Три храма, которых нет. 1. Флора и Лавра

Елена Шувалова
    За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

   Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов.  Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

  Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

  Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

  Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

  Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

  "Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

  Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но  в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

  Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

  Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

  Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась  в  дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

  Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

   Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

   В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

  Вообще, в этом скромном по московским меркам храме  - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).


  Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

 













*Паперть Преображенского  собора , подобно как и всего храма, сплошь расписана  изображениями . Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны  изображения  10-ти древних греческих  философов . Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История   Новоспасского   монастыря  и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.


                *  *  *


   Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

   В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

   А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

  Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

  Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

   



 

 
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/27/558







Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)