Что делать с образованием. ч 2

Олег Басин
            Как уже говорилось в первой части, в этом деле невозможно ограничиться одной только школьной реформой, и важнейшая отрасль страны (отрасль отраслей) требует особенно широкого государственного подхода. Всего, вместе со школьной реформой, потребуется четыре меры для того, чтобы отрасль отраслей впервые в истории заработала бы с максимальной эффективностью.

I. Школьная реформа  http://www.proza.ru/2017/01/23/110
II. Создание специальной социальной сети учебного назначения  http://www.proza.ru/2017/01/30/2407
III. Создание единого бюро учебных разработок и учебных программ  http://www.proza.ru/2017/02/05/195
IV. Модификация научных основ образовательной отрасли  http://www.proza.ru/2017/03/03/1358

            В этой части трактата о мерах, необходимых для повышения эффективности образования пойдёт речь о необходимости создания социальной сети, помогающей школьникам в обучении.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

            В образовательных традициях прошлых лет значительную роль играли учебные фильмы, наглядно поясняющие нам, школьникам, суть явлений природы и производственных процессов; разнопрофильные учебные телепередачи, идущие по специальному учебному каналу нашего тогдашнего ленинградского телевидения; аудиоматериалы, использующиеся тогда в основном в языковых предметах; и, конечно, различные текстовые формы, взять хотя бы пособия для поступающих в ВУЗы, которые пользовались большим спросом и передавались с рук на руки новым поколениям поступающих. А сколько мы ещё просиживали в читальных залах, специально добираясь порой до не очень близких библиотек. Это было не всегда легко, а иногда было и довольно трудно, и уж точно это было невозможно между делом в свободную минутку или по внезапно возникшему вопросу, интересу, вдохновению. И в этом отношении мы можем обращаться к техническому прогрессу, который не только принесёт всё это нам домой буквально по мановению в любое время дня и ночи, но и многократно способен расширить эти возможности. Однако в этом вопросе нельзя уповать просто на интернет, потому что свалка, рекламный приоритет, частое (очень частое) несоответствие продекларированной теме (опять же на почве рекламы) — всё это не способствует образовательному процессу, особенно для неопытных учащихся, какими в большинстве своём являются школьники.
            Электронно-сетевая быстрота, целевая направленность, широкий спектр разных форм учебного продукта, его здоровый натуральный рейтинг и, конечно же, возможность контролировать порядок и дисциплину в этом во всём — всё это однозначно указывает на специальную социальную сеть учебного назначения, которая не только облегчит и упорядочит подачу необходимых материалов, но и расширит и углубит все материалы учебного назначения.

1. Видеофайлы

    а. Видеоуроки
    б. Учебные фильмы
    в. Научно-популярные фильмы
    г. Художественные фильмы по программным литературным произведениям
    д. Художественные фильмы по факультативным литературным произведениям
    е. Художественные фильмы по историческим событиям (рекомендуемые и достоверные)
    ж. Телепередачи, актуальные для обучения и расширения учебного кругозора в записи
    з. Биографические фильмы: и художественные и документальные о деятелях науки, искусства, политики, военного дела и в прочих областях, полезных для изучения в школе

 2. Аудиофайлы
   
    а. Для обучения языкам
    б. Аудиокниги по программным литературным произведениям
    в. Аудиокниги по факультативным литературным произведениям
    г. Аудиокниги биографического содержания о деятелях, актуальных для школьной программы и расширения кругозора школьника
    д. Аудиокниги по историческим романам, достоверным и рекомендованным для школьников
    е. Аудиокниги по художественной литературе разного характера и разных направлений рекомендованные для школьников

В данном списке автор намеренно не указал аудиокниги по учебной тематике, потому что таковая потребует, по меньшей мере, иллюстраций, что сделает бессмысленными их аудиоварианты.

3. Текстовые файлы, адаптированные для формата электронных книг

    а. Текстовые файлы всех учебников, задачников и прочих пособий текущей школьной программы (полный список) по всем классам и всем предметам.
    б. Текстовые файлы дополнительных задачников повышенной сложности по всем школьным предметам и всем классам, требующих задачники, желательно по несколько вариантов на каждый предмет.
    в. Текстовые файлы факультативной литературы по всем школьным предметам за каждый класс

         4. Интерактивные обсуждения учебного или факультативного материала в                группах и в личных сообщениях


                а. Спонтанные учебные обсуждения, возникающие на короткое время
               б. Постоянные учебные обсуждения в группах в группах любого типа под руководством куратора.

ВИДЕОШКОЛА В УЧЕБНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

            Некоторые проблемы современной школы не преодолеть никакой школьной реформой, может разве со временем, с очень большим временем. Взять, например, проблему качества объяснения учебного материала на уроках. Сегодня это очень большая и очень острая проблема (острейшая). Педагогические ВУЗы уже давно выпускают контингент малоспособный к вразумительному объяснению, да и педагогические методики этому только мешают (пора, наконец, начать об этой проблеме говорить открыто). К тому же образование — это слишком массовая система, чтобы её и быстро и легко можно было обеспечить необходимыми качественными кадрами. Но можно этот вопрос решить и быстрее, а социальная сеть с её техническими возможностями станет тем парашютом, что позволит в этом падении приземлиться мягко, встать на ноги и идти в нужном направлении.
            Для цели устранения проблемы некачественного объяснения, как и для решения огромного множества других проблем, и необходима учебная социальная сеть, которая в первую очередь должна поместить видеоуроки полными последовательными курсами по всем классам и по всем предметам. Тогда у школьников будет выбор, будет решение проблемы. Постепенно, при дальнейшем развитии этой сети, а может и сразу, будет необходимо создание даже нескольких альтернативных курсов разного стиля. Обязательно должны создаваться курсы с разной степенью углублённости в материал, с разной степенью сложности. Может даже и упрощённого. Это к тому же снимет множество претензий к школе то за слишком примитивный, то за слишком сложный подход. Каждый сможет выбрать. Если раньше невозможно было привести гениального учителя в каждый класс, то теперь это будет возможно. Вдобавок к этому необходимо будет дополнять (возможно, что постепенно) каждый теоретический урок несколькими сопутствующими уроками по решению различных примеров или задач на данную тему. Это снимет целый ряд проблем, связанных с непониманием объяснения на уроке. Даже если школьный учитель объясняет всё достаточно качественно, всё равно регулярно возникают проблемы с недопониманием отдельных пунктов и проблемы, возникшие в связи с пропуском, например, по болезни. Да и ещё раз прослушать объяснение не помешает многим.
            Кто-то, будучи уже не школьником, сможет повторить школьную программу, например, с целью поступления, кто-то захочет пройти программу экстерном — и всё это будет не только возможным, но и легко доступным.
            В этой же сети по ссылкам школьники могут от основного материала на данную тему посмотреть ещё и учебные фильмы, показывающие воочию соответствующие явления природы или производственные процессы. И, наконец, по ссылкам перейти также к тематическим документальным или к научно-популярным фильмам. Этой частью сети смогут даже школьные учителя пользоваться на своих уроках, чтобы показать наглядный материал. От основных тематических видеоуроков ссылки должны предлагаться также и на соответствующие как аудиоматериалы, так и на текстовые. Упорядочивание и рационализация учебного процесса от такой системы будут несомненными, а главное — добровольными.
            Но относительно видеоуроков следует учесть одно весьма немаловажное обстоятельство: видеоуроки, особенно, по объяснению материала должны строиться НЕ по педагогическим методикам и без малейших игровых методов, и это очень принципиальный вопрос, упустив который можно загубить всё дело на корню.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТОРОНА УЧЕБНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Структурный вопрос

            На данный момент существует некоторое множество разнообразных социальных сетей, на опыте которых можно выработать общие принципы организации учебной социальной сети с учётом их достижений и с учётом их ошибок. Под общими принципами организации автор со своей стороны имеет в виду, конечно, сценарный аспект, как это должно выглядеть для пользователя, а не коды.
            Группы разного типа, особенно небольшие, конечно важны, поскольку для функционирования репутационного механизма в обществе необходимы малые обозримые сообщества. Такова природа человека, организующегося в общество, которое образуется и функционирует за счёт репутационных социальных инстинктов. К тому же, имея в виду и более сильно выраженные дисциплинарные стороны по сравнению с другими сетями, надо приводить к этой дисциплине всесторонне, начиная от её инстинктивных основ и кончая разнообразными средствами контроля, который на школьном уровне требуется более тщательный.
            Можно предложить, по крайней мере, три типа групп: группы, привязанные к школьным классам, где эти школьники учатся (обязательные классные); группы по интересам; группы для тех, кто не учится в школе, организующиеся по мере заполнения (условные классные группы). Можно дозволить присутствие в сети лиц и без зачисления в группы, и даже порой без регистрации (для ознакомления и привлечения), но только без права оставлять комментарии, писать кому-либо, разве что кроме вопросов к администраторам, да и то при наличии основной регистрации, хотя и не состоящих ни в какой группе. В группы по интересам тоже можно будет вступать только при участии хотя бы в условно классной группе. Это необходимая мера контроля, поскольку группу по интересам вряд ли стоит ограничивать по количеству участников, да и от большого количества интерес лишь выигрывает, но должна быть возможность обратиться к первичной регистрационной группе (классной или условно классной), чтобы пресечь или предотвратить нарушения дисциплины. В классных или в условно классных группах регистрация должна быть возможной только под настоящим именем и фамилией при доказательстве идентификации. Увы, дисциплинарный аспект в учебной социальной сети должен быть значительно серьёзней, чем в других.  Но повторим, что пользование материалами сети должно быть возможным и без регистрации в данной сети в целях привлечения к общему полезному социальному процессу. Хотя и доступность материалов в определённых аспектах может быть ограничена в связи с материалами, требующими дополнительного контроля, например, по половому воспитанию. Такие материалы, возможно, тоже будут в этой сети, но будут доступны соответствующим классам и возрастам.

Вопрос руководства группами

            Конечно, каждой группой должен руководить свой администратор, контролирующий её порядок и дисциплину, заботящийся об учебном материале, общих мероприятиях и много чего другого. Было бы весьма полезным для общего социального развития, чтобы классной группой из начальной школы и младших классов средней руководил старшеклассник, чей моральный облик, ответственность и способности руководителя способствовали бы исполнению данного дела. Если речь идёт о старшеклассной группе, то возможно и сам её участник мог бы возглавлять свою группу, но, возможно, и студент.  Это было бы неплохой школой жизненной ответственности и начальной репутацией для будущей карьеры. Вообще студенчество можно было бы привлечь к работе в этой социальной сети, что было хорошей практикой во всех отношениях: и для резюме, и для заработка, и для приобретения опыта, и для развития научных навыков, также могли бы подразумеваться и льготы. Также студенчество помимо администрирования в группах могло бы заниматься и научными консультациями, научным руководством в группах по интересам.

Вопросы безопасности сети

            Методы безопасности любой сети можно было бы подразделить на две основные группы: технические и организационные, можно даже сказать идеологические. Технические меры безопасности вторичны, и это вопрос правильных кодов; а вот организационно-идеологические меры являются главными в этом вопросе. Мы ведь прекрасно видим те примеры социальных сетей, в которых стали возникать проблемы не столько из-за взломов, а скорее на почве внутреннего разлада, что даже появилась особая терминология: «флуд» и «троллинг»; и означают эти термины соответственно разрушение темы путём словоблудия и путём откровенного хамства. И, надо сказать, эти формы покушения на общий доброжелательный порядок, запущенные кем-то намеренно (в этом нет никаких сомнений), более опасен, чем взлом страниц. Надо сказать откровенно, что известная всем социальная сеть и не пыталась от этого защищаться, чтобы развитие нормального человеческого общения не помешало бы коммерции, которая процветает только на почве разобщения. Вот почему в учебной социальной сети совершенно не должны подразумеваться никакие коммерческие цели, и вот почему в ней должна активно действовать организационно-идеологическая защита, дозволяющая только корректное общение по форме, и только научно-учебные по содержанию. Остальные формы общения должны быть строжайше запрещены. И не надо в этом искать пружины тоталитарности; дисциплина есть дисциплина, и в учебном процессе она не менее важна, чем в армии. И надо сказать, что строгие условия в этом отношении порядочных людей нисколько не пугают, а скорее наоборот — привлекают. Строгости боятся лишь индивидуумы, склонные к нарушениям, не мыслящие свою жизнь без безобразий (увы, есть и такие, и они способны испортить жизнь довольно больших сообществ). И когда естественная строгость, призывающая к необходимой дисциплине, наступает им на хвост, они тут же демагогически вопят о тоталитарности и о нарушении их прав, хотя, если бы не эта самая «тоталитарность», они сплошь нарушали бы права других людей, желающих нормальных взаимоотношений. Так что лучшая защита — это своевременное пресечение по нарастающей. Образование — дело серьёзное, и получать его (особенно бесплатно) должны люди серьёзные; и ему не должны мешать те, кому родители в любой момент наймут всех необходимых репетиторов, после того, как они испакостят общую образовательную среду. И в этом отношении администраторы классных и условно классных групп должны принимать своевременные меры по жалобам да и по собственным наблюдениям поведения, либо они сами будут заменены; а администраторы групп по интересам должны вовремя тревожить первых администраторов по факту некорректного поведения. А пользователи учебной социальной сети должны иметь право обращаться и в более высокую (сетевую) администрацию в случае отсутствия реакции на хамство и прочие нарушения после их первичного обращения.
            Государство обогащается более эффективно не за счёт продажи учебных пособий желающим учиться и не за счёт поборов с них по мелочам и по-крупному, а за счёт совершенствования этих желающих. Это та польза, которую практически невозможно ни отследить, ни доказать — в неё можно только верить и чувствовать за ней правду вопреки примитивным экономическим рассуждениям типа произведём ; продадим ; выручим…. Есть существенная разница между наживой и богатством, и путать одно с другим — преступление, особенно в области образования.

Следующая часть находится на странице http://www.proza.ru/2017/02/05/195