В последний раз?

Людмила Возняк
«Последний раз бывает всегда, но когда именно – неизвестно» Из к\ф «Съёмки в Палермо»



Как узнать, что ты делаешь что-то в последний раз? Последний раз  выходишь из дома, последний раз видишь любимых?

А надо?

Ну… желательно…

Потому что среди рутины жизни можно остановиться и  сделать что-то особенное, не типичное . Может быть, самое важное.

Когда  умирал  Сисой Великий, старцы стали спрашивать его: "С кем ты, отец, беседуешь?" Он отвечал: "Вот пришли Ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на несколько минут оставили меня для покаяния". Старцы сказали ему: "Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии". А он отвечал им: "Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния".

Старец не лукавил, потому что не нуждается в покаянии только Бог.

Я была знакома с одной женщиной. Ее звали Валентина Николаевна. Но как знакома, здоровались  при встрече. Она была работником системы: сначала в комсомоле, потом в партии на каких-то руководящих должностях. Когда система развалилась,  пошла работать в школу, т.к. была по образованию учителем математики.  Но не долго, затем ее назначили главой комитета образования в нашем городе.

Она была  открытым, приветливым, душевным  человеком. Бывало, как зайдет в автобус, со всеми перездоровается. Пустяк? Но приятно.

Потом получилось так, что мы сблизились  в прямом и переносном смысле. Мы с мужем купили дом в деревне и стали с Валентиной Николаевной почти соседями. А она ушла на пенсию, или ее «ушли». Вот так и начали общаться. Однажды, Валентина Николаевна почувствовала недомогание и обратилась в поликлинику. Ее направили в областную больницу на обследование ,  потом  назначили операцию.

Я помню, как мы разговаривали перед ее отъездом. Имея некоторый опыт в операциях, я ей сказала, что все  нестабильно в жизни,  держитесь, мы будем ждать Вас. Она мне ответила довольно бодро, что тут нет ничего особенного, все оперируются и возвращаются.
Но мы виделись в последний раз. Мы, правда, ждали ее возвращения. Уже прошли обычные сроки, звонили, но телефон был отключен. Спросить было не у кого. Валентина Николаевна замуж не выходила, жила одна. Родственники были, но не рядом. Но однажды муж дозвонился, и она сказала ему довольно слабым голосом  несколько слов. Прошло еще некоторое время,  Валентина Николаевна не возвращалась.

Но все же, она вернулась. Ее привезли за  два- три дня до смерти.

Может ли человек предчувствовать беду? Может ли кто-то предупредить об этом?

Давно уже,  припоминаю, я ездила на велосипеде. И, помню, в моей голове «сидела» картина, того, что меня сбивает машина. Я  никому, кажется, не рассказывала. Отмахивалась от этого видения. Пока однажды… меня, действительно, сбили, но не машина, а мотоциклист. Если бы это была машина, последствия были бы печальней.

Также мне предстояло отправиться  на операцию, в столицу. Перед этим были раздумья: ехать, не ехать… Я выпросила у Бога знамение. Моей замечательной маме, ныне ее уже нет в живых, был дан пророческий сон. Образный, как обычно бывают сны, не совсем понятный на то время… но обнадеживающий.

А из недавнего… Летом, маленькая птичка, трясогузка, стучала в окно моей машины. Не один день стучала. Долго. Муж меня просил ездить аккуратней, или вообще не ездить. А потом, мы привыкли к выходкам птицы... Я повезла сына на тренировку, в спортивную секцию. Надо было делать левый поворот и заезжать на стоянку. Кто-то мне внутри подал мысль остановиться еще перед поворотом. Мне бы остановиться и попытаться разобраться с мыслями. Но мне нужна была логика, а ее я не увидела, и поехала дальше. Три-четыре минуты хватило бы, чтобы разъехаться с другой машиной. Но их не оказалось.

 Значит, человек может быть сам себе пророком, и к гадалкам не надо ходить? Может получать некие знаки - предостережения, чтобы обойти беду? Если не удастся обойти, то хотя бы получит утешение.  И в Библии встречается много примеров, когда давались  предостережения о будущем голоде, о войне, о том, что не надо куда-то ходить, о скорой смерти…

Некоторые знаки бывают очень сложные,  надо искать их понимания. Другие, наоборот,  пустые, например, одной моей знакомой во сне было сказано, что она умрет через 5 лет. Она уже давно миновала эту дату, и живет благополучно дальше.

Но все же остается вопрос,  неужели перед таким важным событием, как смерть, человек ничего не предчувствует?

Моя подруга сказала: «Если придавать различным знакам  много внимания, то можно впасть в суеверие, и бояться  даже шаг сделать без них.  С другой стороны, в этом есть лукавство - получается,  что  пока я живу, то могу грешить, а как знамение появится, что скоро умру, то начну исправляться. Но на самом деле надо быть готовым к смерти каждую минуту,  тогда и знамения не нужны».

Какая высокая «планка» - быть готовым к смерти каждую минуту. Но, правда заключается в том, что мы все много грешим. Как говорят отцы Церкви - «впадать в грех свойственно человеку, оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане».

Некто спросил у египетского подвижника  Сисоя Великого: "Что мне делать, авва, когда я пал?" Старец говорит: "Снова восстань". Брат ему свое: "Я восстал и опять пал". Старец продолжает: "Восстань снова и снова". Тогда брат спрашивает: "До каких же пор?" Старец отвечает: "Пока не застанет тебя смерть либо в добре, либо в падении. В чем обрящется человек, с тем и отходит".


Все же кто-то заботится о нас и посылает предостережения....

Вот что  рассказала  другая моя подруга  про свою бабушку, жену священника, которого арестовали еще до войны, и о нем нет никаких сведений.  Бабушке приснился сон, где-то, наверно, во время войны, что вся деревня переболеет тифом, а она нет. Так и оказалось. Еще, во сне бабушка  узнала, что ее посадят в тюрьму на три года. И, действительно, ее посадили на три года за стакан самогонки.

Самой  подруге приснился, как она сказала,  святой человек. Он назвал число и год, и сказал, чтобы берегла дочь. Когда наступила эта дата, дочь начала находить причины и рваться куда-то. Родители  убедили ее остаться дома. Все было хорошо.

Будущее  не сваливается на нас с луны. Оно рождается в прошлом и настоящем.  Будущее  «бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучит в окно, прячется  за фонарями, пересекает сны...» Анна Ахматова

Кто это может видеть?



Фото из интернета.