Жизнь в СССР. ч. 2 Встреча с воинами афганцами

Марьша
 Фото  встречи с воинами - "афганцами".      

Немножко о себе. По специальности я – экономист. По предназначению я -преподаватель. А по  призванию – массовик–затейник.
 
        Поэтому, в нашей организации проводились такие мероприятия, которые поднимали настроение   всему коллективу,  дарили радость  уставшему человеку и  благодарность за заботу  о  рабочем человеке.  Коллектив был дружен и работящий.

        Так случилось, что я возвращалась из командировки из  Тольятти через Москву. Чтобы не было скучно в поездке, приобрела журнал «Огонёк» и стала читать. «Дошла» до  красочной вкладки и меня охватил ужас от увиденного: два молоденьких  парнишки  каждый  БЕЗ ОДНОЙ  РУКИ помогали продвигаться  пареньку  БЕЗ ОДНОЙ НОГИ. Журналист добавил, что эти парнишки – инвалиды афганских событий, сейчас они лечатся в госпитале  в Москве  и к ним, к сожалению, никто не приходит. Вроде бы они не наши соотечественники, а чужие, никому не нужные люди!
        Видит Бог, я не могла успокоиться за 24 часа пути.
        И по приезде в Кировоград на  отчётном собрании в цеху техобслуживания, где мы обычно собирались  на  экономическую учёбу  всего коллектива, которая была обязательна  по Уставу предприятия, и которую проводила я, чтобы рабочие знали  экономические и финансовые показатели своей организации, я решила довести до сведения нашего коллектива о таком ужасном положении молодых ребят.  Проведение экономической учёбы   было очень мудрым  решением  Высших партийных органов. Рабочие должны были знать результаты своей работы. В цехе же мы проводили  по каждым вторникам  для всего коллектива  короткие собрания  для сообщения    насущных вопросов.
       У нас был «Красный Уголок».  Но, чтобы собраться  в нём, рабочим 5-ти цехов нужно было помыться, переодеться, а эти сборы  как раз бы «забрали «  весь рабочий день. Клиенты  же, сдавшие свой транспорт на техобслуживание и ремонт, стали бы  сильно  нервничать и скандалить.  Нам этого совершенно не было нужно!  Поэтому решение о проведение  разных мероприятий  в цеху было целесообразным.

      Я рассказала  коллективу  о  результатах   командировки, о показателях работы организации  и последним вопросом  рассказала об этом ужасном положении наших молодых соотечественников. Для  того, чтобы мужчины убедились в этом (женщин я посвятила в это раньше и они стояли , шмыгая носами, и вытирая слёзы),  журнал «Огонёк» пустили  «по кругу».  И после этого предложила пригласить инвалидов Афганских событий Кировоградщины   к нам в гости вместе с семьями:  родителями, жёнами. А для проведения  этой встречи  нужно было собрать деньги со всего коллектива и выделить  материальную помощь из Фондов.
      Все 150 голосов закричали с одобрением. Приняли решение: для проведения встречи весь коллектив сдаст наличные деньги по желанию,никто, никого заставлять или осуждать не будет.
      Для оказания материальной помощи  выделяются средства из  ФМП -фонда материального  поощрения. При чём, инвалидам 1-ой группы – по 250 руб., инвалидам 2-ой группы- по 200руб., инвалидам 3-ей группы – по 150руб. Тогда это были хорошие деньги!
Отмечу, что мы пока не знали, сколько всего инвалидов на Кировоградщине, и сколько денежных средств потребуется на проведение этого мероприятия. Но весь коллектив  принял решение на проведение данного мероприятия.
        Тут встал вопрос, откуда взять сведения об инвалидах Афганских событий? Мужчины сразу сказали адрес – в Военкомате.
       -Кого направим за информацией?
-Марию Алексеевну,то бишь меня и председателя профсоюзного комитета Валентину Михайловну.               
       Нам тут же выделили машину и повезли в Военкомат. И тут мы были удивлены    отношением военкомовских  служак со «звёздами»  к элементарному вопросу.                На наш вопрос – где получить сведения о Ф.И.О. и адресе инвалидов, на нас смотрели, как на  не совсем нормальных и отсылали из одного кабинета  в другой.
Дошли до кабинета заместителя Военкома-мужчины около 45 лет, подполковника.
На мой вопрос, он небрежно отвечает: « Эта информация – военная тайна! И никто такой информации вам не даст!»

- Да что Вы говорите? По улицам Кировограда ходят мальчишки на костылях – это тоже Ваша военная тайна?
18-летние пацаны стали инвалидами из-за Афганских событий и ходят  без рук. Это тоже Ваша военная тайна? Эту военную тайну мы  видим ежедневно.
А теперь  наш коллектив  ждёт вашего решения: « Если в течение 3-х дней мы не получим эти сведения,  поедем в Киев».
На стол кладём номера контактных телефонов и уходим.

      Ждать пришлось недолго. На следующее утро раздался телефонный звонок  из Военкомата  и нас пригласили за Списками инвалидов Афганских событий. Поехала я . Выразив благодарность, я пригласила представителя Военкомата на нашу встречу, чтобы придать этой встрече государственный статус. С условием, что они подготовят  речь мин. на 3-5. Больше слов и не нужно!
      Привезла Списки, распределили обязанности  по организации встречи. Мне поручили  сбор денег со всех работников. Я начала с бухгалтерии и планового отдела, где работают женщины. Меня удивила  рядовой бухгалтер Ольга Васильевна, которая при  окладе в 90 руб. подписалась на 40 руб. помощи. Все женщины подписались соответственно. Дошла до директора. Сейчас он в Мире Ином и мне не хочется называть его имя,но он меня тоже удивил, так как не мог решиться, на какую сумму подписаться. Оклад его был 230 руб и получал неплохую премию,но подписаться  на приличную сумму не хотел. И спрашивал меня:»Мария Алексеевна, а на какую сумму мне подписаться?»  С начало хотел подписаться на 20 руб, но видя, что женщины подписались на сумму от 40 руб и больше, заёрзал и подписался на 40 руб.
      Мужчины – рабочие подписывались даже на 100 руб. Но один из них подписался на 1 руб.   Конечно, женщины были шокированы,но мы  договорились не осуждать никого!  2 инженера по гарантии, кроме денег, привезли 2 ящика с отборными яблоками и 5 тортов.
      Председатель профкома  с женщинами стали готовить «Красный Уголок» для встречи: помыли окна, подчистили стены, купили новые шторы и развесили с помощью мужчин.  Другие женщины  со склада  приобрели скатерти на столы . Все женщины принесли из дома чайные сервизы, тарелки , вилки и ложечки.
      Секретарь печатала Пригласительные и отправляла по адресам  молодых инвалидов.
На меня возложили обязанность  ведение программы встречи.
      И вот настал день встречи. Выдержать это женщинам было сложно. Бухгалтерия и плановый отделы находились на 1-ом этаже  с окнами на въезд на территорию. Появляется машина «Запорожец». Из двери с начало выпускаются 2 протеза без обуви, затем 2 костыля, а потом появляется  белобрысый паренёк – Боря Белоконь. Увидев его,  все женщины зарыдали. Меня  стали отпаивать успокоительными, так как  мне вести программу встречи.
      А потом стали появляться инвалиды – молодые пацанята, на которых без жалости смотреть нельзя было.
      У входа в наше административное здание стояли 2 наших рабочих в костюмах, в белых рубашках и галстуках и провожали  гостей на 2-ой этаж, помогая подняться.
Многие прибыли  с родителями. Некоторые прибыли с жёнами.
      У одного паренька – инвалида 1-ой группы , (к сожалению я  забыла их имена, прошло уже около 40-ка лет), жена родила девочку, находилась в Роддоме и он не смог приехать на встречу. Кроме денежной помощи, мы ему купили детский атласный «конверт», пеленки, распашонки, бутылочки, соски, куклы.

      Вдруг появляется паренёк с травмой лица. Я не буду описывать. Это – ужас! И обращается ко мне со словами: «Если хотите оказать помощь, то дайте, я на встречу оставаться не хочу». Конверты с помощью были у председателя профкома. Мы его уговаривали всем женским коллективом остаться,но он отказался категорически. Валентина Михайловна выдала ему конверт.
      Спустя какое-то время я его встретила на вокзале, за ним шла его полностью седая, высохшая  мать и умоляла:»Сыночек, родной мой, идём домой». К сожалению, молодой  пацан  стал ни в себе.

      Но вернёмся к вечеру. Вечер вели я и  наш рабочий. Мне удалось собрать все силы и я  выступала  без слёз. (Есть фото этого мероприятия, я чуть позже поищу и размещу в статье).
Первое слова было представлено нашему директору. Он приветствовал  воинов,  родителей,жён.
Второе слова  дали представителю Военкомата. Он  «уложился» в 2 минуты и сразу попросился уйти. Мы его не задерживали.
А потом мы просто общались. Я представляла каждого  воина, благодарила родителей за воспитание  настоящих защитников. За столами началась дружеская беседа. ХОЧУ ПРЕДУПРЕДИТЬ,ЧТО СПИРТНОГО НЕ БЫЛО!

      Засветились лица матерей, засверкали глаза отцов. Заулыбались  воины-инвалиды. Все находили темы для общения, минуя тему Афганистана.
Встреча длилась долго: с 15 часов до 19 часов. И в конце встречи встаёт мама одного парнишки и со слезами начинает говорить: « Мы низко кланяемся вашему коллективу за эту встречу. Без вашей помощи мы как-нибудь бы прожили. Но за чествование наших сыновей мы вам благодарны до глубины души! Стыдно признаться, что, когда наши дети без сознания находились в госпиталях Средней Азии, наш Военкомат нам ничего не говорил, а на нашу боль отвечали: « а мы их туда не посылали». Это – первая  встреча,где вспомнили о наших детях, о наших сыночках. Огромное вам всем спасибо!»
А мы все поняли, что не напрасно собирали искалеченных мальчиков на встречу в нашу организацию.
И я благодарю наш коллектив за человечность, за человеческие души. Всем, кто здоров, дай Бог здоровья! Всем, кто ушёл в Мир Иной, Царствие Небесное!
ВОТ ТАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ЖИЛИ В СССР!

P.S. С 2000 года я вернулась на Родину в Россию и не имею информацию о моём бывшем коллективе. Переписываюсь только с одной коллегой, которая была, есть и будет для моей семьи лучшим человеком на свете.