18. А если это любовь?

Александр Ортяков
   Мне восьмой десяток от роду, а в пору закарпатской юности завершал только
второй, когда невольно задавался вопросом "А если это любовь?". Она обязательно
приходит, и уже не школьная пионерская или  комсомольская, не случайная, как у
меня бывала, а кажется, очень праведная и надолго. Однако...  Есть в моей
истории поучительная сторона вопроса, чем, думаю, стоит поделиться.

   Восемнадцатый год жизни не мог пройти без первой по-настоящему серьёзной
любви. Тем более в садах Эдема - ужгородских садах и парках, под каштанами и
липами набережных бульваров со студенческой братвой, под сенью таинственных
улочек у древних замков и руин, в местах массового отдыха на природе, где всё
располагало к любовным утехам. Точно не помню как встретились впервые. Возможно
на танцах в филармонии, когда процветали буги-вуги, рок-энд-рол, твист под
кайфом и чарлстон. Или в кафе с чашечкой исключительно приятного на вкус и
популярного у молодёжи чёрного напитка. А может быть на Ленинградской
набережной (см. цветной снимок). Первый роман с девушкой венгро-цыганской
национальности  длился около двух лет, до моего ухода в армию. "Другу юности
Саше от подруги Агнесы, 1964 г." - фото с этой надписью долго хранилось в
вырезанном из книги тайнике.

   Всегда были вместе. Даже когда работал за кулисами театра, девушка
находилась в зрительном зале. На различных вечеринках, в кафеюшных посиделках,
в её домашнем саду с абрикосами, персиками и вишнями на улице Петра Великого, в
местечке Невицкое у развалин замка 14 века с заводью реки, где купались и
загорали. Месячный заработок был вполне достаточным, чтобы отвечать за все эти
мероприятия.  Когда подруга решила (после моих неудачных попыток) сама
попробовать учиться на актрису, я обеспечил эту поездку в Ленинград. Мы также
втайне от родителей совершили недельную туристическую поездку в Крым. Поездом
до Одессы, в Ялту - на корабле, далее автобусом до Гурзуфа, Алушты, Судака и
Феодосии. Надо ли говорить, какие впечатления оставили эти летние дни!

   Что нравилось в девушке? Красивая, жизнерадостная, непосредственная и
простая в общении, склонная к искусству, с интересными для меня познаниями
венгерского и украинского языков местного наречия. Общались на русском, но Аги
иногда преподносила уроки венгерского. До сих пор помню фразы типа: "Эйн
сэрэтэк ини бор" - я люблю пить вино. Кстати говоря, прекрасно стал понимать и
украинский язык. Здесь он звучал мягко, с юморком по-гуцульски.

   Так что же случилось с первой любовью дальше? Настало время, когда надо было
познакомить Агнесу с родителями. Мама (на фото слева) в эти годы была очень
красивой, в Ужгороде словно расцвела. Да и отец выглядел молодцевато (на снимке
со мной). Они оба нашли здесь приют благодати. В кругу друзей-фронтовиков
продолжали трудиться, обретали счастье мирной жизни, в поездках на курорты и
дома ветеранов залечивали болезни, заслуженно отдыхали. Мы с братом росли в их
ненавязчивой любви и опеке. Однако быт был строг - по моральным ценностям
родителей.  Их знакомство с девушкой произошло в день моего рождения 27 мая
1964 года. Казалось, всё хорошо организовано, Агнеса старалась - подарки
предназначались не только мне. И вот на тебе! Что-то не понравилось в
избраннице. Скорее национальность не подошла или просто мама считала
несерьёзным в таком возрасте определяться. Возможно, сведения о судимости отца-
цыгана. Мы терялись в догадках и всё-таки продолжали встречаться. Со стороны
родителей особого отторжения не было, но Агнеса  поняла неодобрение сразу,
сильно переживала. Только с моим уходом в армию стала интересоваться другим
парнем. Я же, как ни убеждал маму в обратном, так и не смог.

   Был ещё прощальный октябрь, когда военкомовский автобус  увёз нас к поезду,
было первое и последнее письмо от девушки в воинскую часть, была случайная
встреча в отпуске, лишь взглядом и украдкой, так как оба шли мимо с другими,
уже новыми,  избранниками. Напишу потом: "Что же с нами было? Видно ты забыла
вечер тот прощальный, тихий и печальный. Ноту разговора - памятно, знакомо.
Здесь под шум вокзала ты мне вдруг сказала - надо бы сберечь  память наших
встреч... У судьбы не спросишь, что навек уносишь? Как всё в жизни строго - ни
одна дорога не вернёт нам юность. Если б та вернулась! Что же с нами будет?
Жизнь, она осудит, за двоих решает - кто кому мешает. Вот её услуга: ты
находишь друга, замуж вдруг выходишь, счастье с ним находишь. Да и я решаю, что
не возражаю, и могу смириться - есть одна девица... Быстро, даже странно,
заживает рана.  Но обидно - рано".

   Кто виноват в моём случае? Достаю старенький томик с тайником, верчу в руках
фотокарточку с  любимым когда-то силуэтом и задаюсь этим вопросом. Имела ли
право мама вершить таким образом мою судьбу? Теперь я уже знаю, что имела.
Ничего страшного не произошло с нами. А материнский инстинкт гораздо
рассудительный, он никогда не направлен во вред и способен предостеречь от
юношеского "хочу".