помню лейтмотив публикаций: спорт высоких достижений – это прежде всего состязание фармакологий. Кто впереди планеты всей в изобретении новых, никому не ведомых стимуляторов, тот и чемпион. Но, это было время любительского спорта, когда на Олимпийские игры профессиональные спортсмены не допускались. Сегодня индустрия спорта использует «спортивный интерес» ради одной цели – обогащения. Нажива – вот стимул, о котором с пренебрежительным оттенком отзывалась коммунистическая пропаганда, и который сегодня вытесняет остатки рыцарства в турнирах соперников.
      Современному спорту, насквозь пронизанному политиканством, допингом, жаждой получения максимальной прибыли пора уже ставший фальшивым девиз «быстрее, выше, сильнее» заменить на более правдивый: «больше, хитрее, циничнее».
      Но привычка жить двойными стандартами никогда не позволит нам называть вещи своими именами. Невольно упираемся в сентенцию:
      «Вся жизнь – театр, а люди в нём актёры».

      Как не сфальшивить?
      Вначале определиться со сценаристом и режиссёром.
      Без везения и удачи здесь не бывает успеха. Но главное в другом.
      Талантливый актёр не может состояться без обратной связи. Без понимания своего места в изменчивом мире. А следование двойным стандартам равносильно смерти художника, как личности.
      Это касается и нас с вами.

      Юбилейный концерт безупречного Раймонда Паулса.
      Открывают звёзды, несколько поблекшие, но сохранившие неувядаемый шарм. Особенно блистает Лайма Вайкуле.
      Но, позвольте, вокал без фонограммы от Г. Лепса (как и от Аллегровой) вообще никакой. Особенно на фоне следовавших за ними ярких участников проекта «Голос». Неужели сам Григорий не понимает, что пора уступить дорогу тем, к которым поворачивался? Ну, по крайней мере, не петь с ними в одой упаковке.
      Наконец Примадонна. Охо-хо – переключил на другой канал, поскольку хотел сохранить в памяти позитивные впечатления молодости.
      Двойные стандарты. Стандарты молодости – стандарты зрелости. Стандарты души – стандарты бизнеса.
      «Рюмка водки на столе» или «Подберу музыку к судьбе, чтоб теплей стало на ветру».
      О вкусах не спорят.

      Вкусы навязывают.
      Особенно, если это связано с деньгами. Реклама – двигатель торговли, особенно залежалым товаром под названием «попса».
      
      Во времена развитого социализма широкие народные массы были предупреждены, что задача империалистической пропаганды состоит в оболванивании населения с целью отвлечения его от классовой борьбы.
      Сегодняшняя свободная демократическая пропаганда достигает эту цель более изощрёнными способами. Любые новости федеральных каналов содержат криминальную хронику: мне непременно нужно знать, что в городе N пропал ребёнок, а в городе М в дорожно-транспортном происшествии пострадали две женщины; что в городе NN произошло убийство девушки, а в городе ММ на пожаре жертвами несчастья стали дети. Проводится расследование, возбуждено уголовное дело.
      Это «возбуждённое» уголовное дело – финал. Власть напоминает, что всё под контролем. (В том числе наше сознание и подсознание – заметим в скобках).  Человека круглосуточно зомбирует информацией с целью посеять страх и неуверенность в завтрашнем дне.
      
      Тем самым в подсознании людей формируются двойные стандарты. Образ врага. Он не видим, но он реален. Он не осознан, но он действует.
      Олигархи? – под контролем.  Коррупционеры? – арестованы (от домашнего ареста до 14 лет лагерей).
      Это раньше можно было не выключать свет в кремлёвском окне Сталина, чтобы народ понимал заботу вождя. Сейчас четырёхчасовой пресс конференции мало…
      
      "Средства массовой идиотизации" работают во всём мире, порождая не только двойные стандарты. 
      Потому-то и проливается кровь.
      Хотя все религии и народы согласны с одним стандартом: «Не убий».