Случайный взгляд - 5

Анна Боднарук
     Всякое в жизни случается. Бывает, что кто-то (хочется думать ненарочно или по глупости) брякнет такое словечко, что успокоить разыгравшиеся нервы никак не получается. Тогда я прибегаю к проверенному способу – вызываю в памяти приятные воспоминания. Но если у меня это не получается, то надо ждать, пока в душе этот вопрос перебурлит и выкипит то, что пузырится, тогда и на душе полегчает. Самое время лечь или на худой конец сесть в уединённом месте, закрыть глаза и начать рисовать в своей памяти то, что когда-то приятного видела. Когда основные штрихи нарисованы, в какой-то момент картина оживёт, и листики под ветром закачаются, кузнечики на скрипочках заиграют, даже почудится запах трав и это зимой, в квартире, на привычном диване.
     Чаще всего я вызываю из памяти детские воспоминания, но есть и более позднее, хоть тоже давнее.
     Выделили на работе «доблестные профсоюзы» нашей семье участок земли на поле под картошку. Как садили ту картошку, я, признаться – не помню. Но зато хорошо помню, как с мужем ходили её окучивать, а потом пошли в берёзовый перелесок, чтоб в тенёчке пообедать.
     - Смотри, поле! Ещё не понять, то ли рожь, то ли пшеница. Выкинет колос, тогда видно будет…
     Я, вслед за мужем, пошла зеленцы смотреть. Как ни как в селе росли.
     Копать картошку мы приехали в конце августа. Прошёл слух, что местные воры на том поле промышляют. Как-то так получилось, что мы, не сговариваясь, посмотрели в сторону поля. За белоствольными берёзами золотой разлив пшеничного поля. Красота, глаз не оторвать. Но, хоть тресни, а к назначенному времени, когда приедет бортовая машина, картошка должна быть уже в мешках. Поэтому мы поглядывали в ту сторону, когда нужно было дать спине отдохнуть, а подойти поближе – так и не пришлось. И так мне хорошо врезались в память ещё зелёные берёзы, их белые стволы, а за ними хлебный Рай. Вот только чего я себе простить не могу, что не догадалась в тот день хоть десяток колосков из того поля в город привезти… Зато привезла воспоминания, в плену которых десятки раз засыпала.

                ***
     Я, пока не оказалась в Сибири, думала, что каждый цветок по-своему пахнет. Оказалось, многие цветы вообще без запаха. И ещё я поняла, что самый лучший цветок тот, который напоминает о доме, о маме… Именно за это я и любила ирисы. Они красивые, пахнут, к тому же – это цветы моего детства. Правда они там цвели на высоких ножках, а тут они низенькие, особенно синие и фиолетовые, но я, глядя на них, забываю о возрасте. За много лет моего садоводства я их всяких разных с обеих сторон дорожки от крыльца до калитки насадила. Ещё то хорошо, что разные цвета по времени цветения рознятся. Прихожу в сад – всегда есть на что посмотреть, да к тому же они многолетние и особого ухода не требуют.
     Как-то раз, так обстоятельства сложились, что мне в этот день нужно было быть дома, но день наметился жаркий, и «кровь из носа» нужно теплицы открыть, а то рассада сгорит. Переговорили мы с сыном и вот я уже еду в сад всего на пару минут и он тут же меня домой отвезёт.
     Я только в калитку вошла и тут же запах синих ирисов уловила. Открыла нараспашку двери теплиц, с крючка сняла ножницы и пошла к своим любимым цветам. Думала: всего три стебелька срежу, домой радость принесу. Срезала и, прямо у калитки на низеньком столбике те ножницы оставила. А когда наклонялась, то и цветы в букете вместе со мной наклонились. И вдруг, из одного цветка мне на руку мышонок выпрыгнул. Я от неожиданности взвизгнула и выронила цветы. Сын слышит, что у меня там что-то произошло, выскочил из машины, забегает в калитку… Всё нормально, мать жива. Только моему сердечку такие неожиданности не понравились…
     Не понесла я те цветы домой, в садовом домике в вазу поставила. А через день, рано утром сама пришла в сад.  Ещё роса на листьях дремлет, а я первым делом решила проверить свои любимые цветы. Из сумки достала очки и в первом же цветке увидела мышиную «Дюймовочку». Маленький мышонок преспокойненько спал в цветочном гнёздышке. Цветок ириса так устроен, что три его лепестка (через один) распахнули свою красоту всем на зависть, даже мохнатый мех с пыльцой видно, а три лепестка чуть поменьше величиной – вовнутрь загнуты. Вроде как цветочный домик. Вот этим укрытием и воспользовался мышонок. Конечно я, как всякий садовод, далеко не обрадовалась мышам в своём огороде, но вот беда – убить живое существо я не смогу, а как от них избавиться – ещё не решила. Просмотрела все цветы, насчитала шесть мышат. Целый выводок. Расстроенная, пошла в дом, переодеваться. Переоделась в рабочую одежду, вышла, стою на крыльце с печальным видом, а по дороге сосед идёт. После его шуточного приветствия, я ему и рассказала о своём горе.
     - Васильевна, потерпи. Я сейчас вернусь.
     И ушёл к своему дому. Через какое-то время пришёл с котом на руках. Выпустил кота на дорожку, сам в сторонку отошёл. Кот учуял мышиный запах, ходит туда-сюда по дорожке, а найти добычу не может. Надо ему как-то подсказать.
     - Сейчас я принесу длинную хворостину, ею качну цветок, мышонок выскочит, а вы уж направьте своего кота в нужную сторону.
     Получилось. Барсик всех мышат передавил, но есть их не стал.
     - Вот, Васильевна, всё твоё Барсик на дорожке оставил. Он у меня такой, сейчас придём домой, он у меня есть станет просить. Что тут поделаешь – домашний кот. Он знает, что мышей надо ловить, а вот что с ними делать – ему некому было объяснить.
     С тем и ушёл сосед с котом на руках. А я пошла за веником и совком. Выхожу из сарайки: «Ба-а, это что за свадьба?» Откуда ни возьмись, налетели три сороки, похватали тех мышат, даже ещё и передрались.
     Неудобно мне было каждый день за соседом ходить. Я, с горем пополам, сама приспособилась. Стала мышей лопатой глушить, а сороки уже на заборе сидят…

                ***