Фортуна

Михаил Шаргородский
В нашей обычной жизни мы довольно часто употребляем слово «фортуна».
А что оно обозначает?
В словарях дают в качестве синонимов «удача», «везение» и другие подобные  слова, которые чаще всего подразумевает случайность какого-то успеха, его однократность и так далее.
Недавно я почему-то задумался об этом и решил, что это не совсем так.
Я уже писал в воспоминаниях о себе, что с детства был довольно честолюбив, и хотел непременно быть учеником №1, но я понимал, что само по себе это не получится, и стал усиленно заниматься, почти не оставляя время на игры. А мать, знавшую математику, как прихожане «отче наш», упросил  дополнительно позаниматься со мной по математике.
В итоге, я все же занял первое место. 
Многие говорили «ему повезло». Другие считали, что фортуна мне улыбнулась, и я последнее сочинение написал лучше своего соперника, с которым у меня постоянно шла негласная война.
Но никто не понял, что я эту «Фортуну» потом и кровью завоевал.
Если бы хоть кто нибудь, кроме моей мамы, знал какую цену я заплатил за свою «Фортуну», может быть большинство из них заявило : «Не нужна нам такая «фортуна»
Но я с детства хорошо, даже очень хорошо понял, что то, что в оценке других может  выглядеть,  как «фортуна», для соискателя  этого понятия, чаще всего это тяжелейшая каторга.
При этом твои мучения, или непомерный труд, не должны быть видны другим. Иначе успех теряет  цену. Сколько раз мне приходилось слышать фразу: «Если бы я хотел так пахать, я бы намного впереди него был».
Я воздерживаюсь от оценки подобной фразы, пусть она останется на совести  произносивших ее.
Одному Господу известно, сколько трудов и мучений мне пришлось приложить к тому, чтобы попасть на заочное отделение института и закончить его.
Недавно, я даже миниатюру написал, посвященную этому периоду.
Сенсация заключалась в том, что пройти эту дорогу никому почти не удавалось.
Единственный со всего завода, кто преодолел все эти барьеры, был я.
Да еще стал начальником над теми рабочими ребятами, с которыми совсем недавно рядом работал, да еще был хуже многих из них.
Здесь, чтобы не травмировать их, я признавал, что это «фортуна», рука судьбы.
Привычка «копать», куда бы не попал, сыграла положительную роль и в аппаратной судьбе.
Правда, здесь мне 5лет пришлось просидеть без движения.  Но за эти годы я хорошо понял структуру и методы работы  всего аппарата, и мог заменить любого.
Безропотно выполнял чужие работы, когда видел, что сроки уходят, а материал не закончен. Заводская практика меня здорово выручала.
Я понимал почти все, не входившее в круг моих непосредственных обязанностей.
Наконец в министерстве освободилось одно  руководяще  кресло.
Соискателей  была уйма.  Но назначили меня, хотя и были соискатели со значительно большими регалиями, чем у меня.
Фортуна? Решите сами.
А что касается меня, я давно понял, что фортуну в большинстве случаев надо выстраивать в поте лица своего. При этом, не слишком демонстрируя усилия свои.
Из моих рассуждений может возникнуть вопрос «а что, фортуны вообще не бывает?»
Нет, бывает!
К примеру, моя встреча с будущей женой была чистой воды жестом фортуны. Низкий поклон ей! Командированный в другой город человек, случайно попадает на завод и там случайно встречает девушку, ставшую через время его судьбой.
Я поздно женился, поэтому все друзья, родственники, знакомые искали мне невест. В общей сложности я  пересмотрел  не менее 20 кандидаток.  Но ни одну из них  фортуна
не определила моей судьбой.
Видимо берегла свободное место для той, которую она мне сама предназначила.  Спасибо ей. 
Но это скорее исключение, чем правило.
А  так, как правило,  улыбку фортуны надо было завоевывать.
Был один метод, а скорее и ныне существует, который я хорошо понял. Если тебе удавалось результативно работать и твоя голова, как минимум в два раза, возвышается над другими, считай, что фортуна обязательно будет рядом с тобой, и, наиболее вероятно, сама захочет тебя приподнять, чтобы с тобою было легче общаться.
После первого выдвижения, Фортуна, очевидно  с учетом вышеизложенных соображений,  еще дважды подтолкнула меня вперед. 
В течение своей жизни я много раз пытался объяснять эту истину своим друзьям и коллегам.
Некоторые воспринимали, как святое откровение, некоторые, как банальную истину. В тех случаях, когда мне удавалось проследить судьбу этих людей, я убеждался в практической безошибочности этой формулы.
И хотя эти мысли зародились в далеком прошлом, при социалистическом строе, эта  формула не утратила свою значимость и сегодня, когда балом правят капиталисты. 
Сегодня, когда мне уже очень много лет, могу ли я думать о фортуне? И если да, то о какой?
Я полагаю, что об очень скромной, чтобы неожиданно для меня и по нормальным поводам сюда почаще приезжали мои дети.
Недавно по телевизору показали фрагмент старого кино «Доживем до понедельника». Молодую учительницу спрашивают: «А в чем, по-твоему, счастье?»  Она, не задумываясь, отвечает «Счастье, это когда тебя понимают»
Я не могу сказать, что 20-30 лет назад я готов был повторить эту фразу. А сегодня могу. Во-первых, потому, что это на самом деле очень важно. А во-вторых, мне кажется, что нынче, как то понять меня, могут только мои взрослые дети. 
Возможно, Фортуна мне помогла, или натолкнула на то, что я начал писать книги. Практически я все время занят, и у меня просто времени нет, чтобы думать о чем-то таком, о чем обычно думают старые люди. За 3.5 года, после потери службы, я уже написал 7 книг. Сейчас пишу 8-ю.
Да, они выходят малыми тиражами - 25-30 экз. Их мало кто читает. И пишу я больше не потому, что меня разрывает желание писать, а скорее для того, чтобы мысли, взгляды, убеждения, накопившиеся за столько лет, не пропали втуне.
Хоть кто-то же прочтет. А может потом прочтут.
Здесь я, наверное, должен поблагодарить Фортуну, что она вложила мне в руки перо, и наделили хоть какими-то способностями излагать свои мысли.
Мне встречались в жизни люди, глубоко верящие в фортуну, удачу. Мне кажется что живется им нелегко. они все время ждут какого-то чудесного решения своих проблем, а это не происходит. Сплошные разочарования.
Другая категория не ждет чуда,  фортуны. Они убеждены, что все надо делать самому.
А если фортуна улыбнется, это  воспринимается, как дар Божий, или  как нежданная  премия.
Я  очень близко знал двух человек, придерживавшихся прямо противоположных позиций в этих вопросах. Один из них был мой друг. Он был убежден, что когда-то Фортуна пошлет ему выигрыш по облигации.
Поэтому собирал он их всеми дозволенными  и недозволенными методами. Не исключено, что из-за этого все работы он делал спустя рукава, будучи убежденным: «А зачем? Придет крупный выигрыш и все покроет»
В поле моего зрения этот человек был около 20лет. Ожидания сохранились, а результаты заржавели на отметке «0»
Другой был мой брат. Он никогда ни от кого ничего не ждал. Он всю жизнь  работал, не зная ни отпусков, ни выходных. Не стало его в возрасте 87лет. И мне кажется, что за день до этого, он еще делал какую-то стоматологическую работу.
И детей своих он воспитал в том же духе. И даже, хоть небольшое, но  заработанное своими руками скромное наследство оставил детям. И никогда, ни у кого не просил помощи.
Мне хотелось бы завершить эту миниатюру следующей мыслю.
Если Фортуна пришла к Вам, примите ее всем сердцем и душой, проявляя скромность и уважение к окружающим. А если не пришла, прислушайтесь к моим советам. В течение определенного периода сама жизнь выведет Вас на уровень фортуны!