Код шифра Высоцкого

Владимир Конюков
Код шифра Высоцкого.


Смоктуновский, Ободзинский из ХХ века. Объединяющее созвездие имён, великий поэт Пушкин.

История известных фамилий, история народов. Дальние родственники, религия…
 
Послесловие  ТРЕТЬЕ  к двум книгам, выделенное мной в отдельный цикл, как эпилог:
1 – я. «Разгадка шифра двух NN Пушкина».
2 – я. «Разгадка тайны шифра Пушкина».

ПЕРВОЕ  послесловие, «Изабелла, Высоцкий».
ВТОРОЕ  послесловие, «Мой знакомый Филатов и ему сегодня 70!»


Часть 1.

     Высоцкого вспоминают. О нём пишут, наследие анализируют, спорят. Он и Пушкин. 

1 – я история.
     "Маленькие трагедии", цикл коротких пьес Пушкина, 1979г., последний фильм Высоцкого, актёры проходили пробы на фильм, вспоминает актриса Татьяна Догилева.
      «Я попросила рассказать его про театр. Он ответил: "Ну что театр, Танечка? Это Вы молодая, это вам ролей хочется. А мне – какие новые роли, если я Гамлета играю? Мне Гамлета до конца жизни хватит...»
"А в кино?"
– "Да в кино тоже всё неладно, – ответил он. – Вот, вроде, придумали с друзьями одну историю. В Одессе. Я уже там снимался, и так хорошо работали, думали, что так же будет. А получается как-то не так, радости той нет, только усталость. Чуть не каждый день в самолётах гоняю туда-сюда...  Я и сюда не хотел. Но не мог отказаться от Пушкина…»

2 – я история.
     Концерт в городе Долгопрудном 21 февраля 1980 года.
«В чем причина популярности моей?
Вы знаете, ведь я ее не очень сильно ощущаю, эту популярность. Дело в том, что, когда продолжаешь работать, нет времени на то, чтобы как-то обращать внимание: "А сегодня я, по-моему, более популярен, чем вчера!"
… В чем причина популярности? Не знаю… Одна из причин, почему мои песни стали известны, — это дружественный настрой в этих песнях…
     Собираюсь ли я выпустить книгу стихов, если да, как она будет называться?
Это не только от меня зависит, как вы понимаете. Я-то собираюсь. Сколько я прособираюсь, не знаю. Сколько будут собираться те, от кого это зависит, — тем более мне не известно. Как будет называться — как вы понимаете, пока даже разговора об этом нет серьезного...
Вы знаете, чем становиться просителем и обивать пороги редакций, выслушивать пожелания, как переделать строчки, лучше сидеть и писать.
Вместо того чтобы становиться неудачником, которому не удается напечататься. Зачем? Можно писать и петь вам. Это же то же самое.
А вы не думаете, что магнитофонные записи — это род литературы теперешней? Ведь если бы были магнитофоны при Александре Сергеевиче Пушкине, то, я думаю, некоторые его стихи были бы только на магнитофонах».
… До ухода в вечность ему оставалось пять месяцев.

Владимир Высоцкий

«Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я -
Про дуб зеленый и про цепь златую там.
И вот сейчас я нахожусь у Лукоморья,
Командированный по пушкинским местам.

Мед и пиво предпочел зелью приворотному,
Хоть у Пушкина прочел: "Не попало в рот ему..."
Правда, пиво, как назло, горьковато стало,
Все ж не можно, чтоб текло прям куда попало!»                1967г., фрагмент.

3 – я история.
     В.Берестов о Пушкине и Высоцком.
«Одним из самых первых, кто начал восстанавливать авторскую песню в России, был А. Пушкин. В «Сценах из рыцарских времён» он вывел на сцену нового героя, которому подарил одно из любимейших своих стихотворений, «Жил на свете рыцарь бедный…», необыкновенно смелое, вызывающее, глубокое и удивительно певучее, - образец авторской песни.
Именно Пушкин заново открыл этот жанр, ощутил необходимость его для русской поэзии. Поэзия родилась вместе с песней, была при рождении песней, и развивалась под аккомпанемент струнных инструментов.
В авторской песне достигается самая высокая степень свободы – свобода в выражении своих взглядов, свобода в выборе сюжетов, политическая свобода. Всё это началось во времена Пушкина и Лермонтова, и Высоцкий прекрасно отдавал себе отчёт в том, что и кого он продолжает. Он принадлежит к числу тех поэтов, которые взялись возрождать поэзию золотого века, идущую от самых корней русской и мировой традиции».

4 – я история.
     Наталья Крымова, литературовед, 1998 год,
«Кстати, среди нынешних пушкинистов, редко кто знал Пушкина лучше, чем Высоцкий».

     Георгий Епифанцев, актёр, запомнился ролью Прохора Громова в фильме «Угрюм – река».
«Володя читал очень много и очень хорошо знал литературу, особенно классику.
О Пушкине мог говорить сутками! Мало кто об этом знает, но он великолепно знал Пушкина».
 
     Из интервью Высоцкого газете «Литературная Россия», 1974 год.
«Кто ваши любимые писатели и поэты?»
 - «В первую очередь Пушкин…»
«Не стали ли мы в последние годы слишком часто и много выказывать свою любовь к Пушкину?»
- «А как же его не любить? Можно быть вообще равнодушным к поэзии, в том числе и к Пушкину, но если поэзия волнует, то Пушкин – в первую очередь».

     Валентин Гафт, актёр.
«Володя Высоцкий… В нём было что – то пушкинское. Все они чем – то похожи, маленькие, кудрявенькие, чёрненькие…».


Часть 2.

     Сенсация, которую консервативное академическое «пушкиноведение» в конце 60-х не хотело замечать.
     Одесса, 1968г.,
съёмки фильма «Опасные гастроли» о предреволюционных событиях, 1910 год. Подпольщики, прокламации, жандармы, любовь. Театр, артисты вовлечены в события начала ХХ века.
Режиссёр Георгий Юнгвальд – Хилькевич прогоняет дубль за дублем.
Жорж Бенгальский, подпольщик – Владимир Высоцкий и
Софи, танцовщица – Александра -  блистательная красавица Лионелла Пырьева в кадре сюжета идут по одесской  мостовой…
     «Ты знаешь, Сашенька, меня в изумленье приводит этот исторический факт, что по этой старой мостовой ходил Пушкин.
Ты не представляешь, ходил живой!
Пушкин запросто ходил, это просто невероятно!»

«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».

Это с ума  сойти можно!» В  ОБЫКНОВЕННОМ  ОДЕССКОМ  ДОМЕ  написаны эти стихи».

     Сюжет фильма и кадры,  не «киношный» ляп режиссёра Хилькевича и знатока Пушкина Высоцкого,  фразы Жоржа Бенгальского, 
«В обыкновенном одесском доме написаны эти стихи».
А всё потому, что мистифицируя (вводя в заблуждение) биографию гения Пушкина и его творчество, подгоняли ушлые мистификаторы под мнение, что он посвятил бесценные строки  Анне Керн в… Михайловском, когда она приезжала туда. Не ей этот шедевр, начало намного раньше.

     Посвятил цикл стихотворений, а эти строки там, разговора, признание в любви, извинения, просьбы прощения, своей итальянке, гражданской жене Ангелике – Ангел Поли.
Строки четверостишия и смысл их, встречи – расставания, колесившей за ним в ссылке, куда он туда и она с их сыном.

     «Вначале было слово» - фраза на века.
Вначале было это четверостишие! В 70 – х, самиздат утверждал, четыре строчки родились даже не в Одессе, до неё, когда поэт был в ссылке в Кишинёве.
     Высоцкий в фильме говорит, «В…  одесском доме написаны эти стихи».
Потому что гениальные строки получили развитие в Одессе, задумка – план романа в стихах «Евгений Онегин» и начал писать на Итальянской улице в итальянской гостинице  «Hotel du Nord», принадлежащей многочисленной, на то время, итальянской диаспоре.
     Принудительный выезд в Михайловскую ссылку, прощание с женой, разлучён со своей католичкой итальянкой… не своей православной веры. Горе, страдания, разлука навечно с ней, с его первым сыном и окончательный вариант сложился у него в знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье», датированное 1825 годом.
В это время был под надзором в Михайловской ссылке и под контролем церковной цензуры.

     1823\24 годы, были встречи – расставания, превратились в тоску – видения.
Видения уже были, а вот строчки «Как гений чистой красоты», принадлежат у него  жене Ангел и он её в 1830 году обожествил в картине - шедевре итальянца Рафаэля «Сикстинская мадонна». Оставил потомкам на века памятью в шифрованном сонете «Мадона» с одной «н» и стихотворной фразой навечно - «Чистейшей прелести чистейший образец».

     Царское «пушкиноведение» увело истинное значение строк, сначала начальное четверостишие Пушкина, потом в целом стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Советское «академпушкинознание» не стало возражать. Всё из – за религиозных войн и вековых разногласий между православием и католиками по всем мыслимым направлениям, в том числе, в поэзии…

     Знаток творчества гения Высоцкий в фильме уверенно, прочувственно, по сюжету глядя с любовью на Сашеньку – Лионеллу Пырьеву сказал слова, он знал – строки «Я помню чудное мгновенье» родились до ссылки в Михайловское…, первое, начальное четверостишие в обыкновенном доме «пыльной» Одессы в 1823/24 годах, а не в 1825 году, что внесено во все справочники.

     Уважаемые читатели, наберите в инете «Опасные гастроли», Высоцкий о Пушкине. Всего пять минут ролик, вы не пожалеете…

     … Моё повествование этого текста с помощью Высоцкого  – РАЗГАДКА  ТАЙНЫ  создания знаменитого произведения Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
После премьеры фильма в 1970 году, всего посмотрели кино, 37 млн. зрителей, отголоски по сюжету были в печати, живее обсуждение в народе, тогда Пушкина наизусть знали и не только школьники,
«В… одесском доме написаны эти стихи». Растворились в молве, резко противоречили академизданиям, науке…
Опять же народная литературная молва гласила, академический консерватизм непобедим.

     Слова Высоцкого,
«Ты знаешь, Сашенька, меня в изумленье приводит этот исторический факт, что по этой старой мостовой ходил Пушкин.
Ты не представляешь, ходил живой!
Пушкин запросто ходил, это просто невероятно!»

И я, жил в Одессе, ходил по мостовой по тем местам, где в его время и мостовых – то не было, его дорогой, дорогой и тропинками их обоих, Пушкина и Высоцкого…
Вот сейчас вспоминаю и пишу, разгадываю… «Я помню чудное мгновенье».


Часть 3.



     Откровенное пушкинское у Высоцкого,  «Песня о Вещем Олеге»,  «Скоморохи на ярмарке»,  «Лукоморья больше нет», «Купола», «Старый дом», «Монумент», «Французские бесы»…, и ещё несколько прекрасных текстов с мотивами от гениального учителя.

     13 октября 1974-го года в Гатчине, выступая на концерте, Высоцкий рассказывал зрителям о съёмках в Югославии художественного фильма «Единственная дорога».
«Я написал там стихи о черногорцах, потому что мне лавры Пушкина не давали покоя…»

     Речь о цикле стихотворений Пушкина, который был назван «Песни западных славян».
Цикл стихотворений, опубликованный в 1835 году под названием «Песни западных славян».
Были написаны, «Истории Пугачева», «Медного всадника», шла работа над «Капитанской дочкой».
В современном «пушкиноведении» отсутствуют полностью научно - специальные работы,  посвященные только «Песням».  Практически не изученный раздел поэта, а он им дорожил. Считал написать, долгом создать, после событий 1831 года, восстание в Польше и «европейского» - российского шума о едином объединённом славянском народе, мире.

     Игнорирование изучения цикла объяснимо с царского «пушкиноведения».
Славяне – христиане и они разделены церковными противоречиями. Догмами вероисповедания. Неприятие до религиозных войн православия с католиками.
Пушкин выступил с воззванием к Европе в 1831году, в стихотворении «Клеветникам России», где слова с болью за единство народов, христиан.

«Оставьте: это спор славян между собою,
 Домашний, старый спор, уже взвешенный судьбою,
 Вопрос, который не разрешите вы.

 Уже давно между собою
 Враждуют эти племена;
 Не раз клонились под грозою
 То их, то наша сторона.
 Кто устоит в неравном споре:
 Кичливый лях, иль верный росс?
 Славянские ль ручьи сольются в русском море?
 Оно ль иссякнет? вот вопрос.

 Оставьте нас: вы не читали
 Сии кровавые скрижали;
 Вам непонятна, вам чужда
 Сия семейная вражда…»
 -----
     Пушкин – государственный деятель, политик, дипломат. При дворе российского царя – государя работает историком, продолжает дело Карамзина, пишет Историю Государства российского от правления Петра I, жизнь Петра с идеологией народа Веры Нового Завета.
Он, государственный муж, Первый поэт, идеолог, на стороне решений правительства, в то время единое славянство залог безопасности от новой войны с Европой, после 1812 года, когда Бонапарт из разрозненного европейского славянства создал дополнительно армию к своей  и бросил её на «московских» славян, своих братьев.
Реакционные устремления запада волновали царский двор, призывы к новым походам на Восток и надо было быть стране в постоянном напряжении, повышенной бдительности. Встал вопрос, держать войска в постоянной готовности на западном направлении.

     Гениальный цикл стихотворений о Западных славянах «пушкиноведением» не изучался. Поверхностными обзорами ограничивались «пушкинисты».
Западные, Северные и Южные славяне – это тема разделённого разрозненного славянства, тема сложных религиозных споров по католицизму и православию. «Мусульманское» славянство до сих пор избегает наука изучать о Пушкине, даже откровенно игнорирует, не вспоминает.

«В пещере тайной, в день гоненья,
Читал я сладостный Коран»

     О войнах иудеев с христианами и мусульманами в «Песнях» Пушкина  только называют, но глубинного, объёмного  разбора до сих пор нет.

     В 2016 году состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска!
Состоялась первой за почти тысячу лет,  Предстоятелей католической и православной церквей!
По преодолению разногласий церквей, историческая, впервые за тысячу лет!
     Пушкин, его государственная, литературно – общественная жизнь,
личная – жена католичка, а он православный, завязаны в тугой узел отношениями церквей к не своей вере. Непреодолимые  проблемы, на женитьбу -  запрет, узаконить рождение сына – запрет.

     … 40 лет назад Высоцкого волновали «Песни…» Пушкина.
Корни народов, жизнь, быт. Героизм маленьких разрозненных народов за своё существование. Привлечь внимание Большого Брата, тогда Советский Союз к проблемам малых родственных народов. Проблемы с пушкинских времён, его тогда цикл о славянах привлекал внимание,  простым тем, что написал Первый поэт царства.
Невероятное, но научно «Песни» с царского «пушкиноведения» в основном в обзорах учёных.
2 – 3 автора и столько же работ, обзорных, в основном. Не вникая в суть, глубину текстов, в большей части, фольклор, построение строф, размер стихотворений…, техническая сторона - стихосложение.

     «… возникновения цикла, определена связь его с книгой Мериме «Гузла»
Проспер Мериме, писатель прекрасной исторической прозы, переводчик на русский язык с французского и наоборот. Современник Пушкина.
Пояснение современных энциклопедий.
«Песни западных славян» — цикл из 16 стихотворений Александра Пушкина. 11 из них являются переделкой прозаического текста песен в книге Проспера Мериме «Гузла, или Сборник иллирийских песен, записанных в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине». Кроме напечатанных 16 песен, в черновиках Пушкина сохранились ещё две: «О жене Ассана Аги» («Что белеется на горе зелёной?») и «Осердился Георгий Петрович». «Сказка о рыбаке и рыбке», как видно из пометы в автографе, первоначально входила в цикл».

     В справочниках можно прочитать, «до сих пор неясна датировка создания цикла». Все исследователи ставят свою дату. Это как?!
Даты с 1820 по 1834 год во всех многотомниках Пушкина, в каждом своя.
А дата одна, цикл, по моему твёрдому убеждению, создан после написания «Клеветникам России», 1832/33 год. Разрыв его сторонников, литературных и политических групп Пушкина - Жуковского, Чаадаева – единое славянство,  со сторонниками направления реакционных националистов с их лозунгом и кличем - «только за русских без славян» во главе с Вяземским. Идейный разрыв Пушкин – Вяземский…
Название цикла стихотворений «Песни западных славян» - призыв, борьба, плач народов о защите.

     Задумка и наброски песен… намного раньше. По итогам войны 1812 года, когда в армии агрессора была своя армия славян, и она наступала на братьев – восточных славян.
Проблема маленьких славянских народов в его сказках. Вопросы национальностей, отношение церкви к лицам не своей веры, гонения за смешанные браки – запрет в его веке. Преследования государства и церкви за симпатии к не своей чужой религии.
До сих пор утверждение, ещё царского «пушкиноведения», активно поддержанное советским - отбывал ссылку, наказание за тексты против самодержавия. Да, были тексты, но это только повод и с большими годами становится ясно и понятно. Ссылка в большей степени, была за симпатии к чужой не православной вере.
Был на исправлении временем, чтобы колеся по стране, проникнулся духом православия – одной верой в отечестве. Чтобы в текстах не симпатизировал еретическим веяниям и воззрениям чужого духа. 
Личные мучения – его любовь к католичке итальянке, «не законной» жене по имени Ангел. Их незаконнорожденный сын, без прав - …, как мучения Христа.

     В конце своей жизни умирающий князь Вяземский, приписываемый литературными мистификаторами ему в «друзья» в толстых кавычках, жёстко пооткровенничал о своём национализме, он ярый сторонник лозунга «русские без славян»,
«Главная погрешность, главное недоразумение наше, что мы считаем себя более славянами, чем русскими. Русская кровь у нас на заднем плане, а впереди – славянолюбие…
И когда были нам в пользу славяне?
Россия для них дойная корова и только.  А мы даём доить себя и до крови».
Наверное, не хотел, не в его стиле… предчувствие смерти,…  облегчить душу, дал основные ключи к разгадке сложной жизни гения земли русской Пушкина. Своего идейного противника, от зависти – врага в стихосложении, неприятия в популярности Первого поэта царства.

     Фрагменты длинных песен Александра Сергеевича Пушкина о западных славянах.

1 песня. «Видения короля». … «Будь над Боснией моей ты властелином…

2 песня. «Янко Марнавич». «Не боится бей Янко Марнавич  Ни врагов своих, ни кровомщенья».

3 песнь. «Битва у Зеницы-Великой»  «И сказали: «Возьмите нас с собою: 
Мы хотим воевать бусурманов».

4 песнь «Феодор и Елена». «Я сгубил Елену понапрасну:  Предо мной она была невинна…»

5 песнь. «Влах в Венеции». «Там солдаты в шелковых кафтанах,
И только что пьют да гуляют:…»

6 песнь. «Гайдук Хризич». «Хризич… промолвил: «Полно! Лучше пуля, чем голод и жажда».

7 песнь. «Похоронная песня». «Светит месяц; ночь ясна; Чарка выпита до дна».

8 песнь. «Марко Якубович». «Там могилу прохожего разрыли,
Видят, - труп румяный и свежий…»

9 песнь. «Бонапарт и Черногорцы». «Нам сдаваться нет охоты, - Черногорцы таковы!...
… И французы ненавидят
С той поры наш вольный край».

10 песнь. «Соловей». «Соловей мой, соловейко,  Птица малая лесная!».

11 песнь. «Песня о Георгии Чёрном». «Да зачем ты всю Сербию губишь?»

12 песнь. «Воевода Милош». «Заедают нас волки янычары!
Красных девок заставляют в насмешку  Распевать зазорные песни…»

13 песнь. «Вурдалак». «В темноте пред ним собака  На могиле гложет кость…»

14 песнь. «Сестра и братья». «Два дубочка выростали рядом,  Между ими тонковерхая елка…»

15 песнь. «Яныш королевич». «Вдруг из речки, по белые груди, Поднялась царица водяная…»

16 песнь. «Конь». «Что ты ржешь, мой конь ретивый, Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,  Не грызешь своих удил?»…

     Александр Сергеевич в предисловии к изданиям песен в 1834 – 1835 годам пишет.
«Большая часть этих песен взята мною из книги, вышедшей в Париже в конце 1827 года,  под  названием  La Guzla,… Неизвестный издатель  говорил в своем предисловии, что, собирая некогда безыскусственные песни полудикого племени, он не думал их обнародовать, но что потом, заметив распространяющийся вкус к произведениям иностранным, особенно к тем, которые в  своих  формах  удаляются от классических образцов, вспомнил он о собрании своем  и,  по  совету  друзей,  перевел  некоторые  из сих поэм, и проч. Сей неизвестный  собиратель  был  не кто иной, как Мериме, острый и оригинальный писатель, автор Театра Клары Газюль, Хроники времен Карла IX, Двойной Ошибки и  других произведений, чрезвычайно замечательных в глубоком и жалком упадке нынешней  французской  литературы. 
Поэт  Мицкевич, критик зоркий и тонкий и знаток в славенской поэзии, не усумнился в подлинности сих песен, а какой-то ученый немец написал о них пространную диссертацию».

     «Песни» - это собранные поэмы Мериме. Славянский мир, по содержанию, разных веков. Эксперт знаток, поэт Мицкевич дал оценку, Пушкин сделал переделку, обработку, придал ещё больший славянский колорит и издал.
Сам Пушкин говорил, что странные песни. Исследователи его творчества чуть ли не в голос готовы подтвердить…
Странность другая существует и она явная, нежелание исследовать.
     Поэтесса Анна Ахматова, считала себя знатоком гения, «пушкинистом», но это она сама себя считала, посвятила годы на изучение текстов в поисках… плагиата. Её, нередко, тенденциозные изыскания известны, опубликованы. Самиздат в 70 – х, идеология «холодной» войны – ущемить, унизить классиков, особенно школьной программы и её имя, оппонента Пушкина, всплывало многократно в самиздатовских изданиях.  Предвзятое отношение к «Песням», несмотря на пояснения поэта. Что обработка других авторов… древних, о славянах, пояснения не упоминались.
От такого отношения к «Песням» Пушкина, оно и раньше вне сомнения было, цикл не изученным считается.

     Литераторы сайтов  ПРОЗА,  СТИХИ, неисследованный пласт загадок в пушкинских «Песнях». Займитесь и вы прославитесь!


Часть 4.

     Высоцкий в Югославии, 1974 год.  Сейчас такой страны нет…
«Я написал там стихи о черногорцах, потому что мне лавры Пушкина не давали покоя…»
Лавры за «Песни западных славян». Они всегда были в почёте у народов западных славян. Их изучали в тамошних школах, поэта Пушкина маленькие народы знали наизусть, боготворили.

«Черногорцы? что такое? —
Бонапарте вопросил. —
Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?»
                Из 9 песни Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

     Высоцкий пишет черногорцам о черногорцах, читает на Центральном ТВ. Горная страна Черногория прильнула к экранам, в восторге!

«Водой наполненные горсти...»
    
«Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести -
Впрок пили воду черногорцы,
И жили впрок - до тридцати.

А умирать почетно было
От пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу
Двух-трех врагов, двух-трех врагов.

Пока курок в ружье не стерся,
Стреляли с седел и с колен, -
И в плен не брали черногорца -
Он просто не сдавался в плен.

А им прожить хотелось до ста,
До жизни жадным, - век с лихвой, -
В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже - с головой :

Шесть сотен тысяч равных порций
Воды живой в одной горсти...
Но проживали черногорцы
Свой долгий век - до тридцати.

И жены их водой помянут;
И спрячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.

Беззвучно надевали траур,
И заливали очаги,
И молча лили слезы в траву,
Чтоб не услышали враги.

Чернели женщины от горя,
Как плодородная земля, -
За ними вслед чернели горы,
Себя огнем испепеля.

То было истинное мщенье -
Бессмысленно себя не жгут :
Людей и гор самосожженье -
Как несогласие и бунт.

И пять веков - как Божьи кары,
Как мести сына и отца -
Пылали горные пожары
И черногорские сердца.

Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою - всегда в чести, -
Не уважали черногорцы
Проживших больше тридцати».                1974

--------------
Из не публиковавшегося  к тексту стихотворения последняя строфа,

«Мне одного рожденья мало,
Расти бы мне из двух корней...
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей».

     О славянах, Родине, Отечестве,
корнях народа, своих славянских корнях, отношение к стране черногорской.
Четверостишие выбито в граните красивого памятника Высоцкому Владимиру Семёновичу, установленного  на берегу реки Морача и открытого в октябре 2004 года, столицы Черногории Подгорица.
Память вечная славянская в граните камня на века.


Часть 5.

     Владимир Высоцкий, «О фатальных датах и цифрах». Фрагмент.
-----
«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, -
 Вот и сейчас - как холодом подуло:
 Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
 И Маяковский лег виском на дуло.

 Задержимся на цифре 37! Коварен бог -
 Ребром вопрос поставил: или - или!
 На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, -
 А нынешние - как-то проскочили.
-----
 Поэты ходят пятками по лезвию ножа -
 И режут в кровь свои босые души!»
-----

     «Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина.
 … Он -  твой кумир,…»
                Марина Влади, воспоминания «Владимир, или Прерванный полёт».
 


На страницы  ПРОЗА.