Отец океанских лайнеров

Вячеслав Прытков
              «О  Т  Е  Ц       О  К  Е  А  Н  С  К  И  Х       Л  А  Й  Н  Е  Р  О  В».   

Владельцем  гамбургского  агенства   «Morris  &  Co»  был  молодой  человек  Альберт  Баллин, которому  к  тому  времени  исполнилось  только  20  лет. Фирма, основанная  ещё  в  1852  году, перешла  к  нему  после  смерти  отца  и  занималась  оформлением  заказов  на  перевозки  и  продажей  билетов  для  эмигрантов  из  Шлезвиг – Гольштейна  и  Мекленбурга. Небольшой  бизнес – привлечение  людей  и  организация  их  рейсов  в  Америку  поначалу  вполне  устраивал  её  владельца.
Тем  временем  миграционный  поток  из  Европы  в  Америку  неуклонно  возрастал, начиная  с  1880  года. Одной  из  главных  причин  такого  небывалого  всплеска  эмигрантской  волны  стало  улучшение  экономической  ситуации  в  США, а  также  число  участившихся  еврейских  погромов, заставлявшие  людей  искать  лучшей  доли  за  океаном.
Альберт  Баллин – сын  эмигрантов  из  Дании, рождённый  в  Гамбурге, этом  «вольном  ганзейском  городе», «городе  рек»   или  как  его  ещё  называли  «воротами  мира», с  детства  был  тесно  связан  с  жизнью  порта,  так  как  семья  жила  на  улице  Baumwall , 6, расположенной  почти  рядом  с  ним.
Юношу  отличали  необычайная  усидчивость  и  отличная  память. За  сравнительно  короткое  время  он  в  совершенстве  освоил  английский  язык. Изучая  судоходное  дело, Альберт  обратил  внимание  на  преобладающую  роль  Британии  при  классификации  бесчисленных  переходов  английских  судов  с  эмигрантами  в  США. Это  и  стало  решающим  фактором  успешного  начала  его  карьеры.
В  один  из  дней  1881  года  по  улицам  Гамбурга  шагал  молодой  человек  небольшого  роста, склонив  свою  курчавую  голову  чуть  на  сторону, привычка  отличавшая  его  с  детства, направляясь  в  контору  компании « Carr  Line.» Альберт  Баллин, а  это  был  он, шёл  с  заманчивым  предложением  для  её  владельца – племянника  главного  гамбургского  судовладельца  Роберта  Майла  Сломана – Эдварда  Карра  (1835 – 1892). Компания  Карра  занималась  перевозками  грузов  за  океан. Эдвард, конечно, не  ожидал  такого  непредвиденного  визита.
«Рад  видеть  Вас, герр  Карр! – начал  приветливо  Альберт, - не  могли  бы  Вы  уделить  мне  время  для  важного  разговора?» 
«Чем  же  я  так  обязан  компании  «Мorris  &  Co»  в  столь  ранний  час, герр  Баллин?»
«Не  ошибусь, если  стану  утверждать, что  любая  компания  стремится  улучшить  свои  дела  в  бизнесе, - продолжал  Баллин, -  вот  и  я  к  Вам  сегодня  с  деловым  предложением».
Такое  начало  насторожило  Эдварда  Карра: «Уж  не  думаете  ли  Вы, герр  Баллин, что  наша  компания  начнёт  продавать  билеты  пассажирам, подобно  Вашей  «Мorris  &  Co?»
«Нет, нет, что  Вы!  Суть  моего  предложения  совершенно  в  другом. Представьте, что  Вы, герр  Карр, выделяете  нам  два  своих  грузовых  парохода, положим, для  начала. Помещения  в  них, предназначенные  для  перевозки  грузов, мы  переоборудуем  для  пассажиров – эмигрантов, но  не  так, как  это  принято  в  трансатлантических  пароходах  в  виде  кают  первого  и  второго, третьего  эмигрантского  классов, а  создадим  такое  комплексное  пространство, служащее  общей  комнатой  отдыха  в  течение  дня  и  спальными  местами  ночью. В  качестве  компенсации  за  столь  простое  размещение  всем  пассажирам  будет  предоставляться  открытый  доступ  на  палубу, до  этого  бывший  привилегией  только  для  первого  и  второго  классов. Отсутствие  кают  предполагает  больше  места  для  размещения  груза, что  обеспечивает  дополнительные  источники  дохода. Смотрите  дальше, обратный  переход  из  Америки  в  Гамбург  корабли  используют  полностью  только  для  перевозки  грузов».
«Повторите, пожалуйста, я  не  совсем  улавливаю  ход  Ваших  мыслей, - стушевался  Карр, -  комплексное  пространство, пассажиры, какой  доход?»
«Объясняю, во  время  рейса  пассажиры  жертвуют  определённым  комфортом, зато  цена  в  82  марки  за  билет  будет  значительно  ниже, чем  у  конкурентов. Я  гарантирую  полную  загрузку  пароходов, к  примеру, 600  пассажиров  за  рейс  и  обещаю  большую  отдачу, в  противном  случае, моя  компания  обязуется  компенсировать  неудачный  исход  предложения» - убеждал  Альберт  своего  коллегу.
Всё  это  Баллин  произносил  своим  мягким  и  необычайным  голосом, всегда  удивлявшем  окружающих  и  способствующим  убеждению  и  привлечению  к  нему  любого  собеседника. По  выражению  «горящих»  глаз  Эдварда  Карра  юноша  понял, что  он  почти  убедил  его.
«Вы  просто  гений, герр  Балин, я  восхищаюсь  Вашей  прозорливостью. Было  бы  большой  глупостью  не  принять  Ваше  заманчивое  предложение. Жму  Вашу  руку, герр  Альберт  Баллин!»
Претворение  в  жизнь  идеи  А. Баллина  имело  полный  успех. Уже  летом, 7  июня  1881  года, первое  судно  компании  Карра  с  800  эмигрантами  вышло  из  Гамбурга. Почти  через  год, Карр  отправил  уже  шесть  пароходов  с  12200  эмигрантами, что  составило  около  17 %  всего  гамбургского  потока  пассажиров. Позднее, число  эмигрантов  выросло  до  16500  человек  в  год, и  фирма  начала  конкурировать  с  ведущей  и  главной  судоходной  компанией – HAPAG – Гамбург – Американской – «Hamburg – Amerikanische  Packetfahrt – Actien – Gesellschaft,», имевшей  22  океанских  парохода  водоизмещением  60500  т. Она  была  создана  в  1847  году  и  переняла  ганзейский  девиз  - «Наше  место  -  весь  мир!»
В  1883  году  НAPAG  перевезла  около  53400  человек  за  75  рейсов  в  Северную  Америку. Даже  такой  успех, имея  конкурентом  «Curr – Line», тревожил  ганзейских  джентельменов. Они  окончательно  вступили  в  ценовую  войну  и  в  1882  году  понизили  рейсовые  цены  за  переход  от  120  до  90, а  годом  позже – до 80  марок. Э. Карр  и  А. Баллин  ответили  понижением  своих  цен, взяв  в  партнёры  компанию  Роберта  Майла  Сломана  «Robert  Miles  Sloman  &  Co», вместе  с  которой  образовав  «Union  Line». Борьба  разгоралась  не  на  шутку.
Благодаря  своей  деловой  хватке  и  предприимчивости, упорству  в  достижении  цели  А. Баллин  начал  соревноваться  с  мощной  HAPAG. Однажды  ночью  он  сам  скрытно  поместил  вывеску  компании  Карра  на  здании  офиса  HAPAG  на  Deichstrasse. Наконец, в  1886  году  было  достигнуто  соглашение  о  соблюдении  общих  интересов: «Union  Line»  предоставлялось  право  снижать  цены, пока  HAPAG  возьмёт  на  себя  управление  рейсовой  службой  обеих  компаний, обязуясь  размещать  на  своих  судах  почти  четверть  пассажиров  конкурента. Отдельный  контракт, подписанный  с  HAPAG, давал  право  А. Баллину  возглавить  рейсовый  департамент  с  окладом  в  десять  тысяч  марок, а  через  два  года  он  вступает  в  должность  директора  компании  HAPAG, к  тому  времени  А. Баллину  было  всего  лишь  30  лет.
Журнал  «Die  Weltbuhne»  напишет  о  нём,  как  о  человеке  обязательном  и  деятельном, обладающем  любознательностью, сочетающейся  с  необычной  фантазией, тонким  расчётом  и  оценкой  фактов. Чувствительный  и  весьма  амбициозный, он  вскоре  благодаря  своей  преданности  судовой  компании  становится  непревзойдённым  среди  других  руководителей, акционеров  и  служащих.
А. Баллин  удивлял  всех  своей  огромной  работоспособностью. Уделяя  службе  по  16  часов  в  день, был  настоящим  генератором  идей, непрерывно  находил  новые  решения, используя  нешаблонные  методы  работы. Хороший  друг  Альфреда  Баллина – Теодор  Вольфф – шеф – издатель  «Berliner  Tagesblatt» - известной  немецкой  деловой  газеты  писал:  «В  отличие  от  многих  других  важных  людей  бизнеса  в  Германии  он  никогда  не  возвышался  над  кем – либо  и  не  проявлял  собственной  важности, сохраняя  равенство  со  всеми, непринуждённость  и  чувство  такта». Сам  кайзер  Вильгельм  II  видел  в  нём  человека, имевшего  огромное  значение  для  процветания  Германии  и  даже  предложил  ему  пост  министра  промышленности, правда, с  одним  немаловажным  условием, поменять  своё  вероисповедание. Однако, А. Баллин  отказался, он  не  хотел  предавать  веру  своих  родителей.
Когда  Баллин  стал  генеральным  директором  компании  HAPAG  она  располагала  26  судами  с  тоннажем  66  тысяч  тонн. Первым  быстроходным  пароходом, появившимся  в  1889  году, стала  «Принцесса  Аугуста  Виктория». Это  было  воплощение  в  жизнь  ещё  одного  большого  проекта  руководителя  компании  на  постройку  современных  двухвинтовых  кораблей  с  капиталовложением  в  20  млн. марок. За  «Принцессой  Аугустой  Викторией»  и  «Колумбией»  двумя  годами  позднее  вступили  в  строй  «Норманния»  и  «Фюрст  Бисмарк», а  в  1914  году  флот  компании  составлял  175  судов.
А. Баллин  впервые  в  судоходстве  начал  использовать  названия  «океанский  лайнер»  и  «круиз». В  трудные  для  трансатлантического  перехода  зимние  месяцы  он  направлял  корабли  компании  в  тёплые  моря. Богатые  пассажиры  охотно  совершали  путешествия  на  комфортабельных  судах, принося  огромный  доход. Первым  таким  круизным  лайнером  стал  специально  построенный  для  этих  целей  пароход  «Принцесса  Виктория  Луиза»  (1890 г.)  Поистине  самыми  большими  океанскими  лайнерами  в  мире  считались  гиганты – «Император»  (превосходивший  знаменитый  «Титаник»)  и  «Дойчланд». Лайнер  «Дойчланд»  стал  даже  обладателем  приза  «Голубая  лента  Атлантики»  за  рекордно  быстрый  переход  из  Европы  в  Нью – Йорк. Однако, Альберт  Баллин, не любивший  излишнего  шума  и  бахвальства, позднее  выдвинул  девиз  своей  компании – «Роскошь  превыше  скорости».
Рост  процветания  HAPAG  продолжался  до  самого  начала  первой  мировой  войны. А. Баллин  выступал  против  неё  и  даже  призывал  самого  кайзера  отказаться  от  участия  в  военных  действиях, но  всё  было  тщетно. Маховик  безжалостной  войны  раскручивался  всё  быстрее  и  быстрее, приводя  к  упадку  достигнутое  А. Баллином  за  многие  годы. Предчувствуя  гибель  компании  и  неизбежность  конца  всего, к  чему  он  стремился, А. Баллин, приняв  большую  дозу  снотворного, закончил  свою, полную  достижений, жизнь  самоубийством.
В  ИСТОРИИ  МИРОВОГО  СУДОХОДСТВА  ОН  НАВСЕГДА  ОСТАЛСЯ  ПОИСТИНЕ  НАСТОЯЩИМ  «ОТЦОМ  ОКЕАНСКИХ  ЛАЙНЕРОВ»,  ОСНОВАТЕЛЕМ  «ДЕРЗКИХ  МОРСКИХ  ПЕРЕХОДОВ», ПРОСТО СКРОМНЫМ  ЧЕЛОВЕКОМ  И  НЕУТОМИМЫМ  БИЗНЕСМЕНОМ.

Примечание:  В  честь  А. Баллина  в  1922  году  со  стапелей  верфи  Блом  &  Восс  был  спущен  на  воду  океанский  лайнер, названный  его  именем. В 1935  году  носил  название  «Ханса», по  репарации  перешёл  СССР. После  восстановления  и  ремонта  в  1953  году  судно  получило  официальное  название  «Советский  Союз»  и  вошло  в  состав  морского  флота  СССР  и  являлось  самым  крупным  пассажирским  лайнером  того  времени.

30  января  2017  года.                Вячеслав  Прытков.