Жемчужные крылья

Елена Филимонова
    Здравствуй, юный друг! Я расскажу тебе одну удивительную историю, которая произошла на далеком-далеком острове, что образовался миллионы лет назад в теплых водах Тихого океана среди тысячи других, похожих и непохожих на него островов. Там круглый год очень тепло, температура даже зимой не опускается ниже плюс двадцати пяти градусов по Цельсию. В густых тропических лесах этого чудесного острова обитают диковинные животные, многих из которых не встретишь больше ни в одной точке нашей большой планеты. Я думаю, тебе поскорее хочется узнать, кто же герои этой истории. Усаживайся-ка поудобнее. Добро пожаловать на остров!
В глубине влажных тропических джунглей жила одна маленькая гусеничка. Ее бархатное черно-желтое платьице украшали яркие красные кружочки. Таким богатым нарядом не мог похвастаться никто среди муравьев, тарантулов, скорпионов или богомолов.

   — Какая она красивая! — вздыхал застенчивый богомол.

    Он каждый день прилетал к гусеничке, надеясь, что она наконец улыбнется и заговорит с ним. Но молчаливая красавица не обращала никакого внимания на неказистого скромного богомола. Бросив на него лишь короткий рассеянный взгляд, она отворачивалась и устремляла взор в высокое голубое небо, что просвечивало сквозь густые переплетения веток и лиан.

    — И что они все в ней нашли? — злилась своенравная сколопендра, укрывшись от жаркого солнца в тени большого камня. Ее простое коричневое платье было совершенно лишено каких-либо украшений: ни ярких полос, ни пятнышек. Сколопендру очень это огорчало, но виду она не показывала, потому как была очень гордая.

   — Здравствуй, гусеничка! — приветствовал каждое утро мечтательницу-соседку муравьишка. Он отличался добрым и веселым нравом и был очень отзывчивым, готовый прийти на помощь любому, кто в этом нуждался. — Тебе что-нибудь нужно?

   — Нет, мне ничего не нужно, — вздыхала гусеничка и продолжала глядеть в небесную синеву.

    Муравьишка отправлялся по делам, которых у него было всегда очень много, а богомол еще долго сидел неподалеку, сложив свои зеленые крылышки и о чем-то тихо мечтая.

   И только скорпион никогда никому не завидовал и не предлагал помощи. Он очень гордился своим черным прочным костюмом, похожим на рыцарские доспехи. В нем он чувствовал себя самым сильным жителем острова. Вооруженный крепкими клешнями и острым ядовитым жалом, он внушал жуткий страх всем, кто к нему приближался.

    — Какие глупости! — удивлялся скорпион. — Разве счастье в красоте? Подумаешь, красивое платье! Какая от него польза? Главное — быть храбрым и уметь давать отпор врагу.

    Ты, конечно же, спросишь, мой юный друг: «Почему гусеничка была такой грустной? Почему ее совсем не радовало собственное красивое платье?»

    Дело в том, что однажды она увидела бабочку. Ее белые с жемчужным отливом крылышки украшал узор черного тонкого кружева. Бабочка опустилась на соседний стебелек и принялась чистить свои тонкие лапки, совершенно не замечая соседки, которая с удивлением глядела на незваную гостью широко раскрытыми глазами. Закончив процедуры, бабочка взмахнула великолепными крыльями и полетела навстречу солнцу...

    Гусеничка так разволновалась, что и не заметила, как стебель листа, который она начала перегрызать до появления белокрылой незнакомки, надломился. Гусеничка упала на землю. С того дня она стала грустной и молчаливой. Ни песни цикад, ни ночные танцы светлячков, ни очаровательные орхидеи больше не радовали ее.

    — Как бы я хотела иметь такие прекрасные крылья! — Гусеничка печально вздыхала. — Я бы стала самой счастливой гусеничкой на острове!

     И теперь, встречая своих знакомых, она каждый раз спрашивала: «Знают ли они, где ей найти жемчужные крылья?» Но ни муравей, ни скорпион, ни сколопендра не знали, где можно их отыскать.

    — Для чего тебе крылья? — удивлялся добрый муравей. — Ведь и здесь, на земле, забот хватает. Хочешь, я научу тебя строить муравейник?

     — Нет, не хочу, — отвечала гусеничка, вновь предаваясь своему любимому занятию — смотреть на небо.

     — Подумаешь, крылья! Они ведь такие хрупкие, — говорил храбрый скорпион. — Гораздо важнее иметь крепкий панцирь, зоркие глаза и ядовитое жало.

    — Главное — это иметь быстрые ноги, чтобы успеть спрятаться от врагов и от лучей палящего солнца, — отвечала в свою очередь своенравная сколопендра. — А крылья? Что в них хорошего?

    На самом же деле сколопендра была и сама не прочь обрести жемчужные крылья, но признаться кому-нибудь в этом тайном желании она никак не могла: очень уж была гордая!

    — Будь я таким же сильным и бесстрашным, как скорпион, я бы посадил тебя на спину и облетел бы вместе с тобой весь остров, — вслух мечтал заботливый богомол, размахивая длинными передними лапками. — Я бы показал тебе, как плещутся о скалы волны морского прибоя, как встает солнце, как прячутся в таинственных пещерах воды подземной реки!

    «Какой ты смешной и неказистый, — думала гусеничка, глядя на богомола. — С такими большими передними лапками и длинным туловищем».

    — Но я не могу этого сделать, — с грустью продолжил богомол. Не замечая рассеянного, чуть снисходительного взгляда гусенички, он присел на соседнюю веточку и начал рассказ о том, что ему довелось увидеть.

    — Сегодня я побывал в удивительных лесах. Представляешь, деревья там растут прямо в воде, а их острые, как наконечники стрел, корни торчат из воды, помогая деревьям наполнять целебным воздухом свои стволы и ветви. Люди называют те леса мангровыми.

    — Я такая несчастная, — упрямо твердила гусеничка. — Мне никогда не найти жемчужные крылья!

    — Ах! — тяжело вздохнул несчастный богомол. Он так надеялся, что гусеничка улыбнется, услышав об удивительных лесах. Но его старания снова оказались напрасными.

    — Я облечу весь остров и найду для тебя жемчужные крылья, — с готовностью произнес богомол. Он вдруг вытянулся как солдатик, голос его стал твердым, а взгляд наполнился решимостью.

    Целых три дня богомол летал по острову в поисках жемчужных крыльев. Он спрашивал у полосатых варанов, у лесного кошачьего медведя бинтуронга, у сверчков и кузнечиков, где найти ему жемчужные крылья бабочки. Но никто из жителей острова не знал ответа. И вот, когда солнце в третий раз опустилось в океан, а в небе рассыпались яркие звезды, он прилетел в таинственные пещеры подземной реки. Самые мрачные и самые загадочные места на всем острове. Там было очень холодно и сыро. Причудливые сталагмиты поднимались к сводам пещеры навстречу своим собратьям сталактитам, преграждая путь незваным гостям. Внизу не спеша текли мутные воды подземной реки, скрываясь в глубине пещер, чтобы потом, вырвавшись из их холодного каменного плена, слиться с теплыми водами тропического моря. Это было царство летучих мышей. Богомола охватил жуткий страх, он уже собрался покинуть это унылое место, как вдруг услышал тихое:

   — Здравствуй, богомол! Что привело тебя в наши края? — Голос принадлежал летучей мыши, самой старой и самой мудрой из всех жителей острова.

    — Я ищу жемчужные крылья самой красивой бабочки, — ответил богомол. Он старался скрыть свой страх, но голос его предательски дрожал.

    — Я помогу тебе. У подножия самого большого холма ты должен отыскать одно растение — апоцинум. Тот, кто будет питаться его сочными листьями, приобретет волшебную силу, а потом заснет глубоким сном. Но помни: проснувшись, он уже никогда не станет прежним.

    — Спасибо тебе, мудрая летучая мышь! — В знак благодарности богомол поклонился.

    — Есть еще одна тайна, — серьезно продолжала хозяйка пещеры. — Листья этого растения очень ядовиты. Чтобы яд не принес вреда, сначала нужно надкусить стебель, а уж потом отведать чудодейственных листьев. А теперь прощай! — Летучая мышь взмахнула сильными крыльями, вылетела из пещеры и скрылась в темноте леса.

   — Я знаю, как тебе помочь! — радостно воскликнул богомол на следующее утро. И рассказал гусеничке все, что услышал от старой летучей мыши.
 
   — Спасибо тебе, мой добрый друг. — Гусеничка в первый раз улыбнулась. — Совсем скоро я стану самой счастливой!

   — И тогда мы с тобой сможем облететь весь остров!

   — Но как мне добраться до подножия самого высокого холма? — в глазах маленькой гусенички мелькнул страх.

   — Мы с муравьишкой поможем тебе, —  пообещал преданный богомол.

    Два дня и две ночи наши маленькие друзья были в пути. На третий день они добрались до подножия самого высокого холма. Там среди густой травы повсюду росли высокие крепкие растения с сочными листьями. Это и был апоцинум. Муравьишка вернулся домой, а верный богомол остался ждать обещанного чудесного перевоплощения.

    Две недели гусеничка питалась листьями апоцинума, осторожно перегрызая стебель, как научила мудрая летучая мышь. И вот однажды она почувствовала, как ее стала одолевать небывалая усталость, есть больше совсем не хотелось. Гусеничка закрыла глаза и провалилась в глубокий сон.

    — До встречи! — только и успел сказать преданный богомол, как маленькая гусеничка превратилась в куколку и замерла. Только легкий ветерок изредка покачивал ее, словно убаюкивая.

   Прошли еще две недели. Куколка вдруг зашевелилась, затрепетала, ее тонкая, но крепкая оболочка затрещала, и из нее показалось существо с большими темными глазами и длинными тонкими усиками. Существо освободилось из плена — и тут богомол увидел, что на спине существа сложены большие жемчужно-белые с черным кружевным рисунком крылья.

    — Здравствуй, бабочка! Ты узнаешь меня? Я богомол, твой друг.

    Он очень боялся, что бабочка не узнает его и не захочет с ним отправиться в путешествие. Но все страхи оказались напрасны. Она узнала его.

   — Здравствуй, мой добрый друг! Посмотри, какие у меня чудесные крылья! Я стала такой же красивой, как бабочка.

    — Ты теперь и есть самая настоящая бабочка. И теперь мы сможем облететь с тобой весь мир!

    И они полетели сквозь густые заросли и свисающие лианы. И вскоре оказались на берегу моря. Синие волны прибоя вспенивались добела у скалистых берегов и нехотя отступали. По песчаной полосе важно и неторопливо прогуливалась огромная ящерица, широко расставляя крепкие пятипалые конечности. Ее длинный-предлинный хвост метался из стороны в сторону, помогая сохранять равновесие. Ящерица что-то выискивала в песке.

   — Кто это? — спросила бабочка.

    — Это варан.

    — Здравствуй, варан! Что ты ищешь на этом пляже?

   — Не мешай мне! — Разговаривать ему совсем не хотелось. — Это мой пляж, и я ищу здесь своих вкусных крабов.

    — Посмотри, какие у меня красивые крылья, — легкомысленно произнесла бабочка, не обращая внимания на сердитый вид ящерицы.

   — Какое мне дело до твоих крыльев! — бросил варан. — Разве они могут принести счастье? Счастье — это когда море каждый день выбрасывает на песок много-много сочных крабов. — Сказав это, варан ударил о землю своим мощным хвостом и резко бросился вперед. Это новая волна выкинула на берег долгожданное лакомство.
А наши маленькие друзья отправились дальше. Покинув пляж с его недружелюбным хозяином, они вскоре оказались в зарослях густого леса. Какое-то странное большое существо с густой темной шерстью и длинным хвостом сидело на дереве и что-то искало в его коре.

   — Это бинтуронг, — тихо произнес богомол.

    — Здравствуй, бинтуронг! — поздоровалась с незнакомцем приветливая бабочка. — Посмотри, какие у меня красивые крылья. Я теперь самая счастливая!

   — Мне нет никакого дела до твоих крыльев, — сказало существо, продолжая тыкать в кору своим влажным черным носом. — Разве счастье в крыльях? Настоящее счастье — это когда много сладких фруктов, жирных личинок и вкусных яиц!

     Не желая больше разговаривать, бинтуронг снова принялся тыкать носом в кору, а богомол и бабочка отправились дальше. В расщелине отвесной скалы они увидели небольшую птицу. Она строила гнездо из собственной слюны. Слюна быстро твердела на воздухе, превращаясь в прозрачное, словно выдолбленное из горного хрусталя гнездо.

   — Здравствуй, саланган! — поприветствовал крылатую знакомую богомол. Познакомься, это бабочка, самая красивая бабочка нашего острова.

    — Посмотри, какие у меня чудесные жемчужные крылья! Я теперь самая счастливая. Может быть, ты хочешь иметь такие же? — участливо спросила бабочка.

   — Нет, мне не нужны жемчужные крылья. Я спешу построить уютное гнездо. И когда в нем появятся сильные птенцы, я буду счастлив.

    Друзья полетели дальше.

    — Я слышу какой-то сладкий аромат, — заметила бабочка.

   — Это кувшиночник. Будь осторожна, — предупредил богомол. — Эти растения привлекают насекомых своим приятным запахом. Я не раз видел, как они заманивали своих жертв, а потом хладнокровно захлопывали крышечки. Давай лучше улетим отсюда.

     Наши маленькие друзья в тот день еще долго летали по острову. Бабочка всем рассказывала о своем счастье, готовая поделиться его секретом. Но никому из жителей острова не нужен был секрет ее счастья. Незаметно наступили сумерки. Ночная прохлада опустилась над джунглями, и воздух наполнился новыми звуками.

   — Что это за два огонька сверкают в темноте? — спросила бабочка.
 
    — Это долгопят, — ответил богомол.

    — Какой он смешной! У него такие добрые глаза! — восхищенно воскликнула бабочка, когда два огонька превратились в маленькое животное очень забавного вида. Оно сидело на дереве, обхватив стебель длинными цепкими пальцами, и неподвижными круглыми глазами смотрело куда-то вдаль.

   — Здравствуй, долгопят! — поприветствовала бабочка смешного малыша. — Мне мудрая старая летучая мышь подарила жемчужные крылья. Я теперь самая счастливая на этом острове.
 
   — Не понимаю, — сказал долгопят, — как крылья могут принести счастье? Счастье — это когда много спелых фруктов и вкусных хрустящих сверчков! — В тот же миг безобидное с виду существо схватило сверчка, который, зазевавшись, не заметил приближения хищника, и вонзило в его хрупкое тело острые зубки.

    — Будь осторожна, бабочка, — серьезно произнес богомол. — Этот мир полон опасностей. Нам нужно найти укромное местечко и отдохнуть, а утром мы вновь отправимся в путь.

    Но бабочке совсем не хотелось спать. Она сидела и смотрела, как танцуют светлячки, как сверкают на небе звезды, как летят на ночную охоту высоко в небе летучие мыши. Вдруг неподалеку среди густых ветвей она заметила паука. «Может быть, паук тоже мечтает о жемчужных крыльях, — подумала бабочка. — Расскажу-ка я ему о своей тайне!» И вспорхнула со стебелька.

   — Бабочка, куда ты? — закричал ей вслед богомол.

   — Я хочу рассказать пауку о своем счастье, — смеясь, прокричала бабочка, быстро удаляясь.

   — Подожди, тебе нельзя туда! — только и успел прокричать что есть сил богомол, как в ту же минуту смех оборвался, а белоснежные крылья неподвижно повисли в воздухе. Бабочка угодила в сети паука-крестовика.

  — Богомол, помоги мне! — в отчаянии закричала несчастная, запутываясь все сильнее в липких сетях паутины.

   Богомол схватил прутик и принялся что было сил рвать паутину, но было уже слишком поздно. Хозяин заметил попавшуюся жертву. Вот он подполз к бабочке и вонзил острые клыки в ее хрупкое тельце.

   — Прощай, мой добрый богомол! Прости, что я не послушалась тебя. — От страха голосок бабочки был еле слышен.

    Но тут случилось что-то странное. Паук вдруг отпрянул, словно его ужалили, и принялся аккуратно разрывать паутину, освобождая пленницу.

    — Улетай, — хрипло произнес паук, — ты мне не нужна. А напрасные жертвы мне ни к чему.

Богомол подлетел к чуть живой от пережитого ужаса бабочке и горячо обнял ее.

   — Здравствуйте, мои маленькие друзья! — вдруг услышали они в темноте тихий голос. Богомол узнал его. Это был голос мудрой летучей мыши.
   — Волшебные листья сделали свое дело. Их ядовитый сок отогнал паука и спас тебе жизнь, маленькая бабочка. Теперь ты понимаешь, в чем настоящее счастье? В крыльях ли оно?

    Сказав это, мудрая летучая мышь исчезла в темноте так же внезапно, как и появилась.

    В воздухе беззаботно кружились в ночном вальсе светлячки, цикады пели полуночные серенады, а бабочка и богомол сидели рядом и молча глядели в высокое темное небо, усыпанное яркими огоньками звезд.


_____

Бабочка Идея белая. Филиппины.