Фиолетовый заяц

Людмила Панова
    Потеплело совершенно неожиданно.  Обещали холодный дождливый день. Я специально посмотрела погоду в интернете  : холодно, еще холоднее, дождь. Я не слежу за прогнозом и поэтому оказываюсь в дождь без зонта, а в холод без шапки. Сегодня все было не так.  Надела ветровку и осенние туфли: конец августа - такой непредсказуемый период. Взяла зонт, в последний момент прихватила еще и шарф, лишним не будет, в крайнем случае сниму.
    Я вышла на улицу, и тут же  закрались сомнения по поводу правильности прогноза. В автобусе, по дороге на конференцию,  начала раздеваться. Жара была невыносимая, настроение испортилось. Последний день отпуска провести на работе - само по себе уже не радует, а еще и эта жарища. Учительское  августовское совещание проходило в Доме культуры. В пластиковом зале. Бывают разные залы: янтарный, зеленый, белый. А этот - пластиковый! Все в нем сделано из пластика - потолок, стены, сиденья.  Дышать  было  абсолютно нечем.
   На пластиковых  креслах сидели усталые, замученные отдыхом на огороде женщины. Женщины-учителя. Молодежи практически не было, как не было и учителей-мужчин.  От каждой школы на совещании присутствовали директор, завуч и те, на кого можно было надавить и уговорить посетить сие мероприятие. Меня не упрашивали, просто позвонили: надо! Я заняла выгодное место на самом верху зала, подальше от начальства и поближе к выходу. Ничего интересного уважаемый лектор не говорил, по крайней мере, для меня. Конечно же, он пошутил по поводу нового высказывания одного из наших Министров насчет того, чтобы учителя уходили в бизнес. Это не было смешным, но люди в зале оживились, чувствуя себя умнее и выше этого Министра.      Рядом со мной сидела моя коллега, она была в гораздо лучшем, чем я, настроении. Еще бы, после совещания она уезжала в Петербург, второй раз за лето! Стало совсем грустно. Да еще жара эта, совершенно нечем дышать.
   Я посмотрела на зал сверху вниз и подумала: «Как символично... Что я тут делаю? Сегодня крайний день моего отпуска, я не услышу ничего нового и тем более интересного для меня, к тому же я уже покрылась от этой духоты красными пятнами. И что меня тут держит?»  С этой светлой мыслью я и удалилась.;Дома настроение не улучшилось. Листая на планшете новостную ленту я вдруг подумала: а не поехать ли мне в Воронеж? Впереди еще суббота и воскресенье. В Воронеже живет моя подруга, которая каждый день написывает мне то жалобные , а то сердитые сообщения. Суть их такова: немедленно приезжай! 
   
   «Надо посмотреть, может и билетов-то нет», -подумала я, набирая сайт железной дороги.
Билеты были.
«Если нижних мест не будет, не поеду!» - пообещала я сама себе мысленно.
Были и нижние места.
«Да ну, бред! Поезд в 23 часа, сейчас почти девять вечера, поздно уже»,-   размышляла я, машинально накидывая вещи , которые можно было бы взять с собой, на диван.
    Я позвонила мужу и получила от него совет: "Конечно, поезжай!"  Одной рукой  я напихивала вещи в дорожную сумку, а в другой держала телефон, попутно вызывая такси. Хорошо, что город невелик, успела купить гостинцы, доехать до вокзала, купить билеты и загрузиться в прекрасном настроении в свой вагон.
    Мое место оказалось в самой середине плацкартного вагона, нижнее боковое. Соседями моими были блондинка, уткнувшаяся носом в подушку, девушка с маленьким ребенком, дама интересного возраста с кучей авосек , ее муж в сандалиях и высоко натянутых носках. Место на верхней полке, прямо над моей, оставалось свободным.    

   Некоторое время все мы, кроме спящей девушки, которая ехала из Нижнего Новгорода, устраивались. Дама распихивала свои баулы, доставала для себя и для мужа одежду, чтобы переодеться в дороге, в общем, по хозяйству, что называется. Муж ее в это время сидел на краешке нижней полки и молчал.
   Девушка тоже хозяйничала. Расстелила свою, домашнюю простынку, и попыталась уложить малыша спать. Малыш не укладывался, а совсем наоборот, соскользнул с диванчика и резво побежал по коридору вагона. И что удивительно - не упал, хотя по всему было видно, что совсем недавно научился ходить. Девушка поймала мальчишку и вернула на место. Тот выразил свое законное возмущение громким криком. Он не плакал, просто закричал и посмотрел на маму. Мама достала игрушки, баранки, и оставила идею  с укладыванием сына.

   Блондинка от крика проснулась и оказалась не совсем девушкой. Как потом выяснилось, было ей 56 лет. Удивительно, до чего она была хороша! Стройная, с длинными светлыми волосами и голубыми глазами. Девушке, понятное дело, одной с дитем было нелегко. Пришлось нам с блондинкой ей помогать. Мне не трудно, я бабушка уже, у меня внуки такие же. А у блондинки – тоска. У нее нет детей. И ей за счастье потискать маленького живого пупса.Дама с мужем, попив чаю с домашней снедью, укладывались спать.
   И вот тут появился наш сосед, человек, купивший билет на верхнюю полку, расположенную над моей. Высокий, средних, что называется, лет мужчина, в майке с короткими рукавами и шортах. Руки и ноги  нашего попутчика  были сплошь покрыты татуировками. Из багажа - только плюшевый  заяц невообразимого фиолетового цвета и пакет с апельсинами. Понятно, что неприлично так пялиться на незнакомого человека, но мы все именно пялились. Я пыталась делать вид, что не смотрю, но дракон на плече мужчины просто притягивал мое внимание.
   Дама завозилась, забеспокоилась и, когда мужчина пошел за бельем, сказала, обращаясь к мужу:
- Зек! Точно зэк. Я таких повидала в Мордовии, разрисованных. И багажа нет, откинулся недавно. Петя, смотри за вещами!
- Угу,- буркнул Петя и отвернулся к стенке.
- Ну зачем вы так?- возмутилась Блондинка, - вы же его совсем не знаете.
- А ты знаешь, смотрю! – недобро парировала Дама.
- А вот сейчас узнаем, - поддержала я блондинку,- сейчас познакомимся и узнаем.

   Дорога длинная, делать нечего, спать ложиться нет смысла. Поезд приходит в три ночи. Проводница предупредила, что она, конечно, должна всех разбудить, когда надо, но она пятые сутки работает и за себя не ручается.
Мужчина с татуировками постелил постель и забрался на полку. Некоторое время он пытался разместиться на ней, но ноги его никак не умещались. Если лечь на спину и согнуть ноги в коленях, они упираются в третью, багажную полку. Лечь на бок - колени вылезают в проход и люди, которые ходят туда-сюда, постоянно задевают их. Покрутившись и так, и сяк, мужчина спрыгнул со своего законного места и вежливо обратился ко мне:
- Девушка! Вы же все равно не спите, разрешите, я тут посижу?
- За девушку - отдельное спасибо, -улыбнулась я, - конечно, присаживайтесь и давайте знакомиться.
 
  Мужчина вздохнул, как мне показалось, с облегчением и представился:
- Илья.
И тут мы все вспомнили, что сами-то до сих пор не познакомились. Когда  «официальная часть» закончилась, блондинка Ирина спросила:
- Извините, Илья, у вас все в порядке? Вы без багажа. Его, надеюсь, не украли?
Понятно, что спросить мы хотели не об этом, но Ирина молодец, нашла, как сказать. - Все гораздо проще,- начал Илья,- я возвращаюсь из командировки. Друзья поехали на машине и забрали багаж, а я вот не поместился. Перед поездом на вокзале купил сыну медведя и апельсинов.
- Зайца, - поправила до этого вроде бы спящая Дама.
- Зайца купил, а не медведя,- повторила девушка Настя.
- Зайца? - удивился Илья. – А! Ну да, зайца,- и засмеялся.
И мы засмеялись. Только Дама отчего-то не смеялась. Мне даже показалось, что она обиделась.

   Мальчишка наконец-то заснул,  и девушка Настя присоединилась к нам.
- Знаете,- начала она неожиданно, - я вот подумала, ведь нужно верить людям, зачем сразу плохое думать? Вот мой сын, он же для меня всегда лучший, всегда дорогой. Так же и любой человек. Кому кто дорог, для кого тот  самый лучший.
Ночь в поезде - самое время порассуждать о чем-то философском. Ирина взялась было рассуждать о социальном устройстве, о том, что человек часто поставлен в такие условия, что не может творить добро без ущерба для себя.
Илья в ответ ей попытался пошутить:
- Путин виноват!
Но шутку не подхватили и продолжали рассуждать о добре и зле.  Как же победить зло и установить царство добра? Очередь дошла и до меня.
- Я вот убеждена, что окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие,- сказала я.
Дама, которая, оказывается, вовсе и не спала, ответила мне из-под простыни:
- Встретишься вот на узкой дорожке с зеком, посмотрим, как твое милосердие тебе поможет. Ишь ты: любовь! милосердие! Глупая ты, жизни-то не знаешь, видать.
И тут я вспомнила! Как раз про зека. И про поезд.

   Я вышла замуж рано, едва исполнилось девятнадцать лет. Муж мой – военный летчик, уехал к месту службы на второй день после свадьбы. Я же должна была собрать вещи, написать в институте заявление на академический отпуск и приехать к нему. Это было не трудно - собрать вещи. Первое - и самое важное - дневник. Его я не могла оставить дома. Затем - маленькая куколка, смешной  звереныш, похожий и на зайца и на медведя одновременно, сувенир из Молдавии. Его мне подарил знакомый парень и сказал при этом:
- Носи с собой, он как талисман, будет тебя оберегать.
 Значит, он тоже поедет.
Платья, туфли, розовая соломенная шляпка, папка с рисунками, карандаши и краски, блокнот (В блокнот я выписала рецепты приготовления блюд: щи, манная каша и блины).
Вот и все. Я к поездке готова. В институт не поехала, подумала, что жизнь моя коренным образом меняется и, значит, институт пусть останется тут, в этой жизни.

   Это была моя первая самостоятельная поездка. Все, я замужем, и поеду как взрослая далеко-далеко. И совершенно одна.
Поезд подали рано. Я вошла в вагон и расположилась на своем месте, на верхней полке, одна из первых. Нижнюю полку занял мужчина в костюме. Из багажа у него была бутылка водки и пакет с мандаринами. Тогда еще не было закона, запрещающего выпивать и курить в вагонах и самолетах. Мужчина сидел напротив и смотрел на меня в упор. Я, заметив его взгляд, стала заливаться румянцем. От того, что я так нелепо отреагировала, мне стало жутко стыдно, и я покраснела еще больше. Мужчина усмехнулся и отвел взгляд. А я, честно, чуть не заплакала. Что такое? Почему я всегда краснею? К месту и, чаще, даже не к месту. Мужчина снял пиджак и остался в одной майке. Руки, плечи, грудь - все что не было закрыто майкой , было покрыто фиолетового цвета татуировкой. Никогда я раньше не видела столько рисунков на одном человеке! Прямо-таки фиолетовый человек получился!
Рассматривать мужчину я не посмела.

  Вторую нижнюю полку заняла женщина средних лет, которая сразу же, как села, стала доставать из сумки и выкладывать на стол еду. У меня тоже была с собой провизия. Мама положила мне стандартный набор - курицу, пирожки и конфеты. Но я постеснялась доставать все это, достала только конфеты, намереваясь съесть их позже незаметно.
Проводница принесла чай, и я спустилась вниз. Женщина заняла весь столик и не было никакой возможности поставить стакан .
Держа в одной руке стакан с горячим чаем, другой я пыталась развязать целлофановый пакет с конфетами.
- Угощайтесь!
Мужчина конфету не взял, ничего не сказал мне, встал и пошел в конец вагона.
Как только он ушел, женщина начала мне выговаривать:
- Ты глупая, что ли? Не видишь - это зек! С зоны едет. «Угощайтесь!» Пырнет тебя ножичком-то ночью, вот и угостишься! Дура –дурой, честное слово. И как тебя одну-то отпустили?
Я и сейчас не люблю, когда людей обижают ни за что, а тогда была молодая и несдержанная. Так неприятно стало, обидно даже за человека.
- Я, может, и дура,- говорю, - Но обижать человека нехорошо. Вот он придет, вы ему это и скажите, зачем за глаза наговаривать? Он ничего вам плохого не сделал, слова грубого не сказал!
- Деньги лучше спрячь. Бестолковая, стырит денежки-то, будешь знать!
- Ничего не стырит! И прятать не буду. Сами не стырьте!- Ах ты дрянь малолетняя! - разошлась женщина.-  Я тебе…
Но договорить не успела. Мужчина в наколках подошел неслышно и навис над женщиной в угрожающей позе. От него сильно пахло алкоголем. Он сдвинул продукты на столе, отчего часть их упала на пол, и поставил бутылку ,в которой не хватало больше половины.
- С вещами на выход! –шепотом сказал он женщине. – Быстро! Пошла.
Женщина не стала спорить, что-то очень страшное послышалось в этом шепоте. Она взяла сумки и безропотно поспешила в другой конец вагона, видимо, договариваться с проводницей.
Мужчина взял со стола бутылку и допил прямо из горлышка все, что там оставалось. Затем достал из пакета мандарин, почистил и протянул мне:
- Ешь!
- Спасибо, - поблагодарила я и взяла мандарин. – Я очень люблю мандарины. А вы почему чай не пьете?
- Пью, когда больше нечего, - усмехнулся мужчина.
- Давайте познакомимся, - предложила я. - Меня Таней зовут, Татьяной. А вас как?
- Костян, Костя значит,- не сразу ответил попутчик.
Разговор не клеился, сидеть молча было неловко, и я сказала Косте:
- Ну ладно, спокойной ночи, я спать!
Женщина, которую Костя прогнал из нашего купе, видимо рассказала всему вагону про зека и глупую девочку, потому что люди, проходя мимо нас, как-то странно смотрели на меня. Было понятно, что ходят они специально, чтобы посмотреть.
- Спать мешают,- толи спросил, толи констатировал Костя.
Кроме меня, в купе никого не было , и я ответила:
- Ага…
 
   Костя медленно поднялся, достал из кармана нож и пошел вдоль вагона.
- Внимание, граждане пассажиры! Слушаем сюда! Таня легла спать. И если хоть одна падла пройдет еще раз мимо купе, или, не дай бог, подаст голос…
Больше он ничего не сказал. В свете фонарей в руке блестел нож.
Признаться, я испугалась больше всех! Зажмурившись, я лежала на своей полке и не дышала. Когда я приоткрыла глаза, то испугалась еще сильнее.
Прямо напротив моего лица было лицо Кости. Он пристально смотрел на меня и дышал алкоголем. Было неприятно, но отвернуться я не посмела.
Костя потянулся к пиджаку, достал из него толстую пачку денег и подсунул мне под подушку.
- Это тебе, Танюшка. Я на севере работал, долго работал, вот домой еду.
Купишь себе что-то от меня, на память. И не перечь!
Всю ночь я не спала и боялась пошевелиться. Когда Костя прилег и, мне показалось, заснул, я спустилась вниз и очень осторожно положила деньги в карман его пиджака. Потом подняла упавшую на пол простыню и укрыла Костю. Костя спал, по его щеке скользнул блестящий луч света. Или слеза? Наверное, все же, луч.
Утром я пошла сдавать постель. Костя еще спал.  Но вернувшись, я не обнаружила его в купе. Матрас был свернут и убран.
«Не попрощался даже», -подумала я.

   На перроне выходящие пассажиры показывали на меня пальцами и рассказывали встречавшим их о соседстве со мной и Костей.
Я потащила свой чемодан к стоянке такси. Муж мой встретить меня не мог, так как было утро, и у него были полеты. Ждать, когда он освободится, не хотелось.
Около одной из машин я увидела, как мне показалось, Костю. Водитель такси вышел из машины и подошел ко мне:
- Куда едем, мамзель?
- В военный городок! К мужу! - как можно уверенней ответила я.
- Поехали! - водитель взял мой чемодан и положил в багажник.
- А сколько будет стоить?- голос мой звучал уже не так уверенно.
- Нормально все будет, - успокоил таксист. А по приезде в городок он совсем отказался от денег.
- Оплачено! – хлопнул дверью и уехал. 

   Я стояла у ворот и недоумевала. Может, я на дочку его похожа? Или на девушку? Или что?
Из ворот выбежал мне навстречу муж, и я забыла и о попутчике Косте, и о добром таксисте. А вот теперь, в поезде, вспомнила.
И вспомнила притчу, про волков.
Когда- то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над словами деда и спросил:
- А какой волк в конце концов побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Наверное, в Косте тогда победил волк, представляющий доброту, любовь, надежду. Хотелось бы верить, что победил навсегда.
Мне вот уже давно не девятнадцать, а я до сих пор стараюсь кормить этого же волка в своей душе. Иногда, конечно, перепадает кусочек и второму волку, но очень редко.
Таким образом, вечный вопрос борьбы добра и зла остается злободневным
и решается каждым самостоятельно.

   Неожиданно из темноты раздался шепот:
- Простите! Я проспала! Пять минут до Воронежа, поезд стоит три минуты!
Взволнованная проводница пыталась растолкать спящую даму.
- Я дальше еду, безобразие, -прошипела недовольная дама.
Блондинка Ира тоже спала, уткнувшись носом в подушку. Спала,  примостившись на самом краешке полки, и молодая мама Настя, обняв одной рукой своего малыша Ванечку.
- Не волнуйтесь, мы не спим, все нормально,-  успокоил проводницу Илья, подхватывая мою сумку.
На станции Воронеж – Придача выходили только мы с Ильей, Ирина и Настя ехали дальше, к морю.
- Ну что, берем такси? – на ходу спросил Илья.
- Нет, меня подруга встречает.
Я оглянулась и увидела Лизу и ее мужа Александра.

  - Медведя, медведя забыли! – проводница стояла на ступеньке вагона и размахивала фиолетовым зайцем.
- Зайца! - не удержалась я. - Илья, зайца и апельсины!
- Отдайте Ванечке! Мальчишке отдайте! – засмеялся Илья, ничуть не огорчившись. - Подарок ему!
- Танька! Как хорошо, что ты приехала! – веселилась подоспевшая Лиза.
-Лиза, мы же подвезем Илью, правда?- обратилась я к подруге.
- Мы подвезем Илью. Конечно же,мы подвезем Илью, какие вопросы? Правда же, Саша?
- Так само собой, - констатировал невозмутимый  Лизин муж .
И мы дружно двинулись к машине.