Питерские заметки

Зинаида Стасишина
Прочитав рассказ моей одноклассницы, в котором описывается славный город Санкт- Петербург, вдруг захотелось тоже попробовать написать о своих поездках в Северную столицу, тем более что за последние 10 лет их было несколько, а за предыдущий период жизни - ни одной. Так получилось. Была лишь мечта там побывать. Даже снились дворцы и здания, которые я никогда не видела. Ну видела, конечно, по телевизору и в книгах, на иллюстрациях, но больше этот город жил в моем воображении, а еще я узнавала о нем из рассказов мужа, побывавшем в нем во время командировки, и писем институтской подруги, получившей туда распределение на Невский завод.

Место в Ленинграде во время нашего распределения на работу  было только одно, хотя оттуда даже приехал представитель на наше окончательное распределение- просил еще специалистов на свой завод. Мы беседовали с ним в коридоре института, толпились и вздыхали- многим хотелось попытать счастья в Северной столице. Но его приезд ничего не изменил в ходе распределения. Руководство нашего института, не знаю уж чем руководствуясь, посылало выпускников в разные «тьмутаракани» с неизвестными названиями, порой даже на не построенные еще заводы, но только не в Ленинград. Судьба меня милостливо забросила в город попроще Ленинграда, но и не в  такой уж забытый богом уголок - в Калугу. Открепиться от этого распределения не удалось, хотя я и пыталась - еще  теплилась мечта о городе на Неве.

 Прошло несколько лет, и я уже с мужем и сыном оказалась в своем родном городе, но какое-то время еще переписывалась со своей подругой  Татьяной, которая распределилась тогда на это единственное место в Ленинграде. Она тоже вышла замуж и жила не где-нибудь,а в Петродворце, в семье мужа.

Когда я подписывала конверт, то представляла «сталинский» дом, стоящий между фонтанами и дворцами, утопающий в зелени парков. Конечно, я понимала, что так называется просто пригород Ленинграда, расположенный в отдалении от всей этой красоты, которую иногда показывали по телевизору, Но воображение жило по своим законам, не подвластным логике.

Я, по-хорошему, завидовала Татьяне, думала, как повезло простой сельской девчонке и скучала по ней, мечтала что когда-нибудь она приедет, и мы увидимся.
Но увиделись мы всего один раз в те времена когда она гостила у своей мамы в деревне. Мы заранее списались, и я, взяв отгул на работе на пятницу, с двумя пересадками-автобусом, потом электричкой и далее пешим ходом, оказалась в довольно глухом дальнем уголке нашей области. Таня, находясь в своем «родовом гнезде» наслаждалась теплым солнышком, жаловалась на Ленинградское холодное лето и, вобщем, была вполне счастлива рядом с маленькой дочкой и старенькой, уже по тем временам, но еще шустрой, мамой. Мы были очень рады встрече, эти 2 дня провели с ней в разговорах, заботах о маленькой дочке и даже пасли корову, валяясь на  лугу, греясь на июльском солнышке вдыхая запах скошенной травы. Татьяна была такая неспешная и расслабленная, даже не верилось, что живет она в огромном городе, который задает человеку определенный ритм жизни. Здесь же она явно была в своей стихии. Мама готовила нам всякие вкусности из свежего молочка, и дочка ее была спокойным, толстеньким бутузом, не причинявшим особых хлопот. Вспомнилось, что познакомились мы с Танюшкой тоже в деревне, на первом курсе института, когда проучившись всего дня три, мы были погружены в автобусы и направлены в «трудовой лагерь»- на уборку картошки.  Помню теплый сентябрьский вечер, и нас уже в сумерках везут в открытом грузовике, скачущем по ухабам деревенской дороги. Грузовик останавливается почти у каждого деревенского домика, куратор наш выскакивает и идет в дом, где хозяева высказывают свое желание или нежелание по приему постояльцев и их пола и количества. И вот у одного дома он сообщает: « Двух девочек берут». Конечно, нам хотелось попасть в более многочисленную группу, а лучше всем вместе, но дома  не большие, и пока таких возможностей не видно, а я уже утомилась в дороге, хочется скорее умыться и лечь спать. И вот смотрю, девчонка из нашей группы спокойно встает и выпрыгнув из машины не оборачиваясь на нашу компанию направляется к дому. И столько в ней достоинства и деревенской стати, что кажется,- это и есть ее дом… Я, вдруг, меняю все свои планы- поселиться большой компанией, и выпрыгиваю тоже и иду за ней. В следующий момент она одаривает меня белозубой улыбкой и мы знакомимся. Это и была Татьяна. Помню там она научила меня пить кислое деревенское молоко, называя его «кислушкой» и убедив, что это вкусно, мыть голову, поливая из ведра, с подогретой на печке водой, печь картошку в золе и еще всяким тонкостям проживания в деревне.
Итак, я вернулась домой после нашей встречи в приподнятом настроении, казалось, что мы увидимся скоро, однако жизнь распорядилась по-своему.

Первая короткая встреча с Санкт- Петербургом уже была окрашена для меня тревожно-грустным состоянием души. Сын уехал  после окончания института в Питер ,поступил в аспирантуру и в конце осени я его посетила, нагрузившись сумками с вещами и продуктами. Как мог почувствовать мой ребенок мою мечту юности о Ленинграде, ума не приложу. А может просто поехал за своим другом, вобщем, неважно.
Перейдя с ним привокзальную площадь, мы вошли в высокую дверь подъезда темно-серого здания в строительных лесах, и мы оказались на широкой старинной лестнице. Крутые лестничные пролеты, высокие потолки делали подъем  на 3-ий этаж достаточно трудным. Эта питерская широкая  лестница явно была парадной и позволяла представить, как дамы в широких и длинных нарядах поднимались и спускались по этим ступенькам в далекое дореволюционное время. В квартире, в которую мы зашли был очень длинный коридор, он казался бесконечным. Конца его я так и не увидела, так как мы с сыном юркнули в комнату справа и поспешно закрыли за собой дверь. Это было что-то вроде общежития . Эту комнату предоставил ему друг, приехавший  ранее и живущий уже в съемной квартире. Похоже это была доживающая свой век коммунальная квартира, а в этой комнатке маленькой , но с очень высоким потолком стояла почему-то двухярусная кровать и видавшее виды кресло. Ну переночевать было где, и на первое время и такое пристанище, для сурового к приезжим города, считается не плохим. В окно я впервые увидела питерский дворик заасфальтированный и замкнутый со всех сторон с мусорными ящиками в центре. Напротив в окнах сновали молодые люди в костюмах- явно расположились какие-то офисы в отремонтированных коммуналках. Такая же участь, похоже, ждала и нашу половину дома. Коммуналку уже почти расселили, в ней было тихо ,лишь утром по коридору бегал ребенок, видно кто-то пока еще жил в нашем пристанище.

Первый беглый взгляд на Санкт- Петербург был действительно «беглым»,то есть мы пробежались с сыном по Невскому проспекту, забежали в блинную и вышли к Неве. Было тепло и безветренно, несмотря на ноябрьский вечер. Я увидела интересные здания и дворцы как будто из моего сна, вдыхала воздух самой истории, выглядывающей, казалось, из каждого уголка. Сын, как экскурсовод, рассказывал мне где что, где какие памятники. А я спрашивала где «Аврора» и ловила себя на мысли , что про революционный Питер я знаю больше, чем про царский. Видно в юные годы я больше знаний впитала именно про революцию.

Постепенно погрузилась в мысли о Татьяне. Стала невольно вглядываться в лица людей. Где она живет в этом многомиллионном городе? Почему прервалась наша переписка в те далекие уже годы совсем другой эпохи, и от этого еще более далекой, когда Санкт-Петербург был еще Ленинградом, когда отмечали совсем другие даты, и была совсем другая жизнь? В последнем письме Таня писала, что должна получить квартиру в Ленинграде отдельную. Я не знала адреса ее нового жилья и, послав пару открыток по старому и не получив ответа, тоже писать перестала.
С такими мыслями  на следующий день и  проснулась, я давно себе пообещала обязательно найти Татьяну, если попаду в Ленинград. И вот мы на следующий день спускаемся в метро. Мы с сыном едем к морю по моей просьбе, - к Финскому заливу. Возле кассы, в которой продаются жетоны произошла одна встреча- не сказать, что такая уж неожиданная, но все же приятная- с театральной афиши мне улыбался мой одноклассник! Известный актер театра и кино, житель Санкт-Петербурга, уехавший туда сразу после школы, просто сиял белозубой улыбкой, олицетворяя благополучие и успех. Конечно, и в его жизни не все было так уж безоблачно всегда, но о нем то я знала побольше чем о подруге, благодаря телевидению и слухам, долетавшим до нашего города.

Финский залив не так  пах морем, как я ожидала, оказалось, он и не очень соленый из-за невской воды в большом количестве  вливающейся в морскую воду и уже дышал зимним холодом. Это был Васильевский остров. Поразило меня, как близко подступали к воде новые районы города. Открытые всем ветрам многоэтажки, казалось, продуваются насквозь. Вдали строился еще новый район с еще более высокими домами, отделенный от жилого большим пустырем, возможно когда- нибудь здесь будет парк. А пока это место мне показалось совсем неуютным. Я тогда еще не знала, что мне посчастливится проследить за преображением этого района и даже моря, быть свидетелем рождения насыпного порта и увидеть большие океанские лайнеры, заходящие в порт. Сын будет снимать себе жилье именно на Васильевском острове. И я побываю там летом и даже окунусь в воды Финского залива и гуляя по  городу, вдруг неожиданно увижу в конце улицы большую белоснежную яхту, стоящую в Неве, но издали воды не видно и, кажется, что она вот сейчас  поедет прямо по улице!

А пока мы, уже в сумерках  зябнем  на ветру и  спешим в теплое метро. Еще в тот первый приезд, я побывала на питерском рынке, где сын покупал нужный ему диск, а я рассматривала витрину, на которой увидела то, что пригодилось бы и мне- это был диск со всеми телефонными номерами Санкт-Петербурга. Шанс найти подругу замаячил и тут же потух- диск был довольно дорогой, и мне надо было уже уезжать. Сын стал предлагать мне отложить поиски до следующего приезда,  когда у нас будет больше времени.

Прошло чуть больше года и вот я, снова всего на 4 дня выбралась в Питер на День рождения сына. Проживал он уже на хорошей съемной 2-х комнатной квартире  с другом, которого сманил из нашего города, и подругой тоже из наших краев. Квартира была не дорогая, потому что находилась на окраине города. Сын уже работал по специальности, все вроде бы складывалось хорошо. С бойкой и жизнерадостной подругой его мы быстро нашли общий язык.

Я снова задумалась над поисками, но два дня мне усиленно показывали Питер, заходили в некоторые даже музеи, которые нравились моей молодежи, и вот, на второй уже вечер, все усталые после прогулок, уставились в монитор компьютера. Войдя в интернет, я тогда еще мало понимала что это, они наткнулись на ту же телефонную книгу Питера. «Так кого мы должны искать, говорите все данные, которые знаете!»-последовало задание. Год рождения я знала, Имя Отчество Фамилию по мужу, слава богу, знала. Теперь уже я с волнением взирала на экран, что выдаст мне это чудо техники?  Высветилось 6 Татьян с одинаковыми фамилиями и одного возраста. Даты рождения мне ни о чем не говорили, я, к стыду своему, не знала, в какой день родилась моя подруга. Тогда я стала рассуждать следующим образом- одна из Татьян родилась первого мая. Ее я, подумав, исключила из списка, так как Первого мая мы в студенческие годы ходили на демонстрации. Хоть Татьяна в большинстве случаев уезжала на праздники домой, но если бы хотя бы раз была в этот день с нами на демонстрации, то непременно бы узнали  все об этом событии, и обязательно бы зашли в какую – либо «Лакомку» отметить это. Нет, скорее всего, это не она. Ну кто же из оставшихся Татьян моя подруга, с кого же начать поиск? У четырех из них есть номера городских телефонов, но звонить так сразу, вторгаясь в личное пространство незнакомых людей, для меня не очень просто, нужно психологически настроиться, подготовить вопросы. И тут мне на помощь пришла подруга сына: «Я вам помогу, сейчас обзвоню всех, не беспокойтесь!»  Я облегченно вздохнула и, через минуту, с сильно бьющимся от волнения сердцем, слушала обрывки разговоров, после которых список наш сокращался, а значит, как у Ильфа и Петрова, шансы увеличивались. «Нет, не училась. Здесь не живет уже, но в этом городе не училась точно.» - вот, в основном, что отвечали на том конце провода. Список был почти исчерпан, но  против последней Татьяны, родившейся 26-го апреля, не было, увы, номера телефона, но зато был адрес.

Мои «новоиспеченные питерцы» стали наперебой  объяснять, как найти этот адрес, сверялись с картой и рисовали маршрут на бумажке.
 
Увы, оставалось уже мало времени для встречи, ведь на следующий день собирались праздновать День рождения сына. Но я все-таки спланировала выбраться на встречу в районе пяти часов вечера, так как это был рабочий день и сын должен вернуться с работы часов в семь. Времени совсем немного, но надо успеть.

Весь следующий день я находилась в приподнятом настроении и в волнении. Мы с подругой сына готовили разные блюда, а я все витала в воспоминаниях нашей юности.
Какая прекрасная пора была! Как весело и звонко смеялась Татьяна, а смеялись мы тогда часто и много- по поводу и без повода, как она хорошо пела в тишине деревенского вечера, когда мы ездили в колхозы, как поддержала меня после расставанием с парнем. ,как гуляла со мной о городу, чтобы я не оставалась наедине со своей тоской…

Итак, часа в четыре дня я выдвинулась в свой первый самостоятельный поход по Питеру.

Задача была простая, как можно  быстрее отыскать нужный адрес. Но я не очень хорошо ориентируюсь на местности, гораздо лучше - в метро, где много надписей и указателей. Поэтому на транспорте и метро я доехала удачно, но тут мне показалось, что выходов из метро два. Выйдя на улицу я решила проверить, есть ли другой выход, сын не обозначил на рисунке другого выхода, я пошла в другую сторону, ну и , естественно, сбилась с курса. Пришлось немного поплутать и спрашивать дорогу у прохожих.

Была зима и смеркалось рано, уже с трудом можно было разглядеть номера домов, я спешила как могла. Наконец, я оказалась у двухэтажного здания старого образца, постройки40-х или 50-х годов, не знаю. Такие дома есть в каждом, наверное, городе, они добротные, с толстыми стенами и покрашены  в  разные оттенки желтого и реже розового цвета. Обычно они стоят в ряд по два или три и имеют палисадники, засаженные клумбами и фруктовыми деревьями. Этот дом никаких палисадников не имел, центральная дверь, или как в старом Питере называлась- парадная посреди фасада была заколочена, и я от волнения, или из-за наступившей темноты, дважды обошла дом, прежде чем в торце  здания обнаружила небольшую входную дверь. Здесь меня ждал новый сюрприз- кодовый замок. «Что-то много препятствий на моем пути»- думала я . «Интересно она ли это, и узнает ли она меня через 20 лет? А если не она, что я скажу людям, к которым неожиданно  ввалюсь в дом? Нет, отступать не буду ни в коем случае, надо как-то открыть дверь» Я знаю способ открыть кодовый замок. Надо внимательно присмотреться к кнопочкам- какие самые затертые пальцами, те и нажимать одновременно. Уличный фонарь давал достаточно света, чтобы провести эти манипуляции. Выбрав таким образом комбинацию цифр, я растопырив пальцы нажала на три, как мне казалось, кнопки, и о чудо, дверь поддалась! Каково было мое удивление, когда я узнала, что код был не трехзначным, а четырехзначным! И все-таки дверь открылась.. Видно очень сильно было мое желание увидеть подругу,что какие-то высшие силы начали мне помогать. Но тут меня ждало еще одно препятствие- еще одна дверь- массивная обитая кожей. По краю ее прилеплена дюжина звонков с номерами квартир или комнат «Что это, опять коммуналка, или общежитие? Неужели Татьяна получила только такое жилье в этом городе? Да и вполне возможно.»
Пока я искала глазами нужный звонок, дверь распахнулась,  из нее вышла молодая женщина, удивленно на меня посмотрела и задала логический вопрос: «А Вы к кому?»
Конечно, я ответила и по тому с какой теплотой в голосе она сказала: «А… к Татьяне!», я, вдруг, почувствовала, что это именно моя Татьяна, и другого варианта быть не может!

Это не возможно описать, откуда пришла эта уверенность, но после я уже не на миг не сомневалась, что я на правильном пути. «Проходите, последняя дверь налево.» - услышала я и вошла в длинный коридор, где гулко стучат мои шаги по дощатому полу, справа краем глаза цепляю общую кухню с несколькими газовыми плитами, но больше ничего не замечаю, сердце стучит гулко и радостно в преддверии встречи, лишь номера комнат отсчитываю, да и этого не надо- достаточно достигнуть конца коридора и повернуть налево…

Белая, крашенная дверь не закрыта, а лишь прикрыта, хочется вбежать, влететь, распахнув дверь, но нет, надо постучать конечно, и лишь потом войти. Останавливаюсь, стучу и вдруг слышу-ее голос,- голос Тани – «Войдите!». Я медленно открываю дверь, и моя улыбающаяся рожица проникает в ярко освещенную комнату, а за ней и все туловище просачивается. Таня стоит посреди комнаты в одежде деловой женщины, только что пришедшей с работы, и с интересом смотрит на меня. Прошло полминуты или чуть меньше,- сказать не могу, мы стоим друг против друга, и брови ее ползут от удивления вверх, но,,ведь узнала! « Ты откуда? Какими судьбами? Как нашла меня?»

И вот мы уже сидим на диване, потом за столом и говорим, говорим. Она на тот момент уже с мужем в разводе, но он, вдруг, приходит в момент нашей встречи, высокий, темноволосый мужчина приятной внешности, пришел передвинуть что-то из мебели. Почему они развелись, я так и не понимаю. Но долгие годы жизни в коммуналке, в одной комнате, перегороженной шкафом с двумя детьми, наверное, наложили свой отпечаток.

Она все твердит, что квартиру он мог получить, и не получил. Но разве это причина? Ведь не мочь – не значит не хотеть. И вот  я начинаю понимать постепенно, как тяжела жизнь в городе моей юношеской мечты, все трудности упираются в квартирный вопрос, а у меня здесь сын, и как сложится его судьба? Но они молодые, и может их примет этот город и даст им что-то большее, хотя у меня уже складывается иное мнение.

А пока мы обмениваемся с Татьяной номерами телефонов- телефон у нее оказывается есть городской, сын ее фотографирует нас на память и надо уже расставаться, она провожает меня до метро, я заверяю ее ,что теперь будем видеться обязательно, ведь к сыну то я буду ездить.

Помню радость от состоявшейся встречи во время обратного пути, хотелось бежать в припрыжку или пуститься в пляс. Но я же не ребенок, и решила выразить свою радость по-иному- увидела в подземном переходе приятную старушку, которая продавала одежду, и купила у нее нарядный джемпер- прямо без примерки. Так радостно я добралась до дома, где все было приготовлено к встрече именинника.
И, вот, замелькали годы, именно замелькали. С возрастом лишь понимаешь, как быстро течет время, сменяются времена года очень быстро, не так как в юности. Эти пять лет, проведенные в институте, хоть и вычеркнуты из стажа, но из жизни – нет. Это целая эпоха, целая жизнь., становление характера, приобретение новых друзей, порой на всю жизнь.

Почти каждый год, на протяжении восьми лет я посещала город своей мечты, и на сколько бы дней я не приезжала в Питер с мужем или дочерью, я находила возможность встретиться с Татьяной. Мы с ней ходили в театры- пусть не в Мриинский, зато в Александринский и еще в театры, которые нравились ей, а я ей доверяла и была рада всему- и прогулкам по любимым улочкам Тани и посещению Русского музея, и кафешек на  улицах , где я однажды разлила кофе из пластикового стаканчика и мы смеялись с ней как когда-то в юности. Фотографировались всегда, и получалась история наших встреч  в фотографиях.

Татьяна стояла в очередь на квартиру как минимум 25 лет, и все время говорила мне что должна вот-вот получить уже ее. Но ничего пока не менялось, лишь произошло неприятное событие- ее сократили на работе – до пенсии оставалось всего полтора года…

И вот, как бы из темных уголков многомиллионного  города на человека, выбившегося из его ежедневного ритма, поползли страхи и проблемы. Что интересно, друзей у нее в этом городе особо и не было, а когда после неудачных поисков работы и страха остаться без средств  к существованию навалились и болезни.,она призналась, что из друзей  у нее осталась лишь я. Но я, ведь, далеко, могу лишь по телефону сейчас поддержать немного…

Как у девчонки из многодетной семьи, у которой 5 сестер и один брат, живущий в Москве, кроме меня и детей , никого не осталось, никто из родственников даже не приезжает, ума не приложу. Конечно, жизнь  в современном мире тяжелая штука, и денег не хватает для самого необходимого порой, но посетить раз в году, наверное, необходимо все-таки.

Так получилось, что сын мой уехал из Питера после 9-ти лет жизни в городе, в который многие стремятся, но не все выдерживают климата,ритма жизни, трудностей с жильем.  Проблематично очень закрепиться и обустроиться в столицах, а снимать квартиры всю жизнь не будешь.

Татьяна получила все-таки квартиру, теперь как инвалид- однокомнатную только. Хорошо еще что это жилье не забрали, в котором жила. В новой однушке теперь дочь устраивает свою личную жизнь, а Таня с сыном на прежнем месте, но уже и привыкла за столько лет… 

Вот так у каждого большого города есть лицевая сторона- это красоты и величие, открывающиеся для туристов, которые приходят в восторг от нескольких дней пребывания в нем, осматривая самые красивые его достопримечательности. Потом они долго вспоминают время, проведенное в этой красоте, вернувшись в свои уютные квартиры, в тихие и привычные места и мечтают, как бы хорошо жить там где такая красота будет окружать тебя каждый день, где высокие зарплаты и большие перспективы. Молодежь стремится туда- летят как мотыльки на свет, благо сейчас нет распределения,( а может и не благо- вопрос спорный что лучше) и ты ищещь работу сам. Приехав  в мегаполис они прежде всего сталкиваются с изнанкой этой жизни- с общежитием с потеками на потолке, с долгим порой поиском работы, с экономией каждого рубля и «выползанием» наверх, на которое уходит порой полжизни. Поэтому надо думать, прежде чем решаешь оторваться от своих корней, сумеешь ли ты жить в большом городе, не раздавит ли он тебя своей массой, на сколько у тебя упрямый и твердый характер, что бы выдержать бешенный ритм и проживание в «каменных джунглях».

Наверное девчонке из маленькой деревеньки и надо было жить где-нибудь поближе к своим корням. Оставшись работать хотя бы в нашем городе на каком – нибудь заводе, она бы давно имела квартиру, получив ее еще в советские времена, как получили ее соседки по студенческому общежитию, часто бы ездила в свою деревеньку, отдыхая там душой, что тоже немаловажно в жизни человека. И, глядишь, не случилось бы этой болезни, и все было бы у нее нормально.
Каждому человеку судьба дает несколько путей в жизни и от того какой дорогой он пойдет- правильной или нет все зависит в дальнейшем. Знаю точно, что у Татьяны был другой путь, но она им не воспользовалась- притянул Ленинград. А я вот чувствовала в юности, как кто-то извне направлял меня по определенному пути, именуемым судьбой. Но это уже другая история.