Похоть как объект. 1. Мистика

Георгий Сергацкий 3
          (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)

                До сих пор о любви была сказана       
                только одна неоспоримая правда, а
                именно, что тайна сия великая есть.    
                А. Чехов
               
                Высвобождение центробежной энергии,      
                заложенной в этом инстинкте, могло бы,
                переходя в цепную реакцию, вызвать такой
                сокрушительный общественно-
                психологический переворот, который
                сравним с высвобождением внутриядерной
                энергии в области техники.
                Д. Андреев
   
    «...Все существа, вовлеченные в полезную деятельность, которая является целью и для него самого, первым делом реагируют на требования эротизма...». «...Ничто не может занимать нас больше, чем раскрытие тайн эротизма». «...Эротизм есть реальность самая волнующая, и в то же время эротизм есть реальность самая отвратительная (Ж. Батай). «Поле пола» сегодня – область интенсивных изысканий антропологов и биологов, философов и социологов, культурологов и лингвистов, представителей самых разных областей культуры и науки. Такая интенсивность поисков не вносит, однако, особой ясности и понимания житейских и медицинских аспектов проблемы пола, а ведь вся наша жизнь, в конце концов, это отношения мужчин и женщин, и именно в сфере этих отношений существование людей приобретает свои самые яркие смыслы. Кажется, без ясного понимания сути этих отношений, люди обречены на бесконечные переживания иллюзий и страдания, надежды и отчаяния» (А. Алехин).
   
        «Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое (К. Паустовский). «В любви, несомненно, есть что-то непонятное, роковое и даже мистическое. И, возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона тяготения душ друг к другу и является главным в любви» (А. Ивин). Единственное объяснение любви да и то невразумительное, это миф об андрогинах: кто-то разрубил, раскидал и вынудил людей, во-первых, искать  свою половину, а во-вторых, если нашел, то мучиться вопросом – почему именно он (она).

     «Как это ни парадоксально, сексуальность человека изучена гораздо меньше, чем насильственность, агрессивность, голод, страх. Можно сказать что существует столько концепций сексуальной мотивации, влечения, желания, возбуждения, сколько и исследователей» (И. Гарин). «Можно задать себе вопрос, отчего сфера пола в человеке таит в себе столько тяжелого и мучительного? Ведь все остальные функции нашего существа обычно развиваются нормально и не вызывают никаких осложнений именно в нашей душе; только в сфере пола тело и душа так глубоко связаны, так неисследимо, почти таинственно влияют друг на друга, что благодаря этому сфера пола и получает первостепенное значение в правильном устроении нашей жизни» (В. Зеньковский).   
   
    «Все те вариации и муссирования, которые претерпела тема любви в индивидуальном и общественном сознании на протяжении тысяч лет существования человеческой культуры, не сделали наши представления о самой любви сколько-нибудь ясными и отчетливыми. Более того, не будет преувеличением сказать, что тема любви – это самая непроясненная, непонятная, загадочная и, как мне представляется, самая мистифицированная тема в человеческих взаимоотношениях" (А. Орлов).
   
    «В обыденном сознании, да и в науке, разграничивают элементарное половое влечение (секс) и индивидуальную половую любовь (иначе ее называют романтической любовью). Разграничение это правомерно. Сексуальность как биологическое явление составляет необходимое, но далеко не достаточное условие индивидуальной любви. Однако в силу исторических причин... в западной культурной традиции, начиная с христианства, любовь и секс не просто разграничиваются, но и противопоставляются друг другу. Существуют даже два различных термина для обозначения любви: греческое «эрос» выражает стремление к обладанию объектом, удовлетворению своей потребности в нем, библейское «агапе» выражает стремление служить объекту, раствориться в нем, выйти за рамки собственного «Я». Выросшее на базе христианства моральное сознание оторвало половую любовь от ее психофизиологической основы. В отличие от полнокровных, человечных образов художественной литературы, «истинная любовь» в понимании моралистов предельно дематериализирована, превращена в возвышенный, но крайне абстрактный идеал. У одних «истинная любовь» характеризуется прежде всего необычайной интенсивностью, у других – длительностью («вечная любовь»), у третьих – альтруизмом, у четвертых – таинственностью. Все, что не подходит под данную модель (а чувства людей неизбежно различны и по своей интенсивности, и по своей устойчивости, и по другим показателям), пренебрежительно третируется как «низменное», «ненастоящее» и т. п. (И. Кон).
   
    «Грустно и странно видеть большинство теперешней молодежи, хилой, с землистыми, впавшими лицами, с потухшим взором, с хриплым голосом. Они надорваны во всех отношениях – и может быть особенно в том нежном и тонком, которое называется половой функцией. В пугливых и вместе наглых взглядах, которые они бросают на женщин, можно прочесть повесть тайны грехов, повесть скверного опыта и поругания всех святынь, какие есть на свете, потому что нет глубже кощунства, как грязный взгляд на половую жизнь». «Эта страсть делает человека нравственно слепым и умственно как бы ошеломленным. Человек теряет способность различать добро и зло, красивое и безобразное: все в предмете его страсти ему кажется прекрасным. Он лишается лучшего человеческого дара – дара понимания; совесть и разум его как бы парализованы. И не только в отношении любимого человека: во всем, что так или иначе прикасается к его любовной истории (а с нею прикасается весь мир, по понятиям влюбленного) – во всем все отношения перестраиваются на главный мотив: способствует данная вещь его любви или нет. Если способствует – она прекрасна, если нет – отвратительна» (М. Меньшиков).
   
       «...Психоанализ не оценивает ценности, на которые направлены инстинкты» (Д. Нидлман). Но «что-то в природе сексуального инстинкта неблагоприятно для осуществления его полного удовлетворения» (З. Фрейд).
   
    По-пастырски. «Впрочем, нравственный аспект главенствует во всей проблематике половой жизни, как на то косвенно указывает сексология. Нравственность – это отдельная сфера человеческого бытия и, особенно, поступков, связанная с сознанием и свободой действий. Поступки человека, совершенные сознательно и без принуждения, имеют нравственную цену: они являются либо хорошими, либо плохими в нравственном отношении. Этика как отдельная область философского знания в своем анализе добра и зла исходит из критерия нравственности. Она не ограничивается простым изложением норм человеческой морали, а старается проникнуть глубже и выяснить, почему поступки людей, соответствующие этим нормам хороши, а не соответствующие – дурны». «Проблема сексуального импульса – одна из узловых в этике» (Иоанн Павел II).
   
    По-научному: «Истинное знание – знание  причин» (Г. Галилей). «Таким образом, несмотря на самые лучшие побуждения, неопровержимые доводы заставили меня снова сфокусировать внимание на агрессии в этом труде о любви. Знание того, каким сложным образом любовь и агрессия сливаются и вступают во взаимодействие в жизни пары, также проливает свет на механизмы, с помощью которых любовь может интегрировать и нейтрализовывать агрессию и при определенных обстоятельствах одерживать над ней верх» (О. Кернберг).
   
    Комментарий.  Мы не будем обвинять во всем Адама, как это сделал Августин Блаженный. Предмет нашего обсуждения не загадочность симпатии или безоглядности в любви, которую обычно пытаются объяснить публичными аргументами, а нечто, служащее основой всякой половой любви, в том числе так называемой романтической. Нечто – это  взбесившиеся сперматозоиды, вызывающие зуд и требующие свободы. Нечто – это  гудящая от спермотоксикоза промежность, рвущаяся «любить», застилая разум. Нечто – это  похоть, вызывающая стыд.