Разгадка гибели поэта Есенина

Владимир Конюков
Разгадка гибели поэта Есенина.



     Я взял за основу, обратился к интересной публикации в газете «КП» 2005 года.
Прошло 12 лет, вспомнить события фильма «Есенин», который посмотрел народ несколько лет назад. В своё время разрекламированный, запомнившийся полярными обсуждениями после просмотра. Сериал есть в инете, можно посмотреть.
Оставивший массу вопросов… Спорный, со многими лазейками  к свободному домыслению.
Публикация в «КП» Владимира Ворсобина по фильму «Есенин» 2005 года, режиссёра Игоря Зайцева, под броским заголовком,
«Смерть Есенина: убийство или самоубийство?»

     Выбрал из множества похожих материалов именно эту публикацию. Она в свободном доступе инета, сноску на автора обязательно делаю.
Анонс статьи – впервые,  масштабное кинорасследование!
Повторяю публикацию с небольшим сокращением с выпуска популярной газеты от 10 ноября 2005 года.

     Все указанные авторы свидетельств по фильму и статье по делу касались  ТАЙНЫ  гибели поэта, которой... НИ в  ФИЛЬМЕ, НИ в  СТАТЬЕ нет! Так бы сказали сторонники, кто не согласен с таким поворотом событий.
Самое важное в статье, два полярных взгляда «ЗА» и «ПРОТИВ» - убийство или самоубийство?
Детективный жанр на основе центральной газетной публикации,… расследование и вывод -  тупик ли?


Часть 1.

     Содержание, суть публикации.
-----
«Судмедэксперт Сергей Никитин: «Поэт повесился сам!»

Вот уж действительно - как в кино! Один из героев фильма «Есенин» судмедэксперт, доказывающий версию об убийстве поэта, оказывается, существует на самом деле. Эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергей Никитин, один из ведущих специалистов страны, принимал самое активное участие в экспертизе по факту смерти Есенина. Вот только мнение «киношного коллеги» вызывает у него смех.
     - Сергей Алексеевич, смотрите сериал?

- Серьезному специалисту, который хорошо знает, чем отличается жертва убийства от самоубийцы, глядеть на это смешно…
… - Особенно впечатлил судебный медик. Ужас! Разве нельзя было найти человека более благообразного? Мы же все-таки ученые, а не бандиты. За 32 года работы ни разу не встречал даже санитара с такой физиономией.

     - Ваш «коллега» в фильме утверждает, что Есенина убили.

- В 1992 году после многих публикаций о расправе над великим поэтом в бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава России (я тогда был командирован в это бюро для участия в идентификации царских останков) официально обратился председатель Есенинского комитета ИМЛИ им. Горького, ныне покойный Ю. Прокушев. Комитет попросил проверить все версии смерти Есенина. Наша экспертная группа, в которую входили три профессора судебной медицины - С. Абрамов, В. Крюков и В. Плаксин, - а также эксперт И. Демидов, уже ответила много лет назад на все эти вопросы. Большую помощь, как специалист в области фотографии, нам оказал прокурор-криминалист Генпрокуратуры В. Соловьев. Мы изучили массу материалов - копию акта осмотра места происшествия, копию акта вскрытия тела, подлинные фотонегативы, семь гипсовых посмертных масок лица С. Есенина. Чтобы исследовать самую качественную из них, изготовленную скульптором И. Золотаревским на следующий день после смерти поэта и на которой видна каждая морщиночка, я специально ездил в Санкт-Петербург в «Пушкинский дом».

- И каков был ваш вердикт?

- Он повесился сам.

- А разве нельзя обмануть следователя и судмедэксперта?

- Можно. Для этого, например, можно толкнуть жертву под поезд. Или застрелить в упор (случай с Маяковским, кстати, в определении рода смерти намного сложнее есенинского). Но главный аргумент против версии убийства Есенина вовсе не в области судмедэкспертизы. Это просто обычная логика.

- То есть?

- Ну зачем, по-вашему, огэпэушникам (именно ОГПУ, по мнению следователя Э. Хлысталова и др., является убийцей) перед тем как вешать Есенина, бить его канделябром в лоб ?! У них ведь другая задача - чтобы комар носа не подточил.

- Ну оплошали чекисты, Есенин неожиданно оказал сопротивление...

- Тогда возникает вопрос: зачем могущественное ОГПУ после неудавшейся имитации самоубийства пустило в гостиничный номер фотографа М. Наппельбаума? Он, приехав на место происшествия, фотографировал все, что хотел, включая «неопровержимые улики»... Следователь Э. Хлысталов и другие теперь предъявляют фото вдавления на лбу Есенина как главное доказательство убийства. Кроме того, зачем ОГПУ заставило скульптора И. Золотаревского сделать точнейшую гипсовую маску лица поэта?...

- А если и это не аргументы?

- Предположим. И даже забудем о результатах исследования тела С. Есенина, проведенного А. Гиляревским в морге Обуховской больницы. Допустим, он при вскрытии предпочел «не заметить» перелом лобной кости. Допустим, агенты ОГПУ создали себе кучу проблем, сначала избив С. Есенина, а потом затащив на трехметровую высоту мертвое тело. В этом случае версию о самоубийстве, как это ни парадоксально, доказывает именно этот след на лбу у покойного.

- ?!

- Любой судебный медик знает: если человека ударить по лбу тупым предметом, никакого вдавления не получится. Образуется рана. Она может быть различной формы, но в виде ямки - никогда. Даже если после удара образуется вдавленный перелом лобной кости, вдавления на коже все равно не будет.

- Тогда что на лице у Есенина?

- Я провел эксперимент. С посмертной маски Есенина снял гипсовую форму и нанес на ее внутреннюю сторону слой пластилина толщиной около 5 - 6 мм (толщина мягких тканей). Вмятину выровнял. Внутреннюю сторону получившейся маски залил гипсом, который играл роль черепа. А затем приложил трубу диаметром 3,7 см (диаметр был вычислен, исходя из размеров и глубины вдавления) с учетом характерного для повесившихся наклона головы. И все совпало! След на маске точно повторял оригинал - вплоть до следа у правого ската носа. Следовательно, горячая труба (а в ночь на 28 декабря в гостинице «Интернационал» - бывший «Англетер» - включили паровое отопление) в течение нескольких часов была в плотном контакте с кожей лба.

- Разве это ожог? Что-то не похоже...

- Мягкие ткани как бы сварились, и вдавление зафиксировалось вплоть до похорон. Горячая труба сделала еще одно дело. Левое же глазное яблоко несколько запало, как у всех покойников, и произвело впоследствии впечатление «вытекшего».

- Но были же в деле Есенина и другие странности.

- Возьмем протокол осмотра, составленный участковым надзирателем Н. Горбовым. Итак, «прибыв на место, мною был обнаружен висевший на трубе мужчина... лицо было обращено к трубе... Ноги от пола были около 1 и 1/2 метра...»

     - Вот и пожалуйста! Говорят, что высота потолков в «Англетере» около четырех-пяти метров и туда невысокий поэт самостоятельно бы не забрался.

- Ничего подобного. Судя по фотодокументам, высота потолков - не более 352 сантиметров. Это легко устанавливается с помощью математики (показывает расчеты). Тут вообще-то трагическое стечение обстоятельств. Никаких высоко расположенных крючков в номере не было. Но кресло, письменный стол и высокая подставка для канделябра привлекли внимание С. Есенина. Они образовали этакую лестницу на Голгофу. Оставалось только взойти по этим ступенькам и дотянуться до трубы парового отопления. Есенин ростом 168 сантиметров стоял на тумбе высотой 150 сантиметров - получается 3 метра 18 сантиметров. Он легко дотягивался до той точки, где был узел.

     - Но разве узел не должен соскользнуть по трубе вниз?

- Тогда позвольте спросить: каким образом участковый застал Есенина висевшим именно на вертикальной трубе? Но так как возникло много дурацких вопросов, мы провели дурацкий эксперимент - нашли точно такую трубу, что была в гостинице, и стали на ней испытывать всевозможные виды веревок - пеньковые, хлопчатобумажные, шелковые различного диаметра. Завязывали самые разные узлы, и ни один из них не подвел. Сначала на трубе подвесили нашего лаборанта А. Иванова, затем к нему присоединился другой, и только когда на этой гирлянде повис третий, узел начал сползать вниз.

     - «...в нижней трети левого предплечья одна рана, идущая в горизонтальном направлении, и три раны в вертикальном направлении, эти раны длиною около 3 см...» (читаю я протокол).

- Он сделал поверхностные разрезы кожи, чтобы написать кровью свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...» Кое-кто утверждал, что такие небольшие раны не могли дать достаточного количества крови. Мы снова опытным путем доказали - могли. Наш лаборант случайно чуть порезал палец, и я его кровью написал это стихотворение. Причем в двух экземплярах, так как второй должен оставаться в архиве. Выяснилось, что крови хватило бы и на три стихотворения (0,02 миллилитра на каждое). Но здесь нужно учесть, что вряд ли С. Есенин написал это произведение за 2 - 3 минуты. Поэтому после остановки кровотечения из первой ранки он делал второй разрез, затем третий и четвертый.

     - «Под левым глазом - небольшая поверхностная ссадина...» Еще одна странность.

- Одна из фаз механической асфиксии при повешении - так называемые клонические судороги, в результате чего человек бьется об окружающие предметы. Один старый судмедэксперт, присутствовавший при казнях предателей во время войны, рассказывал мне, что судороги были настолько сильны, что обрывались веревки. Кстати, если вы прочтете следующую строку: «Одет в черные лакированные туфли», - то вы обнаружите настоящий криминал. Шикарные туфли Есенина бессовестно украли в морге. Это установила научный сотрудник ИМЛИ М. Стахова. Я хочу, чтобы вы поняли, насколько скрупулезно исследовались все документы.

     - Но в фильме утверждают, что у рта Есенина имеются следы от удавки.

- Следы действительно есть. Но это вертикальные потеки подсохшего желудочного содержимого у уголков рта. Такое случается с повесившимися. И никакого предшествовавшего повешению удавления в случае с С. Есениным не было. Посмотрите на фотографию крупным планом правой боковой поверхности шеи. Видна двойная борозда, образованная обычной витой веревкой диаметром около 1 см. Кстати, известно, что С. Есенин всегда надевал шарф именно двойным оборотом...

     - Получается, Есенин наложил на себя руки все-таки сам.

- Думаю, в этом поучаствовал алкоголь. За несколько дней до гибели поэт вышел из психиатрической больницы. В тот вечер он с друзьями выпил немного шампанского. А у алкоголиков после длительного воздержания даже маленькие дозы алкоголя могут вызвать помутнение рассудка.

     - Но почему все-таки версия об убийстве так популярна?

- Наверное, потому что выдумки интереснее правды».



Часть 2.

     Статья мною поделена на две части для удобства читателям.
Версия следователя Хлысталова

«В основу сюжета фильма о Есенине положена реальная история из жизни следователя МУРа Эдуарда Александровича Хлысталова (в фильме его фамилия Хлыстов), получившего по почте посмертный снимок Есенина и начавшего свое независимое расследование.
Сегодня Хлысталова нет в живых (в фильме следователя сыграл Александр Михайлов), но он оставил опубликованное расследование по делу убийства Есенина. С ним беседовал и автор романа «Есенин» (по которому снят сериал) Виталий Безруков.

     Из книги Хлысталова:

«Я тогда работал старшим следователем на знаменитой Петровке, 38, и расследовал сложные преступления. На мое имя поступало много писем... Я заглянул в конверт, но письма в нем не оказалось. В конверте лежали две фотографии. На первой фотографии мертвый Есенин лежит на диване или кушетке, обитой дорогим бархатом или шелком. Видимо, его тело только что вынули из петли. Волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука неестественно в трупном окоченении повисла в воздухе. На ней ясно видны следы глубоких порезов. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. Удивлял факт, что труп положили на диван, ведь у повешенных ослабевают мышцы мочевого пузыря и другие мышцы... На другой фотографии поэт изображен в гробу... На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека. Что-то было не так. Захотелось сразу же взяться за изучение материалов о смерти Есенина...»

     Аргументы в пользу убийства

1 Неестественно согнутая рука поэта. «Живой поэт мог держаться за трубу, но когда наступает смерть, мышцы ослабевают, руки должны быть опущены вдоль туловища. Почему правая рука была поднята вверх? А не могло быть, что трупное окоченение наступило в другой позе, а потом труп повесили?» - пишет Хлысталов.

2 У трупа Есенина имелась странгуляционная борозда только на половине шеи. Подобная борозда образуется, если преступник веревкой душит сзади свою жертву.

3 Зафиксировано, что веревка, на которой якобы повесился Есенин, не имела мертвой петли, а была просто намотана на шее как шарф. Значит, на шее висельника должна быть не одна, а несколько странгуляционных борозд. Но их не было.

4 Судмедэксперты зафиксировали глубокие порезы на правой руке поэта. Принятое объяснение - будто бы поэт порезал вены, чтобы написать кровью последнее стихотворение «До свидания», которое в прессе окрестили предсмертным. Хлысталов усомнился, мог ли человек сам себе нанести столь глубокие порезы. Есенин был правшой, зачем же он порезал себе правую руку? Научно не доказано, что последнее стихотворение написано кровью (об этом сказал поэт Эрлих, который последним видел Есенина живым). По версии Хлысталова, Эрлих может быть причастен к убийству поэта. Возможно, его подлинная роль в расправе над поэтом прояснится, когда откроются архивы - Эрлих был агентом НКВД.

Труп Сергея Александровича на кушетке в номере гостиницы. Правая рука согнута. На предплечье - рана с лоскутом кожи.

5 «Кто-то из современников выдвинул предположение, что лицо мертвого Есенина было обожжено трубой отопления, - пишет Хлысталов. - Но Эрлих писал, что вечером поэт сидел за столом в меховом пальто. Утром милиционер не снимал шинель, потому что в номере было холодно; в «Англетере» всегда плохо работало отопление».

6 Следствие упустило из виду многочисленные раны на теле убитого поэта (они хорошо видны на фотографии) и не стало выяснять их происхождение. Не выяснили, при каких обстоятельствах у Есенина появился синяк под глазом. Видевшие поэта вечером Устиновы, Ушаков сообщили, что у поэта вечером синяка не было. Быть может, перед смертью поэта избивали? На месте происшествия был художник Сварог, который сделал моментальный рисунок тела поэта на полу гостиничного номера. На рисунке отчетливо видно, что Есенин подвергался насилию, его одежда в беспорядке висела на частях тела. Перед фотографированием одежду привели в порядок. Номер, где умер Есенин, не был должным образом осмотрен и описан (в протокол не попало - было ли что-то украдено у Есенина, как лежали вещи, что на полу имелись пятна крови, не осмотрена труба отопления, на которой якобы повесился поэт, и т. д.).

7 Очевидцы указывали на бледный цвет лица вынутого из петли. «Мне приходилось видеть сотни висельников, но ни разу не видел трупа с таким цветом лица. Оно, как правило, имело багрово-синюшный цвет, с признаками, прямо свидетельствующими о наступлении смерти от асфиксии. Ни на рисунке художника В. С. Сварога, ни на посмертных фотографиях этих признаков (высунутый язык и т. п.) не видно, - пишет Хлысталов. - Кстати, А. Г. Гиляревский (судмедэксперт) также не констатировал самоубийство. Он написал, что «смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение». «На эти и другие вопросы ответ можно будет дать, когда для исследователей откроются архивы ЦК КПСС и КГБ СССР, где, несомненно, имеются тысячи документов, проливающих свет на заговор против Есенина», - пишет Хлысталов.

     Хроника последних дней

Хроника жизни Есенина свидетельствует, что последнее время перед гибелью поэта не оставляли в покое чекисты: современники Есенина писали в воспоминаниях, что нередко приходилось с поэтом бегать по подворотням, путая следы, чтобы оторваться от «хвоста».

На Есенина сфабриковано 13 уголовных дел. По одной из версий, Есенину помогли друзья спрятаться от преследования в психбольнице; так что чекисты сбились с ног в поисках поэта, а он в палате спокойно писал стихи (например, сочинил «Клен ты мой опавший»).

7 декабря через родных он дает телеграмму в Ленинград другу-поэту Вольфу Эрлиху, чтобы тот подыскал ему две-три комнаты, обещая приехать в двадцатых числах декабря. Он бежит из больницы (по версии Хлысталова, с помощью «подсадного» пациента больницы - чекиста).

Утром 24 декабря Есенин приехал в Ленинград. На вокзале он нанял извозчика и с вещами приехал к Вольфу Эрлиху, который устроил его не в квартиру, а в гостиницу «Англетер» в номер пять на втором этаже. Эта гостиница предназначалась для ответственных лиц, чекистов, военных и партийных работников. Человек со стороны в нее поселиться не мог. Здесь Есенин намеревался жить постоянно и издавать литературный журнал.

По просьбе Есенина у него в номере оставался ночевать Эрлих. Свое пребывание в Ленинграде поэт не афишировал. Многие из знакомых и даже старых приятелей не знали о нахождении его в Ленинграде. В номере поэт сочинял стихи, читал их Устинову, Эрлиху, был полон жажды работать.
Елизавета Устинова вспомнила, что поэт ходил к портье и приказал ему никого к нему не пускать: он кого-то опасался из Москвы.

В воскресенье, 27 декабря, к шести вечера в номере остались втроем: Есенин, Ушаков и Эрлих. По свидетельству Эрлиха, в восемь вечера он ушел домой и не оставался ночевать у Есенина потому, что утром должен был пойти на прием к врачу и получить деньги для Есенина. В номере оставались Есенин и Ушаков. Дойдя до Невского проспекта, Эрлих якобы вспомнил, что забыл портфель, где находилась доверенность. Он возвратился обратно в гостиницу и прошел в номер к Есенину. Ушакова уже не было. Есенин сидел за письменным столом, накинув на плечи меховое пальто, и просматривал свои рукописи. В газетах сообщали, что поэт около десяти часов вечера спускался к портье и просил к себе никого не пускать... Вот и все, что известно о последних часах жизни Есенина.

Виталий БЕЗРУКОВ: Поэта убил Блюмкин!

В своем романе Виталий Безруков описал, как, на его взгляд, происходило убийство Есенина, назвав имя предполагаемого убийцы - поэта-чекиста Блюмкина - и заказчика - Троцкого.

Из романа Безрукова «Есенин»:

«...Эрлих торопливо схватил портфель и понял, что наган в нем: Есенин ничего не заподозрил... Есенин закрыл за ним дверь...

...Дверь отворилась, не скрипнув, петли, видать, смазали заранее, и в номер вошел Блюмкин, за ним гэпэушник и тот подсадной «белый офицер», что был с Есениным в камере на Лубянке. Он запер дверь за собой. Увидал Блюмкина Есенин - сердце его зашлось в смертельной тоске. Крикнул он в отчаянье: «Черный человек! Черный человек!» - и швырнул в морду его гармонь русскую. Упал на пол Блюмкин. Бросился Есенин к чемодану, сунул руку, но нет там нагана! «Эх, Эрлих, иуда!..»

Двое других разом навалились на одного Есенина, усадили на стул, удавку на шею накинули. Хрипит Есенин, правой рукой вцепился в веревку. Вскочил Блюмкин... и наганом со всего маху рукояткой в лицо! Еще! Еще! Один бьет, двое держат! Глаз вытек! Переносица проломлена! Обмяк поэт, затих».

- Для меня неоспоримый факт, что Есенина убили, - говорит автор романа Виталий Безруков. - Следователь Хлысталов - профессионал, с позиции современной криминалистики доказал, что это убийство. Он занимался расследованием 13 лет.

То, что найденный вами судмедэксперт рассказывает про эксперимент с трубой, меня не волнует. Для меня большие авторитеты - свидетели тех времен. Есть поэт Князев, его стихотворение - свидетельство убийства Есенина. Он сидел ночь в морге с телом Есенина. Правда, в фильме, на мой взгляд, образ Эрлиха искажен. Он никогда не любил Есенина и завидовал ему. Вот и повод убрать поэта с пути.

В «Стране негодяев» Есенин размазал на века Троцкого. Такое «главный негодяй» вряд ли мог простить.Только одна истина может быть: эксгумация останков поэта. А поскольку делать это не хотят, значит, какие-то люди боятся правды.

Внук поэта Сергей ЕСЕНИН: Стоит подать в суд на Безруковых!

Мы отыскали в Москве прямых потомков Сергея Есенина - родного внука Сергея Владимировича Есенина (от жены Зинаиды Райх) и правнучку Анну. Они негативно оценили просмотренные серии нового сериала.

Вот что Сергей Владимирович и Анна сказали «КП»:

«Фильм отвратительный! Возмущает, что в нем путаница во времени. Те события, которые происходили в 1922 году, в фильме происходят в 1924-м, те, что в 1916-м, случаются в 22-м. Из-за этой путаницы происходит подтасовка фактов, которые и без того извращены.
     … Дуэль Есенина с Пастернаком - не более чем фантазия. Вспомните, как воспитывался Пастернак, он не был таким низким человеком и не мог так себя вести.

… Не нравится, что фильм сделан на Безрукова. У него все время улыбка на лице - такой «сладкий идиотик». Все другие герои в приниженном положении. Взять, к примеру, Бениславскую. Она за Есениным хвостом не бегала, как показано в фильме, была гордой, единственной, кому Есенин доверял свои издательские дела. У создателей фильма, как они говорят, была цель доказать, что Есенин не самоубийца, не алкоголик, но вышло все наоборот - весь фильм Есенин пьет и безобразничает. А где же муки творчества? До 30 лет он успел выпустить несколько томов стихов!

В фильме он постоянно экспромтом стихи сочиняет (что на самом деле случалось с ним чрезвычайно редко), совершает такие неприличные поступки, что вызывает неприязнь. Сестры Есенина рассказывали, что поэт был щепетилен и избегал беспорядочных половых связей - боялся подцепить какую-нибудь болезнь. Но в фильме он настоящий бабник.

     - А у родственников Есенина создатели фильма не брали консультации?

- Считаю, что мнение нужно спрашивать не у родственников, а у потомков. По закону о нашем авторском праве, только прямые потомки имеют право на наследование и защиту репутации. Мы подумывали подать в суд на Безруковых, но решили, что это ниже нашего достоинства!

Да, мы верим в версию убийства поэта. Эксгумация останков поэта не повредила бы - чтобы народ успокоился. Но на это никто не хочет идти. И открывать архивы тоже, потому что нить потянется до наших современников.

Не согласны с версией, что заказчик убийства Троцкий. Наверняка это было политическое убийство, но вешать ярлыки убийц на исторических персонажей - очень смело, ведь нет доказательств. Убийцей выставлен поэт Блюмкин, по фильму друг Есенина. Родственники Блюмкина могут справедливо оскорбиться. Да и киноотношения Есенина с Блюмкиным - полный бред. Сергей Александрович никогда так близко не общался с ним. Он его знал, но не более…»


Часть 3.

     Эта подзабытая публикация «КП» была просто необходима сегодняшнему читателю. 12 лет прошло…, освежить трагические события в памяти 90 лет назад. Смерть поэта волнует общественность.
Две точки зрения. Известный фильм по книге и именно вспомнить жизнь, гибель Есенина в сочетании книга - фильм.
Можно с иронией воспринять книгу… не догма. Искажения добавлены в фильме, моя задача для читателей оттолкнуться от чего – то,… какого – то   нашумевшего события о Есенине. А это кино, как самое массовое из искусств.
События в фильме, чтобы начать рассуждать.

     В 2026 году, через 100 лет, обещают рассекретить «секретное» дело гибели поэта, а оно сейчас в подробностях известно. Здесь есть фраза,

«По версии Хлысталова, Эрлих может быть причастен к убийству поэта. Возможно, его подлинная роль в расправе над поэтом прояснится, когда откроются архивы - Эрлих был агентом НКВД».

С большой вероятностью в архивах этого ничего нет, ждать каких сенсаций было бы глупо. Если есть, будут свидетельства, то или враньё в оправдание, или фальсификация -  мистификация, тоже в оправдание…
В рассекреченных архивах следствия будет вывод – заключение результатов расследования, эта фраза здесь тоже есть,
«… А. Г. Гиляревский (судмедэксперт)…  НЕ констатировал САМОУБИЙСТВО. Он написал, что «смерть Есенина последовала от асфиксии, произведенной сдавливанием дыхательных путей через повешение».
Вывода об убийстве  НЕ будет  за…   НЕДОКАЗАННОСТЬЮ…


Часть 4.

     Так как же быть? Чему верить?
И есть ли разгадка трагического происшествия с великим поэтом  ХХ века?

     С середины  60-х прошлого века в литературном мире, молве советских граждан пошла волна, разгадать трагедию 1926 года. Были неоднократные обращения в правительство, начались осторожные публикации.
     После его смерти шла другая волна…, клеветническая, что был запрещён, не издавался, а за чтение сажали в кутузку, даже к стенке ставили. Вранью не было предела.
Его ранние прижизненные издания все были коллекционными. В 1927 году отдельные редкие публикации в малотиражках.
С 1928 года началось издание его сборников стихов, 31,34,40,43,46,48,52,56 годы, с 1960 – 61 года начались издания 5 – томников, а народу не хватало, так он был популярен.
С начала 60-х повсеместно начал внедряться «вездесущий» тех лет, рукописный и машинописный «самиздат» - параллельная литература. Поэзия поэта «ходила» по рукам в листочках, быстро заучивали наизусть, переписывали и передавали другим жаждущим окунуться в есенинский мир. Стародеревенский, шептались – загадочный мир староверов.
Шарм от такой рекламы, таинственность и он был нарасхват.
«Самиздат» был распространён и по причине огромных территорий Союза. 240 млн. жителей к концу 60-х, нужны были, как минимум, пол - миллионные тиражи каждого издания, для печатной промышленности неподъёмное предприятие.

     Пример немного поздний, но он характеризует явление – советский «самиздат».
Известные лица на слуху, на виду, не так уж давно…
«Вечный» диссидент «против всех» Новодворская Валерия Ильинична с середины  70-х  прошлого века, занималась распространением «самиздата». Откровенничала иногда в двухтысячных, рассказывала, как и что было в её бурной политической молодости.
После 1968 года, когда она публично выступила с заявлением о свержении советской власти, оказалась в разных больницах на излечении от мании «наполеоновского синдрома» всех завоевать, перевернуть мир, «советы» -  изничтожить.
Подлечившись, дала обещание не свергать… пока. Получила справку из психбольницы, поместила в потайной карманчик – всегда с собой, чем гордилась и организовала машинописное печатание трудов, сначала, не издающихся авторов, затем, диссиденствующих. Тайное…, чем впоследствии влияла на этих же авторов – писателей, рыночные отношения – деньги. Как влияла, тоже гордилась, например, писатель Аксёнов Василий Павлович пользовался её услугами и в двухтысячных панически бегал от неё, боялся, что она что – то лишнее ляпнет в экстазе воспоминаний. Валерия Ильинична говорить красиво умела…
Её мастерством изготовления и распространения «самиздата» пользовались многие ставшие
впоследствии известными люди, не только писатели, опасались упоминания в экстравагантном поведении, эмоциональных речах. Опять же пример, по тому же Аксёнову, заявила сначала в «жёлтой» прессе, что зря Вася вернулся, ох, зря из Америки…
Остальных всуе никого не вспоминала, (выдала) специально -  ей бы навредило. Ушла из жизни вместе с тайной… о чужих тайнах.
Пример силы «самиздата», способа влияния на «своих»  и … «чужих» на её примере.

     Аксёнов же, комсомольский лидер 60-х, автор повестей «Коллеги», «Звёздный билет», он же «стиляга», по его словам,  нашумевшие фильмы по ним, в 1971 в издательстве «Политическая литература» при ЦК КПСС,    издал повесть «Любовь к электричеству», вышла в серии «Пламенные революционеры».
Современная аннотация о герое книги, а тогда одной фразой, «интеллигент – большевик». 
«Гений террора, инженер-электрик по образованию, неизменно одетый по последней моде джентльмен Леонид Борисович Красин – фигура легендарная, но забытая. В московских дореволюционных салонах дамы обожали этого денди, будущего члена ленинского правительства.
Красину посвятил свой роман Василий Аксенов. Его герой, человек без тени, большевистский Прометей, грабил банки, кассы, убивал агентов охранки, добывал оружие, изготавливал взрывчатку. Ему – советскому Джеймсу Бонду – Ленин доверил «Боевую техническую группу при ЦК» (боевой отряд РСДРП)».
Написал про лихого большевика и тут же…

     Чуть позже 1971 года,  в «самиздате» появляется откровенный пасквиль на героя Пограничных войск Карацупу Никиту Фёдоровича и оскорбительный текст на пограничников. Карацупа и его служебно – розыскные собаки, все под именем Индус - живая легенда 30-50х годов для пограничников страны. Пример для мальчишек, девчонок, занимающихся служебным собаководством. Народное движение, «собака – друг человека», «границу охраняет весь советский народ», для армии, пограничникам, милиции, множество клубов собаководства и Карацупа, который шествовал над этим всем на одном энтузиазме после увольнения в запас, вдруг клеветой вспомнился Аксёновым…
В молве распространялись слухи об идеологической диверсии. Искали… Только в середине 70-х стало известно в войсках, сочинил Аксёнов в 1968 году, находясь в санатории писателей в Коктебеле.
     «Самиздат» о пограничниках, несколько отличался от позднего «забугорного» варианта, который в виде «радио – эссе» под названием «Карадаг – 68», он читал по радио в США. История содержания клеветы громкая. Истоки из книги мемуаров известного советского композитора Никиты Богословского…, он их написал в 1959 году и там у него было несколько строк о встрече с народной легендой Карацупой. Клевета нехорошими отголосками коснулась и композитора.
… Василий Павлович никогда никому не рассказывал, как ежегодно, до выезда за границу, в День Пограничника, день в день, 28 мая, его находили ветераны – фронтовики пограничники, где бы ни был… Крепко поили, а он тогда пил без особой меры и после физически воспитывали. За войска, за поруганную честь знаменитого пограничника - фронтовика, за детей,  за ни в чём не повинных служебных собак – овчарок, оскорблённых известным писателем.

     Сила «самиздата» разной была, был «плохой»,… политический,
был «хороший», тоже политический. Я увлекался, работая на границе, литературным. Тоже разный, советский и антисоветский. Тенденциозный, клеветнический, рассчитан на слухи. Дурной, пошлый, матершинный… , приходилось встречаться с разным.
При отсутствии, например, ПК в те годы, много информационных вопросов решал знаменитый советский  «САМИЗДАТ». Движущий прогресс информатики того времени…
     Выше приведенный пример с Новодворской и Аксёновым, как бы было ни невероятным – КЛЮЧ  к разгадке гибели поэта Есенина.
С ними «приключения» в конце 60-х – 70-х, и значение параллельной литературы – «самиздата», какой был шум, когда через него, только по случайному совпадению, не стали известны результаты расследования смерти поэта Есенина…, к концу 60-х, проводимые литераторами, известными писателями, на добровольных началах с привлечением известных криминалистов.
Было понятно, власть знала, но особо не возражала, по причине будоражащей молвы и слухов об известной личности. Об этом не было официальных сообщений. Об этом было в вездесущем «самиздате». Результаты обнародовать, помешали обстоятельства…


Часть 5.

     «Самиздат» тех лет в связи с ограниченностью средств связи, главный метод информации во всём мире, силы воздействия на народ. Международный способ общения власти.
Один из способов оповещения народа не государственным способом.
Отсекаются вопросы населения, надоедания людей разъяснить…
Власть за информацию снимает ответственность, снимаются обязательства, например, о неразглашении.
Народ сам формирует мнение, слухи, сплетни, окончательный вывод по интересующему вопросу..
Много бывает обиженных, недовольные сделать ничего не могут, не к кому обращаться.

… Одним из участников неофициального расследования гибели Есенина был Андроников И.Л.
Справка из Википедии — свободной энциклопедии в сокращении.
 
«Ира;клий Луарса;бович Андро;ников (иногда встречается написание Андронников, настоящая фамилия — Андроникашвили; 15 [28] сентября 1908, Санкт-Петербург — 11 июня 1990, Москва) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. Народный артист СССР (1982). Лауреат Ленинской (1976) и Государственной премии СССР (1967). Доктор филологических наук (1956).
 
Ираклий Андроников родился 15 [28] сентября 1908 года в Санкт-Петербурге. По отцу происходил из дворянской ветви грузинского рода Андроникашвили, по матери — из известной еврейской семьи в Санкт-Петербурге.

В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. Окончил университет в 1930 году с дипломом литработника с журнально-газетным уклоном.
С 1928 года начал выступать как лектор Ленинградской филармонии. С 1930 года был сотрудником юмористических журналов «Ёж» и «Чиж». С 1934 года работал библиографом в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ещё в годы учёбы в университете начал исследования творчества М. Ю. Лермонтова. В 1936 году опубликовал первую статью о М. Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета», выпуск № 1. Статья называлась «К биографии М. Ю. Лермонтова». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова».
В 1939 году был принят в Союз писателей СССР.
В 1942 году работал литературным сотрудником газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте.
В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове».

     С этого года занимался только Лермонтовым.

… Но и биографией Пушкина, его выводов опасались все остальные «пушкинисты» того времени, подход изыскателя – новатора на реконструкции событий, восстановление обстоятельств с проведением экспертиз, не всем нравился.
«Пушкиноведение» 30 – х было основано на домыслении поведения того же Пушкина, окружение поэта, а это продолжение царского времени мистификаций, фальсификаций.
Его работ о Пушкине мало, это и понятно, нещадно торпедировали братцы – «пушкинисты». Поэтесса Анна Ахматова, себя называла «пушкинистом», так откровенно боялась его, язвительных замечаний мастера разных исторических экспертиз - реконструкций.
Андроников занимался и Есениным. Совсем мало, что осталось…, в «САМИЗДАТЕ». Сейчас уже в молве, крохи в инете. … 50 лет прошло…

     Он писал: «Я не был знаком с Есениным, я видел и слышал его… Это было в 1925 году, он читал студентам стихи.
Читал громко, неистово, фанатично…»
Интерес исследователя Андроникова по делу Есенина, без…  фанатизма не обошлось, бытовало такое выражение.


Часть 6.

     Уважаемые читатели литературных сайтов.
В моём подробном пояснении о «самиздате», коротком рассказе о гении литературного сыска Андроникове, есть КЛЮЧИ к разгадке гибели поэта Есенина в расследовании того времени.
Результат расследования писателями и криминалистами в середине и в конце 60-х прошлого века не был опубликован в «самиздатовской» форме.
Сейчас в «есениноведении» есть отголоски в инете, осталось что – то от ходящего тогда по рукам «самиздата» об этом событии, но с того  времени, минуло, как не бывало – 50 лет!
Страшная цифра, чтобы восстановить…

1. Может быть, у кого – то сохранился тот «самиздат», не исключено выписка или копия, пожалуйста, отзовитесь рецензией. Содержание, что было такое исследование, называли экспертизой. Был не один вариант, любой…
Вполне вероятно, можно не обратить внимание, разрознено опубликована часть. Даже не догадаться, что это тот самый…
2. На ваш взгляд, по какой причине не прошла «самиздатовская» публикация?... Запрета не было, ещё раз напоминаю, был интерес и власти закончить нежелательный шум с поэтом.
3. Что могло случиться, что помешало?
4. После этого молчок на долгие годы, вопрос поднят был только в «гласность» в конце 80х
5. Как вы думаете, от чего погиб поэт?
6. В публикации или наоборот – нет, был заинтересован один влиятельный человек, назовите его фамилию.
7. Помешало одно событие 60-х, назовите это событие.
8. Что уж совсем удивительно, радио – «голоса» знали, упоминали, не заостряли, и по этой причине исследование оказалось забытым.
9. Должен помнить возрастной народ, отзовитесь.
10. Удач в разгадке одной из загадок  ХХ века.


     2017 год, промежуточная дата обязательного моего исследования смерти Есенина, за 9 лет до обещанного рассекречивания дела – срок в 100 лет. Я ждал этой даты, может рискнёт кто  отгадать -  почему?
А вдруг, продлят сроки в 2026 году…


     2017 год и Есенин, не имеет никакого отношения к Октябрьской революции, к 100-летию, не связывать, не упоминать, разные месяцы.
Причины прямо противоположные, да и не имеют отношение.

     Любое литературное исследование, конечный результат тоже любой, а ответы были в «андрониковском»  расследовании. Они не сформулированы, то есть, побеждает нужная версия. Совсем не правдивая, это и не надо…
Главное, чтобы нужной была.
Дело Есенина политическое, было использовано при смене строя во время  развала страны в 90-х, в пропаганде новых веяний, использовать – оболгать, в первую очередь, спецслужбы. Новые средства массовой информации не удосуживались разъяснениями народу, а в нём молодёжь, что НКВД тех лет, прежде всего войска,  в нём – пограничники, милиция, пожарники и другие. Подразделение МБ, министерство безопасности, как составная часть со всей структурой внутренних дел. Внешняя безопасность и её подразделения. ОГПУ, Объединённое Государственное Политическое Управление было образовано в 1923 году, позже было при НКВД. Необходимые пояснения для дела поэта.

     Реконструкция расследования группой Андроникова, видимый шум и не обнародование результатов, тоже приём власти.
Было, все заинтересованные узнали об этом, что – то разнесут… в молву и для народа этого достаточно.
Возможно?... вне сомнения.
Но и…, труд энтузиастов Андроникова по поиску истины в деле Есенина «замяли»?! Почему?

Уважаемые читатели!
Вопросы обозначены. Цель – найти истину. Попробуйте восстановить картину 60-х на логике, кто сможет – знание тех событий.
Задача – раскрыть  ТАЙНУ смерти поэта Есенина.


Часть 7.

     Я впервые обратился к теме Есенина, его трагедии. Она у меня была, ждала своего часа, будет продолжена циклом "Трагедия Есенина".
В 8-ми главах которого, авторы свидетельств по фильму и статье по делу касались  ТАЙНЫ  гибели поэта, которой... НИ в  ФИЛЬМЕ, НИ в  СТАТЬЕ нет!
 
     Опубликовал  3 книги о известной трагедии «дятловцев», 1959 год. Будет четвёртая и последняя.
Что объединяет две трагедии?
Как это не парадоксально, но эти два дела похожи методами расследования, привлечением сил, расчётов. Обращением к экстрасенсам, гороскопам, гадалкам.
Гадалки говорили о Есенине, было много народу, он виноват. Что означает много?
Какой народ?
Экстрасенсы твердили о гибели «дятловцев» - «огненный хвост». Что это?

Всем удач в расследовании.


На сайты  ПРОЗА,  СТИХИ.

Послесловие. Есенин умер естественной смертью. Гл. 6. "Трагедия Есенина".