Время П. Часть 1. Популизм

Аркадий Куратёв
Не подумайте чего плохого – речь пойдет  всего – навсего  о популизме..
Никуда без определений: «популизм» - политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к нуждам народных масс в противовес нуждам элит. Красиво выглядит, но – скорее, возбуждение ожиданий народных масс в противовес благоприобретенному состоянию элит, которые ни в чем, конечно, не нуждаются. И не зря наиболее заметной чертой популизма законно считается вера в возможность простейшего разрешения социальных проблем. Или национальной несправедливости. Или ещё чего-нибудь, но быстро и безболезненно. Именно поэтому популизму особенно близок антиинтеллектуализм.
Популизм имеет не такую уж большую родословную – некая фермерская партия популистов была основана в 1891 году в США – да - да – ничем особым не отметилась и приказала долго жить. Но прошлый век с его поисками новаций в нашем житье-бытье неожиданно проторил тропинку и сторонникам популизма, риторика которых не только имела успех в электоральных массах, но и проложила дорогу в большую политику отдельным деятелям, находившемся до этого в числе заведомых аутсайдеров.
Например, в Белоруссии на волне откровенного популизма в 1994 году пришел к власти нынешний правитель Лукашенко. Хочу особенно подчеркнуть, что это была воля белорусов, их совершенно сознательный выбор. Всё то, что было обещано в ходе предвыборной компании 1994 года, воспринималась как альтернатива социальной катастрофы, повисшей, как ураганное предчувствие, над электоральной массой. Она и сделала выбор в пользу нынешнего правителя. Из жарких объятий которого сейчас очень хочет вырваться, но не тут-то было!
У всякого политического веяния, проникшего в массы, есть временные пределы - начало и конец. Начало случилось в 1994 году, а вот конец, вопреки многочисленным прогнозам и пожеланиям, ещё не обозначился  – время своего нахождения у власти устанавливает сам правитель! Поиграли в демократию – достаточно!
Сейчас уже очевидны экономические проблемы государства в целом – отсутствие финансовых ресурсов и перспектив пополнения казны. Безнадежно устаревшие производственные предприятия нуждаются в модернизации, но собственных средств на это нет, а инвестиции ожидать не приходится. Но дело, на мой взгляд, даже не в этом: популизм, пришедший во власть – помните «антиинтеллектуализм» - органический не приемлет профессионального подхода к делу во всех уголках  государства. По словам Светланы Алексиевич «наше время – это время непрофессионализма». Ибо профессионализм предполагает квалифицированный разбор всех обстоятельств возникших проблем и принятие реализационных решений; популизм же, оседлавший государство, предполагает лишь продвижение волюнтаристских идей, имеющих мало общего с действительностью. При этом «двигателем инициатив в массы» становится разросшаяся до неприличия  прослойка чиновничества – сборище случайных людей, проникших в управленческие структуры в основном по протекции - жадная, бессовестная и беспринципная масса, имеющая отчетливое стремление к саморазмножению. Типичная дрыгва. По большому счету я понимаю нынешнюю мантру правителя: «Ничего менять не будем!» - с таким контингентом ничего путного, конечно, не совершишь. С другой стороны в обществе укоренилось мнение, что потрясения «майданного» типа стране не нужны. Поэтому завершение периода популизма белорусского образца обещает стать интересным.
А как же у них, в США, после прихода Трампа? Да ещё более интересно – укоренившаяся  система управления, во главе которой стоит государственный интерес вообще и интерес частного капитала в частности (непрофессионализм исключается априори!) сулит тот еще сюжетец, исполненный всяческих, самых неожиданных интриг. К тому же, в отличие от Беларуси, время «П» в США имеет четко очерченный предел – четыре года. Не состоятся чудеса – извините, Дональд, но придется подвинуться. Ничего страшного – вспомним вместе, погрустим и посмеемся. Движение жизни не остановишь – наступит другое время.
Не менее любопытное.