Портреты Смирновой Россет. Две фрейлины

Нина Ершова
ЧЕРНЕНЬКАЯ И БЕЛЕНЬКАЯ.

  Так в своих воспоминаниях называет себя и Александру Эйлер фрейлина Александра Россет, в замужестве Смирнова. Иногда можно встретить мнение, что Беленькая - Стефани Радзивилл, подруга Александры Россет. Но в своих воспоминаниях Александра Осиповна совершенно четко пишет, что речь идет об Александре Эйлер.

" Мы поехали, кажется, на страстной неделе поста в Царское Село [1826 г.]. Императрица жила в Большом дворце, собирались в китайском кабинете. Она делала шнурок на рогульке. V нее после четырнадцатого числа была сильная невралгия в голове. Граф Моден читал какой-то невыносимо скучный роман. Доктор Крейтон сопел и храпел, а мы зевали. В десять часов подавали ужин, слышался мерный и твердый шаг государя. Он приходил в сюртуке без эполет. Императрица ему говорила: «Боже мой, какой у вас утомленный вид».— «Да, с Алексеем Андреевичем Аракчеевым работать не шутка, дела страшно запутаны за два года». Потом государь уходил, и в одиннадцать часов скучный вечер кончался. Софья Моден жила внизу за комнатой великой княжны Ольги Николаевны. Государыня повела Эйлер и меня к ней и сказала ей: «01у, вот мои новые фрейлины». Ей было четыре года я была дивной красоты, она на меня посмотрела и сказала, глядя на меня — «Черненька», а на белокурую Эйлер— «Беленька». Это имя так осталось навсегда."

  Вот так попросту называли в царской семье двух девочек, выросших на глазах и превратившихся в двух прелестных молодых девушек.
Фрейлинами императрицы Марии Федоровны эти юные красавицы стали в 1826 году,  а в 1828 году - фрейлинами Александры Федоровны.

    Как пишет известный пушкинист Лев Черейский в своей книге "Пушкин и его окружение":

СМИРНОВА Александра Осиповна, урожд. Россет (6 III 1809—7 VII 1882) — дочь французского эмигранта Осипа Ивановича Россета, коменданта Одесского порта, и его жены Надежды Ивановны, урожд. Лорер (сестры декабриста Н. И. Лорера), сестра Александра О., Аркадия О., И. О. и К. О. Россетов, с окт. 1826 фрейлина, с 11 янв. 1832 жена Н. М. Смирнова. Познакомилась с Пушкиным в 1828, по словам самой С. — на балу у Е. М. Хитрово; однако эта встреча, по-видимому, была не первая.

ЭЙЛЕР Александра Александровна (27 VI 1808—8 I 1870) — внучка академика Л. Эйлера, фрейлина, с 1830 жена Алексея Николаевича Зубова . Петербургская знакомая Пушкина. Летом 1831 Э. проживала в Царском Селе. В середине авг. 1831 О. С. Павлищева писала мужу, что, по слухам, Э. превосходит красотой Н. Н. Пушкину . По словам В. И. Шенрока, в дневнике А. О. Смирновой  (1831) отмечено, что «однажды вечером» (авг. — сент. 1831) у нее в присутствии Пушкина, Жуковского, Виельгорских и фрейлин С. А. Урусовой и Э. происходило чтение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголем (Царское Село) .

   Итак, две фрейлины императрицы: известная  "черноокая Россети", в будущем Смирнова и гораздо менее известная Александра Эйлер - высокая, белокурая красавица, которую современники сравнивали с Натальей Николаевной Пушкиной и даже специально ездили смотреть на этих двух красивых молодых женщин в Царское село. Изображений Александры Россет сохранилось множество, чего не скажешь о красавице Эйлер. Как же эти две незаурядные девушки стали фрейлинами?

   Об этом в своей книге  " БУДНИ И ПРАЗДНИКИ ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА" интересно написал  ЛЕОНИД ВЫСКОЧКОВ.

    Вот отрывок из нее:

" Назначение фрейлиной было почетно, но психологически трудно для девушек, которых отрывали от дома. Может быть, в какой-то степени было несколько легче выпускницам Смольного («Воспитательное общество благородных девиц») и Екатерининского институтов, привыкших жить вне семьи и отчасти знакомых с императорской семьей, или обучавшихся в пансионах. Известно, что члены императорской фамилии платили за воспитание многих девочек, у которых не было средств, даже если они и не были сиротами. По свидетельству дочери А. О. Смирновой Ольги, императрица часто давала им полное приданое .
Характерна история А. О. Россет, о которой говорили, что наружностью она походит на «красивую молодую цыганку» (Воспоминания В.Л Мещерского - Н. Е.).  А. С. Пушкин называл ее «черноокая красавица»,  «южная ласточка»,  «смуглорумяная красота наша».  Ко времени посещения поэтом «чердака»  ( где находились помещения фрейлин-Н.Е.)  относятся его шутливые стихи:
Черноокая Россети
В самовластной красоте
Все сердца пленила эти,
Те, те, те и те, те, те…

   Императрица Мария Федоровна предложила А. О. Россет быть фрейлиной великой княгини Елены Павловны. Неожиданно Елена Павловна возроптала.
Она была сложной личностью, сочетавшей показной демократизм с аристократическим снобизмом.

  Долли Фикельмон в дневниковой записи от 26 июня 1830 г. дала ей такую характеристику: «Это самая белоликая и самая ослепительная особа Петербурга. И, когда рядом с ней нет императрицы, самая красивая. Держится высокомерно, у нее очень живые глаза, в ее физиономии некая смесь душевной чистоты, гордости, неуверенности, беспокойства. Она любит своего мужа, побаивается его, и ее недолюбливают. Все окружающие ее лица, за исключением нежно преданной ей Аннет Толстой, настроены против нее и делают все возможное, чтобы причинять ей муки. Она была бы очень очаровательной, если б была счастливой. Судьба что-то недодала ей, поэтому в ней нет гармонии; но что еще более странно – как жертва она не пробуждает сочувствия».

  А. О. Россет-Смирнова была одной из лучших учениц, но она была круглой сиротой и без средств; воспитывалась в Институте на пенсию великого князя Михаила Павловича (что тоже не могло нравиться его супруге). Великая княгиня наотрез отказалась от фрейлины с неясным социальным происхождением. Девушке пришлось изрядно переволноваться, пока вдовствующая императрица Мария Федоровна, сохранившая в царствование Александра I и в начале царствования Николая I право отбора фрейлин, наводила справки о родословной провинциалки.

   Александра Осиповна была дочерью французского эмигранта О. И. Россета, а по матери принадлежала к грузинскому роду; ее бабушка была княгиней Е. Е. Цициановой. Исследование о родословной А. О. Россет закончилась благополучно, хотя девушке был нанесен чувствительный удар. Указом Придворной конторы от 14 декабря 1826 г. девиц Александру Эйлер и Александру Россет «всемилостивейше пожаловали во фрейлины к их Императорским Величествам Государыням Императрицам».

  Ей пришлось дежурить при обеих императрицах. «Живя в Аничковом, – свидетельствует дочь Россет-Смирновой Ольга, – она иногда ездила в Зимний; летом переезжала в Павловск. Но во время пребывания царской фамилии в Петергофе она дежурила при Александре Федоровне» . В 1828 г.Россет была оставлена при Марии Федоровне и большую часть лета провела в Павловске  . Незадолго до кончины вдовствующей императрицы фрейлины Эйлер и Россет подарили ей во время июльских празднеств в Петергофе (тезоименитство императрицы 22 июля) перламутровый станок для бумаг. Приобретенный в Английском магазине на углу Невского и Большой Морской, он и ныне украшает один из столов Марии Федоровны в Павловском дворце. Как обнаружила О. К. Бажанова, сохранились наклейки с надписью на русском и французском языках: «Eiller et Rossett. От фр.: Эйлер и Россет». Только после смерти Марии Федоровны, в 1828 г., А. О. Россет «окончательно перешла к Александре Федоровне»."

    Впоследствии Смирнова- Россет довольно иронично в своих записках будет упоминать Елену Павловну, всячески подчеркивая нелюбовь к ней окружающих ее людей. Но известно, что великая княгиня Елена Павловна была незаурядной личностью, которую даже император называл "ум нашей семьи". Впрочем, Александре Россет вообще свойственен несколько ироничный тон в ее воспоминаниях. Например, не жалует она красавицу Елизавету Алексеевну, супругу Адександра I, назвав ее "маленькой особой с красными пятнами на лице".
 
   Вот отрывок из ее воспоминаний, где она весьма откровенно пишет о достоинствах и недостатках царственных особ:

" Наконец, настал великий день. Наша зала была освещена сальными свечами, а на этот случай купили стеклянные рожки. Три звонка, и вошла государыня со своей свитой. Она была decolletee, на шее у нее всегда были три нити крупного жемчуга. Она ходила на высоких каблуках, переваливалась и была очень крепко зашнурована. С ней была madame Catatani в оранжевом платье и с пунцовой розой в волосах. При ней — фрейлины Екатерина Николаевна Кочетова и княжна Елизавета Григорьевна Волконская, барон Альбедиль, гофмейстер, и камергер князь Андрей Павлович Гагарин, красавец. Они все зашли за перегородку, Там стол стоял с разным угощением, все блестело золотом и серебром. Освещение было ослепи* тельное.

  Два звонка, и в залу впорхнуло прелестное существо. Молодая дама была одета в голубое платье, и по бокам приколоты маленькими букетами roses pom* pons *, такие же розы украшали ее миленькую головку.

 Она не шла, а как будто плыла или скользила по паркету. За ней почти бежал высокий, веселый молодой человек, который держал в руках соболью палатину и говорил: «Шарлотта, Шарлотта, ваша палатина». За решеткой она поцеловала руку государыни, которая ее нежно обняла. Мы все сказали: «Mesdames, какая прелесть! Кто такая? Мы будем ее обожать!» Нам сказали: Это в. к. Александра Федоровна и в. к. Николай Павлович.

  Три звонка. Вошел Александр Павлович, тотчас повел рукой по своей лысине. Он был удивительно свежим и ходил прекрасно. Государыня пошла к нему навстречу, благодарила его за сделанную институту честь и сказала: «Дети мои, благодарите государя, и раздалось громкое: «Мы благодарим ваше имп. величество».

   Еще три звонка, и вошла маленькая дама в белом чепце, окутанная белым газом, в красных пятнах на лице. Она подошла к нам и спросила: «Где маленькая Радзивилл?» и сказала ей несколько слов. «Ах, mesdames, какая противная: кто это?» Дамы сказали, что императрица Елизавета Алексеевна. «Она точно старая гувернантка». За перегородкой ее приняли по холодку. В. к. Михаил Павлович тогда был за границей, где и обрел вюртембергское сокровище, которое отравляло его жизнь. M-me Catalani пела «Sui margine de Rio»* и «La placida campagna»**, два прелестных романса, которые вошли тогда в моду. "


 Вот такое красочное описание сразу трех императриц дает здесь Александра Россет: пожилая уже  императрица Мария Федоровна, юная Шарлотта, будущая императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, Сам Николай, император Александр I, его супруга Елизавета Алексеевна - маленькая дама в белом чепце. Конечно же, не обойдена вниманием и нелюбимая Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, фигурирующая здесь как " вюртембергское сокровище ".

  Также иронично пишет  Смирнова Россет и о замужестве своей ближайшей подруги Эйлер,  даже особенно не упоминая ее незаурядную красоту.

 " Из Ревеля я приехала уже в Зимний дворец. Окна были на двор, а за перегородкой спали мои девушки. У Билибиных были маленькие вечера. Я часто бывала у них. Там Александра Александровна Эйлер познакомилась с Алексеем Николаевичем Зубовым. Он был высокий смуглый мужчина, не моего вкуса, очень противный и слыл богачом. Он ей сделал предложение, и свадьба была в Зимнем дворце. Императрица надела на нее свои бриллианты. В то же время устроилась свадьба Елизаветы Витгенштейн с князем Репниным-Волконским. Наследнику был пятый год. Государь назначил ему наставником Жуковского, который жил в Шепелевском дворце, сам назначил юродивого Мердера его дядькой. Мердер женат на англичанке miss Loley Oxford, ее мать и горбатая сестра Mary Oxford жили с Мердером. Он сказал государю, что нужен ночной дежурный, и рекомендовал полковника Семена Алексеевича Юрьевича, который жил в комнате наследника. "

  Замуж Александра вышла в 1830 году. Судя по всему, в этом же году Александра Россет с семейством Карамзиных ездила на воды в Ревель, чтобы поправить здоровье. "Болезнь печени", как она напишет.

   Скорее всего, именно к этому времени относится ее акварельный портрет работы Генриха Дитера Митрайдера,  австрийского акварелиста и линографа, работавшего тогда при дворе.  Портрет этот находится сейчас в грузинском музее Смирновых. Скорее всего, это единственный портрет Александры, написанный до ее замужества в 1832 году со Смирновым Николаем Михайловичем.
На нем она как раз изображена именно той остроумной и блестящей молодой девушкой, " черноокой Россети ",  как  упоминали о ней ее поклонники Вяземский,  Туманский и другие. Здесь видна ее несколько зкзотическая красота. "Черненька"- так метко окрестила фрейлину маленькая Ольга Николаевна.

   А что же "Беленька",  так недолго прослывшая красавицей?  Сохранились и ее портреты. Первый из них - миниатюра Карла Кронноветтера, придворного живописца. Написана она в 1826 году.  На нем Александра Эйлер вылядит настоящей красавицей, чем-то напоминающей Наталью Николаевну Пушкину.  Впрочем, похожа она на статную красавицу Натали  и на втором сохранившемся портрете. Копия с этого портрета сделана в 1881 году художником Яковом Хапаловым.  На нем  молодая женщина изображена в полном блеске своей красоты, в нарядном бархатном платье. Белокурые волосы завиты в локоны, на плече красуется фрейлинский шифр, как , впрочем и на первом ее миниатюрном портрете.
  Карл Кронноветтер - австрийский миниатюрист, работавший в Санкт-Петербурге с 1821 по 1837 год, пользовался популярностью как портретист при Императорском дворе. Он же написал портрет -  миниатюру великой княгини Елены Павловны, так нелюбимой Александрой Россет. Этот прекрасный портрет молодой женщины, датируемый 1830 годом, хранится в Русском музее. На нем видна свежая красота этой белокурой блондинки. Писал Кронноветтер и портрет юной Шарлотты, будущей Александры Федоровны, так лестно упоминаемую в воспоминаниях Смирновой - Россет. Портрет этот исполнен в 1820 году.

   Сама же Россет благополучно выйдет замуж в 1832 году. Остальные ее портреты исполнены уже после свадьбы. Правда, она сама упоминает акварельный портрет  Петра Соколова, где она изображена еще невестой. Но  сохранившийся портрет  работы этого мастера  находится в Пушкинском музее и датируется 1834-1835 годом. На нем Александра  уже замужняя женщина, пережившая трудные роды. Этот, пожалуй, самый известный портрет Смирновой - Россет, на мой взгляд никак не отражает всего обаяния молодой женщины, блеска ее черных южных глаз. Впрочем, Александра была разной в разные периоды своей жизни, иногда она была подвержена депрессии, иногда сияла всеми гранями своего очарования. Все это отразилось в ее более поздних портретах.

НА КОЛЛАЖЕ: ВЕРХНИЙ РЯД: СЛЕВА НАПРАВО: ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ РОССЕТ РАБОТЫ
 
Г.Д.МИТРЕЙДЕРА, ПОРТРЕТ-МИНИАТЮРА АЛЕКСАНДРЫ ЭЙЛЕР РАБОТЫ К.

КРОННОВЕТТЕРА,АКВАРЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РАБОТЫ ПЕТРА СОКОЛОВА.

НИЖНИЙ РЯД: СЛЕВА НАПРАВО: ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ РАБОТЫ КРОННОВЕТТЕРА, ЕГО

ЖЕ ПОРТРЕТ- МИНИАТЮРА АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ, ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРЫ ЭЙЛЕР РАБОТЫ

ХАПАЛОВА Я.(КОПИЯ С БОЛЕЕ РАННЕГО ПОРТРЕТА).