Кошарная Зоя Денисовна

Петр Панасейко
       
            

          Приехав в родное село Малиновка в мае 1991 года, в котором не был ровно двадцать лет, я первым делом пошёл в дом моей крёстной. Кошарная Зоя Денисовна продолжала жить в том же стареньком  домике. Что и раньше. Разве что сад не узнать: разросшиеся за два десятилетия деревья закрывали собой сам дом. Сначала я долго любовался цветением сада. Затем вошёл во двор и постучал в окно. Никто не ответил. Тревога охватила меня.

                «Жива ли, нет ли?- носились мысли в голове. - Столько лет не видел». Письма писать она не любила.

                В это время с огорода ко мне с тяпкой в руках бежала женщина. Ею оказалась моя крёстная.

                Встрече обрадовались оба: кто больше, трудно сказать. Несмотря на пенсионный возраст, она по-прежнему оставалась такой же весёлой и жизнерадостной, какой я её знал в школьные годы до августа 1971 года, когда проживал с родителями в селе. Только однажды я видел у неё слёзы на глазах: в день нашего отъезда. Ещё бы: мы уезжали навсегда, а она оставалась.

                Со мной был фотоаппарат. Однако мне долго пришлось уговаривать крёстную сфотографироваться. Причина состояла в том, что на ней находилась старенькая куртка. Мне же пришлось объяснить, что плёнка чёрно-белая, а не цветная, и что на фото она будет смотреться как новая. Только тогда согласилась. И вот сейчас  смотрю на неё  спустя почти двадцать шесть лет и вспоминаю ту незабываемую встречу. Смотрю на ту куртку и только улыбаюсь.

                Моя мама поначалу, вступив в колхоз, работала в полеводческой бригаде.  Там и познакомилась с Зоей Кошарной. Когда я родился в октябре 1956 года, то  в выборе крёстной мама остановилась именно на ней. Почему? Не знаю. Видимо, появились на то основания.

                Крестили меня в селе в специальном помещении (церковь коммунисты уничтожили). Когда крёстные вернулись после обряда крещения в наш дом, Зоя Денисовна продолжала держать меня на руках. Обрадованный отец достал бутылку водки и решил отметить это событие. Но произошло то, чего никто не ожидал: бутылка в руках отца раскололась пополам, содержимое облило  одежду отца. Он растерялся. Все находились в шоке. Но на помощь отцу пришла крёстная:
                - Не переживай, кум, это на счастье, будет жить долго!

               Много раз за свою долгую жизнь я вспоминал те пророческие слова. Она оказалась права. Был в моей неосознанной тогда ещё жизни один эпизод, когда она, жизнь, действительно «висела на волоске». Но я выжил. Возможно, благодаря и не в последнюю очередь  тем словам крёстной, произнесённым в буквальном смысле слова «под руку».

           Давно нет в живых Зои Денисовны, но память о ней я храню в своём благодарном сердце.

29.01.2017