Люди и птицы

Аркадий Неминов
Каждое утро в любую погоду я выхожу из дому на нашу огороженную детскую площадку перед домом и делаю зарядку. Стараюсь выходить пораньше, когда на улице еще тихо, нет ни людей, ни машин, и только веселое птичье щебетание, да шелест метлы нашего дворника Саида нарушают эту идиллию. Но речь пойдет вовсе не о пропаганде здорового образа жизни, а о том, чего мы – обычные люди, жители больших городов, - как правило, не замечаем в силу своей занятости, постоянной спешки и просто невнимательности.
Меня всегда интересовал окружающий нас животный мир со всем его многообразием. Наверное, поэтому во время своих утренних слияний с кусочком городской природы среди лип, тополей и каштанов я всегда обращаю внимание на моих постоянных соседей в этот ранний час – голубей, воробьев, ворон и других пернатых, которые облюбовали нашу тенистую площадку с самого ее основания.
Но Саид, маленький таджик средних лет, в обязанности которого входит также и уборка детской площадки, не сильно разделяет моих восторгов в отношении представителей крылатой фауны.
Меня всякий раз разбирает смех, когда я наблюдаю за дворником, усердно размахивающим метлой, и двумя подружками-воронами, которые, перелетая с ветки на ветку, неотступно следуют за ним и громко «критикуют» на своем языке его работу.
История этой взаимной неприязни мне хорошо известна. В свое время я стал свидетелем потрясающей по своей драматичности картины, когда Саид забавы ради решил, было, шугануть своей метлой эту шумную пару, сидящую на нижних ветках большого тополя. Пернатые подружки, громко ругаясь, нехотя снялись и перебрались повыше. Когда удовлетворенный победой Саид, отправился опорожнять тележку с мусором, возмущенные и оскорбленные вороны принялись «держать военный совет»! Они громко «переговаривались» между собой, затем одна из них поднялась на самую верхушку и оттуда продолжила прерванный «диалог».
О чем «судачили» товарки между собой стало понятно буквально через несколько минут: они отслеживали маршрут врага, при появлении которого с пустой тележкой на площадке… ринулись в атаку! Надо было видеть, как вороны на «бреющем полете», словно заправские истребители, с ужасным ревом-карканьем проносились над самой головой бедняги Саида, который был уже и сам не рад, что связался с мстительными и умными птицами. И только после того, как враг с позором бежал с поля боя, в страхе побросав свое «оружие», славные победительницы успокоились и, усевшись на той самой ветке, откуда были изгнаны, принялись преспокойно чистить перья.
С тех пор непримиримые враги, хоть и держали стойкий нейтралитет, зорко следили друг за другом.
Я и раньше знал, что эти традиционно нелюбимые народом птицы умны и бесстрашны, но то, что я увидел собственными глазами, в корне переменило мое собственное отношение к ним.
Как-то занимаясь своей физкультурой, я заметил, как стайка голубей, мешая друг другу, долго и безуспешно пыталась извлечь из полиэтиленового пакета с мусором, до которого еще не дошли натруженные руки Саида, половинку засохшего батона. Заметил я также и знакомую мне говорливую воронью парочку, сидевшую неподалеку и внимательно наблюдавшую за происходящим. Одной из них, видимо, тоже надоело наблюдать за их мучениями, и она решительно подлетела к голубям, отчего их сизая куча-мала сразу же рассыпалась. Ворона ловким движением мощного и длинного клюва распотрошила весь пакет и, удовлетворенно каркнув на прощание, гордо удалилась восвояси, не взяв ни крошки! Я был приятно удивлен благородством этой птицы, бескорыстно пришедшей на помощь к менее приспособленным собратьям.
 Когда на следующий день я поделился своими наблюдениями с Саидом, он усмехнулся:
- Вот так бы и люди помогали друг другу!
- Ты прав, Саид! К сожалению, род человеческий не может похвастаться поголовным бескорыстием, отсутствием зависти и жадности!
Мы сидели на скамейке, я отдыхал после очередного занятия, а Саид хмуро курил, поглядывая в сторону своих заклятых серо-черных подруг, несших обычную вахту на любимой тополиной ветке.
- Из-за такой вот зависти мой родной брат лишился своей молодой жены! – вдруг выдал дворник.
- Это как? – заинтересовался я.
- Очень просто! – Саид аккуратно потушил окурок о свой большой черный ноготь. – Ахмат вместе с женой поехал на заработки, куда его пригласил односельчанин, который давно работал в одной большой строительной бригаде, промышлявшей в Подмосковье. Также он сказал, что им нужна еще и повариха - прежняя, дескать, уволилась. Вот Ахмат и решил взять с собой супругу - так и заработать можно было больше, и под присмотром она будет! Помню, радовался он еще такой удаче! – Саид зло сплюнул себе под ноги. – В общем, поначалу все действительно было неплохо, а потом его жена стала жаловаться, что ей проходу не дает бригадир – тот самый земляк, что их пригласил! Ахмат сначала не поверил, но потом однажды и сам увидел, что бригадир к ней клеится.  Он попытался поговорить с земляком, убедить как-то, а тот стал отпираться: тебе, мол, показалось и все тут! Тогда он к жене: ты сама виновата, глазки ему строишь! А она в слезы: не виновата я! Тогда брат решил отправить ее на родину, к матери своей, чтобы сидела дома, да мужа ждала. Но тут выяснилось, что это не так-то просто сделать – документы все находятся у работодателя, который в отъезде, а у бригадира только разрешения на работу. Что делать? Ахмат звонит мне: мол, как быть? А я откуда знаю? У меня у самого жена с детьми на родине…
- Да, история! И что же дальше было?
- А дальше случилось вот что. Вдруг в поселок, где их бригада работала, приехала с проверкой полиция, которая участвовала в рейде по выявлению незаконных мигрантов, и прямиком к ним. Бригадир предъявляет им все необходимые бумаги, и тут выясняется, что только у моего брата что-то там не в порядке с документами, и он не имеет права на работу в России! А это значит, что ему надлежит в двадцать четыре часа покинуть ее пределы! Он стал клясться и божиться, что документы  у него были все, но спорить было бесполезно! Короче, брату пришлось уехать!
- Подожди, но ведь паспортов у них не было!
- Да всё у них было! Это бригадир – шакал паршивый – так  сказал! И я не удивлюсь, если он и документы брата уничтожил, и тех полицейских пригласил!
- Ну, хорошо, а почему жена с ним не поехала?
- Не захотела! Нехорошая женщина оказалась! Польстилась на то, что у того шакала домик был, да зарплата хорошая! Развелись они, в общем!
- Ничего не понимаю! Ты же говорил, что она жаловалась мужу на приставания, значит, была женщиной порядочной!
- Ну да, сначала была, а потом выяснилось, что этот шакал давно ее добивался, еще со школы, но она его не захотела и вышла замуж за Ахмата. А бригадир, как узнал об этом, уехал из их аула на заработки, но успокоиться все равно не мог. Вот и задумал он такую хитрую штуку, чтобы завлечь их обоих!..
Саид снова вынул сигарету:
- Будешь? Хотя ты же спортсмен – не куришь! – он махнул рукой, закурил и продолжил: - Вот я и говорю: это только птицы да животные бесхитростны и прямолинейны! Вон у птиц, к примеру, как голуби голубок обхаживают? Если двое одну добиваются, дерутся в честном бою, пока не победит самый сильный. А голубки? Если она выбрала кого-то из них, всё, закон! Никогда не изменит, не уйдет к другому, будет верна ему до гроба!
Опять же зависти у них нет друг к другу, подличать не будут, разорять гнезда у соседа, если у того гнездо лучше, чем у тебя… Ладно, - он тяжело поднялся со скамейки, - заговорил я тебя, да и мне закончить надо, а то от начальства попадет. Пойду, бывай!
Я тоже собрался домой и перед уходом приветливо помахал рукой паре ворон, которые во время нашего разговора не издали не единого звука, будто понимали, о чем шла речь:
- Пока, друзья! Так держать! Нам есть чему у вас поучиться!