Старая Рига

Девяткин Вячеслав Георгиевич


         Рига. Тепло и солнечно 17 мая 1974 г. Привокзальная площадь и первая иностранная вывеска Stacijas Laukums. На вершине четырёхгранной колоны надпись: RIGA, а на часах 11.00 . Удивило нас  высотное здание невдалеке, так похожее на  любую высотку  в Москве!

Львовский автобус, наконец, остановился у сквера с цветущей сиренью на улице «13 января». Женщины наши стали упрашивать красавца гида, чтобы он, вместо экскурсии, отпустил  их побегать по магазинам!

- Не желатэльно! – стал нас уговаривать гид. – У нас экскурсия по Старому городу!..

Но, дамы всё-таки упросили его. И тут же высыпали на улицу Вальню, Аудею, Театра, Калею…  Рига сразу очаровала нас! Цвет узких улиц - какого-то орехового, зеленоватого, коричневатого тона. Древние мостовые вымощены грубым булыжником!

Сразу стали бросаться в глаза различия цен и продуктов по  сравнению с Москвой. Яички в магазинах дешёвые - по 80 копеек десяток. В начале мая - свежие и малосольные огурчики. Какая-то очень дешёвая кровяная колбаса копеек по 60 за килограмм! Молоко и кефир в бутылках по литру, по пол литра, а ещё есть маленькие «чекушки»! У нас же  молоко - только по 0, 5 литра. Большущий выбор товаров в универмагах!

А вот если сравнивать узкие улицы Старой  Риги, с очень проворными машинами и мотоциклами, то приходит некоторое сравнение с Мясницкой улицей (Кировской) - от Главпочтамта до Лубянки.
 
Народ у нас командировочный, привыкший к разъездам и дисциплинированный – поэтому ровно к сроку все туристы уже  сидели в автобусе. Хоть и  стало тесновато от сумок, свёртков и коробок – зато женщины наши были довольны покупками! Они лишь мечтали  умудриться купить рижский бальзам.

Наконец, гид привёз нас на площадь, к памятнику Красным латышским стрелкам. Рядом реставрировался величавый собор Петра  ХIII века, со знаменитым петушком на шпиле!  Это самое высокое здание Старого города! После завершения строительства -  со шпиля сбросили на площадь бокал с вином. И хотя бокал разбился в пыль – но храм всё же и горел, и разрушался до самого ХХ века.

В Москве, когда мы уезжали, было непривычно холодно – и даже листья на деревьях только начали проклёвываться. В Рижском Межапарке мощно благоухала сирень! Под зеленью плакучих ив – гранитные кубики ухоженных могил павших воинов! Улыбка просыпающегося Я.Райниса – так кумир латышей запечатлён в розоватом мраморе!

На улицах чистенького города совсем нет, как у нас, ограждений из металла – а лишь бордюры из кустиков, цветников и камней!

В очень уютном кафе мы, мужики,  объедались овощным салатом, телячьими языками, лангетом с жареной картошкой, супом харчо, кулебякой с мясом и киселём с взбитым кремом! Ведь наши самозабвенные женщины снова понеслись по магазинам, отдав нам свои обеденные талоны! Посему мы съели по две порции обеда – и от усиленного жевания у нас  даже  свело  челюсти!

Экскурсовод, видя нашу пунктуальность, вскоре успокоился и тепло поведал нам о Домском соборе XIII века, что на Площади 17 июня. Ощущаю себя совсем маленьким, стоя у гудящей органом  громадины собора, на брусчатом пятачке площади, стиснутой молчаливыми домами оливкового, зеленоватого, серого, коричневатого и песочного цвета! Рядом с собором мы отведали в кафе « 13 стульев» душистый от трав «Бальзам» и ароматный кофе!
 
И , наконец-то, нас, как почти и всех приезжих, сфотографировали  на набережной Даугавы, на фоне крепостной башни!…

          
                *
               


До отъезда в Литву  оставалось время.  Побрёл по узким улицам, с жадностью заглядывая в витрины магазинов и кафе, ища, где бы перекусить.

  На улице Ленина, у памятника Свободы, на углу, кажется, с улицей Падомью,   - наткнулся на уютную закусочную на свежем воздухе со столиками под грибками у стены дома.

  Купил в киоске бутерброд и пачку сигарет с нимфой на этикетке. Решил отметить поездку в Ригу стаканчиком вина. Но прочесть, что же  написано на этикетках я не смог, и выбрал, вроде как наливку, судя по осенним листьям и 30 градусам.

- Пожалуйста, налейте двести грамм из этой бутылки и шоколадку, - сказал я молчаливой продавщице.

К окошку буфета  подошёл спортивного вида парень и стал по-своему переговариваться с продавщицей. Мне припомнились разговоры о неважном  отношении к нам прибалтов. Но парень оказался официантом и делал заказ группе за столиком.
 
- Не думал, что мужчина мог позариться на такую гадость! – как-то по-дружески, на чисто русском языке, весело сказал мне официант.

- Сейчас узнаю - какую гадость вы производите?! – миролюбиво ответил я.
 
Он широко улыбнулся и я тоже. Тон парня мне не показался обидным.

Столики были заняты, и я приютился на стойке павильона. Прилегающие улицы, люди, машины, зелень цветущего парка над Каналом - были хорошо видны отсюда! Удивили меня трое здоровенных и пьяненьких хиппи с литровой бутылкой дешёвого вермута. Лицо одного из них было в синяках. Ребята держались, словно  хозяева или завсегдатаи.

Наливка оказалась горькой типа «Имбирной». Купил себе вкусное мороженное и сел на лавочку уплетать его рядом с неунывающими школьниками – они тоже лакомились мороженным "эскимо"!

В парке по-летнему пели птицы, цвели нарциссы и тюльпаны! Купил в киоске маленькую чёрную собачку с белой грудкой из мягкого меха на память и открытку с видом Привокзальной площади. Тут же написал жене радостную весть о Риге и бросил в почтовый ящик.

Минут двадцать искал туалет, и, наконец, спросил у проходящего мимо капитана милиции:

- О, молодой человек, это здесь редкость! – и послал назад, на площадь, где я гулял всё это время, не догадавшись заглянуть под землю.

Дышится в городе очень легко, и, несмотря на жару, ощущается  прохлада и влажность, когда ветер приносит свежесть с Рижского залива!

Наверное, после настойки, вдруг стал замечать  - какие в городе приятные,  девушки и женщины! Не все блещут красотой, но очень модные, подтянутые и аккуратные. У горожанок - губы часто  ярко подведены, ресницы чёрно-махровые, веки - от розовых до зеленоватых  с серебром, щёчки чуть подрумянены и туфельки с неизменными белыми носочками!

Наше время в Риге закончилось – автобус полетел через Даугаву. Мы обернулись и увидели знакомую панораму Риги, которую любят показывать в программе «Время» по телевизору!

Промелькнули новые микрорайоны  и побежали по обеим сторонам шоссе зелёные поля, цветущие вишнёвые и яблоневые сады, хуторки, каменистые речушки, распаханные поля с валунами, уложенными по обочинам межей.

В пограничном  с Литвой посёлке, у речки Мемеле, мучимые жаждой, мы вышли из автобуса, завидев палатку с фруктовой водой и пивом. Фруктовая вода вкусная, как и везде по всей необъятной Стране!  А вот пиво в Прибалтике хоть было вкусным, но непривычно горьким, от избытка хмеля, наверное. До сих пор у меня сохранилось несколько  этих красочных этикеток в дневнике!

Когда же наш автобус пересёк границу Литовской республики мы так и не заметили? Ничего не изменилось в пейзаже - те же хутора, бурые и чёрные коровы,  цветущие сады… Только автобусные остановки  и названия посёлков изменились. А ещё чаще стали видны на полях мелиоративные машины, рвы и красные керамические трубки, сваленные на обочинах полей.

    ***