Ярмарка

Арапша2
                Ярмарка.               
Аркадий провёл ночь в летней избе. Спал, укутавшись в полушубок, порядком про-дрог, встал рано, выгнал скотину на карду, разбил наледь и убрал грязь из корыта,  налил воды, раздал сено по яслям, прибрал в стойлах конюшни, напоил помоями телят, вышел за ворота, огляделся. То ли от тревоги за жену, или от необычного состояния будущего отца, он не знал чем себя занять. Торжественный перезвон только что смолк на колокольне старенькой церкви. Это был мастерский, отчетливый, веселый трезвон, исполненный руками дьячка Флора Тюрина. Под его волшебной рукой маленькие колокольчики смеялись серебристым, дробным смехом; большие чуть не выговаривали что-то благочестивое, глубоко - серьезное, не лишенное ликования и жизнерадостности. Завершилась мелодия глухим басом большого коло-кола, и звон долго стоял в весеннем воздухе над станицей. На этот раз звонарь особенно постарался в честь праздника Георгия Победоносца.
Деревянную церковь  на солдатском плацу построили ещё стараниями ротного попа Антипа во времена учреждения славянских крепостей на яикской земле. Он же са-молично  подбирал колокола для звонницы. Пьяница и гуляка, будучи под хмельком, любил Антип Мартиянин приударить на них «Камаринскую» во время церковных праздников. Умение своё он передал молодому дьяку, и с той поры славились в округе  устинские звонари  своим колокольным перезвоном.
Под затихающие звуки церковных колоколов начинался новый день станицы Устино на месте бывшей крепости у Красной горы. Солнце поднималось над лугами, и веселые лучи заиграли, заблестели  серебром инея и теней на соломенных крышах, ветвях прошлогодней конопли и крапивы около заборов и плетней. Тени были длинные, изломанные. Тонкий сизый туман вился над станицей, пахло кизячным дымом. Небо, чистое, нежноголубое, высокое, безмятежно сияло своей лазурью, раскинувшись далеко-далеко, и обрывалось за курганом Арапши. Весело начиналось утро, и день обещал быть ярким. Веселые, пестрые, нарядные толпы людей шли по улицам. День был воскресный, базарный, и народ, выходя из церкви, не спешил расходиться по своим домам, а разномастными кучками оставался на станичной площади. Там начиналась весенняя торговля. Весна ещё не наступила всем  теплом, а потому всюду, среди разноцветных нарядов казачек в пуховых телогрейках мелькали казакины, татарские армяки и халаты, славянские кафтаны, картузы с козырьком, папахи с красным и синим верхом, шитые бисером татарские тюбетейки и башкирские малахай из шкуры рыжей лисы и соболей.
Ярмарка - давняя достопримечательность крепости у Красной горы укоренилась ещё со времён управления Оренбургской экспедицией В.Н.Татищева. Главная крепость для того и строилась, чтобы торговать с Азией. Крепость перенесли в другое место, но азиаты по- прежнему ехали со своим товаром по древнему Серебряному пути из Булгар в Бухару вдоль русла реки Яик  с остановкой  в крупных станицах Синей орды. Серебряный путь, проложенный персами в начале 10-го века, принёс Яику не только торговлю с Ближним Востоком, но и религию ислама на берега Яика. Однако яикская казара предпочла исламу православную религию пророка Нестора и оставалась ей верна до безбожных пятилеток.
Разумеется, ярмарка  уступала по своим размерам  Макарьевской. Сюда не  привозили жемчуг из Индии, поддельное вино из Западной Европы, но степные народы и заводчики с удовольствием пригоняли свои стада коров, отары овец, табуны коней, и не только бракованных. Калмыки продавали для работы в поле и по хозяйству своих - низкорослых, но очень сильных и выносливых монголок, круглый год способных жить на подножном корме в степи, а кабардинцы –  горбоносых и красивых скакунов, пригодных для седла, карет и санок. Особым спросом пользовались  донские жеребцы рыжей масти – сильные, неприхотливые  и выносливые, они покупались «под седло» для службы в иррегулярном войске. Не уступали им и другие товары повседневного спроса, без которых не могло существовать ни одно сельское селение или хутор. Да и местные казачки умели показать себя и наряды свои не хуже волжских красавиц! Ну, а о меркантильном духе и говорить не стоит! Он всегда есть на любом базаре и ярмарке - будь- то в степи или на Волге
Базар – не ярмарка, а где базар, там и нажива! Весной ярмарка проще, скромнее, но с заделом - делали уговоры на продажу летом и осенью. Большое разнообразие товаров и народа случалось в Устино только на осенней ярмарке, когда кочевники собирались угонять свои стада в тёплые края на юг. Настоящие, богатые и шумные ярмарки в станице Устино устраивались осенью на Михайлов день, иногда зимой на Святки. Весной торговали тем, что не продали осенью и не съели за зиму. Потому весной торговля проходила без каруселей, однако, с гармонями, балалайками, шутками скоморохов, детскими играми и женскими нарядами. Продавали продукты домашнего производства: - овечьи туши, говядину, резанную птицу, яйца, масло, пух, перо, щетину, зайцы, куропатки, домашние гуси, утки, куры. Здесь же, продавали семенное зерно для посева ржи, проса, пшеницы, овса, ячменя, тыквенные, дынные и арбузные семечки. Торговали пуховыми платками, ситцами, прошлогодним медом, керосином. Немного скота, сбруйная утварь, седла, хомуты, колёса для телег, кузнечные изделия продавали оптом и штучно. В яикских станицах исстари  велось кустарное производство всего необходимого для сельского уклада. Выделы-вали кожи, хром, шили шубы, хромовые и яловые сапоги, изготовляли телеги и сани, сбрую и сёдла, ковали железо, плуги, бороны тушили и коптили мясо, рыбу, и всё это продавали в окрестных станицах и деревнях, а перекупщики обозами отправляли это на Макарьевскую  ярмарку в Великий Град. В Устино приезжали купцы из Казани и Самары, но основными покупателями были мужики из кацапских деревень и казаки «по нужде»- потомки кантонистов из казачьих станиц.
        10.10.16г.