О добре и зле

Ольга Безуглова
Говорят: "Не делай добра, не будет зла". Но как же так, почему? Я задавала этот вопрос себе не раз, и вот к какому выводу пришла. Не всякое добро, вызывает в ответ зло. А только то, о котором тебя не просили. И это первое, что надо понять и усвоить: не просят - не помогай, не лезь со своим добром, так как понимание, что есть добро, а что зло, очень сильно различается у разных людей.

У Ошо есть притча о черепахе, которая пол дня перебиралась через дорогу, а сердобольный человек, увидев ее, взял и отнес на обочину (из лучших побуждений, чтобы ее какая-нибудь телега не переехала), и пришлось черепахе все начинать сначала, потому что перенес он ее туда же, откуда она свой путь утром начала.

И второе соображение. Делая добро, не жди ничего в ответ. Иными словами: добро должно быть безусловным, как и любовь безусловной. Как это понимать? Я люблю, потому что люблю (а не потому, что ты меня любишь, а ты разлюбишь, и я разлюблю - это любовь с условием). Так и добро. Ты делаешь добро, потому что ты это хочешь делать, сделал - получил удовлетворение, так чего же ты еще ждешь? А, все-таки ждешь? Вот и получаешь, но совсем не то, чего ты ждал, увы...

Отсюда второе правило: если тебе делать доброе дело в напряг, не делай его, а если это твоя потребность, - не жди за нее благодарность.

И вот если выполнять эти два правила, то зла в ответ на добро в принципе не должно быть...
Однако часто люди удивляются: "Я столько добрых дел сделала, а почему-то ко мне добро не возвращается". А ведь и правда, бывает и так. Почему? Может быть потому, что не все то добро, что нам добром кажется?

А иллюстрацией к этим моим размышлизмам я выбрала картинку с цитатой из наследия персидско-таджикского поэта Абул Хасана ибн Джулух Фаррухи Систани:

"Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить - трудней"

И вот почему. Не согласна я с поэтом. Наоборот, добро творить гораздо проще. Да, оно требует усилий, но ведь и зло без вложений труда, времени, сил не совершить. Однако для человека с моральными устоями совершить какое-то даже небольшое, по нашим человеческим меркам, зло, на самом деле, надо приложить очень много усилий. Сначала убедить себя, что это не зло, ничего плохого, мол, я не делаю. И вот эта очень распространенная формула уговаривания себя на нечистое дело: "Все так делают"...

А где-то там в подсознании остается заноза, что нет, не все, и что все-таки неправильно поступил. Отсюда вытекает объяснение, почему человек, совершивший подлость по отношению к другому, обычно его не любит, мягко говоря. Да потому, что этот человек, даже если жертва и не подозревает о предательстве друга (соседа, коллеги, знакомого), служит для предателя немым укором, вечным напоминанием о его подлости...

И кстати, отсюда же вытекает и еще одно следствие: согрешивший раз, согрешит еще не раз...