Словарь пимоката

Флорентин Тригодин
 С Л О В А Р Ь    П И М О К А Т А
 /Развлекательно-познавательный/

Настоящий  «Словарь»  подготовлен  мною,  действительным  пимокатом,  скатавшим  собственноручно  свыше  трехсот  пар  пимов  /валенок-самокаток/.  Если  учесть,  что  у  меня  за  спиной  полный  курс  философского  факультета  /УрГУ,1979/,  то  это  вступление  к  предлагаемому  словарю  я  рассматриваю  как  заявление  о  регистрации  моего  рекорда  в  соответствующей  книге  рекордов:  действительно,  есть  ли  еще  один  философ,  скатавший  столько  пимов?  И  есть  ли  пимокат,  получивший  /для  катания  пимов?/  диплом  философа?  Как  говаривал  Маркс  в  предисловии  к  «Капиталу»,  «всякое  начало  трудно».  А  мне  пришлось  преодолеть  сразу  два  трудных  начала!..

Какие  моменты  в  «Словаре»  будут  шутливо-развлекательными,  а  какие  -  профессионально-познавательными,  читатель  без  труда  увидит  по  тону  или  по  чему-нибудь  еще.  А  вообще-то  здесь  всё  «кроме  шуток»,  если  вы  озабочены  своим  здоровьем  или  будете  когда-нибудь  озабочены.

Прежде  всего  о  главном  «водоразделе»  в  сфере  «валяной  обуви»:  она  бывает  А.  фабричного  изготовления  и  Б.  ручного.  О  радикальных  различиях  между  этими  А  и  Б  вы  обязаны  знать,  потому  что  мы  живем  практически  у  полярного  круга,  и  планетарно-погодные  прогнозы  обещают  только  похолодания.  Итак,  различия:

1.  В  фабричных  валенках  /сегодня,  может,  «артельных»/  20%  натуральной  овечьей шерсти,  остальное  -  это  растеребленное  шерстяное  тряпьё,  коровья  и  верблюжья «мертвая»  шерсть,  состриженная  с  убитых  планово  или  погибших  животных,  и  прочее дерьмо  /с  точки  зрения  истинного  пимокатства,  «придуманного»  нашими  пращурами  для  сохранения здоровья/.   А  в  валенках  /пимах/  настоящей  индивидуальной  ручной  работы  100%  - натуральная  овечья  шерсть!   А  из  этого  вытекают  другие  важные  различия.

2.   Фабричные  валенки,  ввиду  короткости  почти  всех  используемых  «шерстинок», чтобы  валенки  не  развалились  -  их  приходится  скатывать  чрезмерно  сильно  - машинами.  Но  всё  равно  стенки  такого  «пима»  местами  напоминают  крашеную  глину, и,  еще  не  проносившись,  подошва,  например,  уже  трескается  или  отваливается кусками. А  известно,  что  плотный  материал  не  защищает  от  холода,   только  закрывает от  снега.

А  вот  настоящие  самокатки  /тут  шерстинки  5-10-15  см  длиной /  катаются только  до обретения  и  сохранения  валенком  формы,  не  больше,  остаются «пористыми»,  вообще не  теряют  «внутреннее»  тепло;  подошва  может  проноситься  до тонкости  капрона,  но валенок  сохраняет  еще  свою  функциональность,  носкость;  в таких  валенках  тепло  и босой  ноге  при  температуре  «снаружи»  минус  тридцать.

3.   Шерстинка  /овечья/  -  это  не  «отрезок  гладкой  лески»,  а  напоминает  колос,  то  есть длинный  «стебелек»  со  множеством  ответвлений.  Скатывание  шерстинок  между  собой происходит  не  «спутыванием»  «стебельками»,  а  именно  бессчетным  сцеплением ответвлениями:  это  как  две  руки  соединить  пальцами  «в  замок».  Но!  Свежая  шерсть, насыщенная  серой  и  пр.,  при  опускании  заготовки  валенка  в  горячую  воду,  мгновенно «топорщит»  ответвления  стебельков,  и  при  соответствующем  воздействии  на  заготовку идет  интенсивное  сцепление  этих  ответвлений  с  такими  же  на  другом  "стебельке",  «скатывание»:  заготовка  уплотняется, уменьшается  до  соответствующего  размера,  приобретает  форму.

А  у  фабричных  пимов:   шерстяное  отребье  б/у   и   разная   «мертвая»  шерсть   -  серы  там  уже  нет,  ничего  не  затопорщится,  и  в  заготовки  /и  в  рабочие  зоны  валяльных  машин/  добавляют  серную  кислоту:  только  она  вздыбливает  «шерстинки»;  иначе  эти  «глиняные  валенки»  вообще  не  изготовить.  В  таких  цехах  «густой»  запах  кислоты.  Но  серная  кислота  остается  и  в  фабричных  валенках,  на  морозе  они  очень  твердеют,  становятся  «деревянными».  Но  это  «предельный  вариант»,  потому  что  нынешние  артели  могут  увеличивать  процент  натуральной  шерсти,  использовать  меньше  кислоты  и  т. д.  Дело  в  том,  что  многочисленные  советские  фабрики  валенок,  работавшие  на  армию,  в  большинстве  исчезли  /армия  в  другое  обута/,  но  некоторые  работают.

Валенки-самокатки  кислоты  либо  не  имеют  вовсе,  либо  имеют  тот  минимум,  который  лучше  обеспечивает  сохранение  формы,  и  только.  Самокатки  на  любом  морозе  остаются  мягкими,  «гнущимися»,  не  уродующими  ногу.  Если  вы  обратите  внимание,  на  базарчиках  «машинные»  валенки  артелей  предлагаются  под  названием  «самокатки»;  только  опытный  глаз  может  определить,  что  это  «лажа»,  а  купивший  мучается  потом,  когда  чуть  намокнув  и  высохнув,  валенок  вдруг  «стал  мал»:  валенки  настоящей  ручной работы  не  меняются  в  размере,  сотни  раз  намокнув  и  высохнув.

4.   «Интенсивная»  технология  на  фабриках  /в  артелях/  позволяет  получить  валенки  только  с  одинаковой  толщиной  голенища  и  подошвы,  а  часто  подошва  тоньше,  нежели  верх  голенища.  «Ручной»  пимокат  старается  делать  толщину  голенища  вверху  2-3-4 мм,  а  толщину  подошвы  -  10 мм;  может  особо  сформировать  «зону  каблука»  толщиной  15 мм.  Некоторые  бабули  заказывают  самокатки  «мягкие»,  чуть  плотнее  шерстяного  носка;  многие  пенсионерки  любят  валенки-тапочки  /по  щиколотку/:  ходить  по  жилью  или  «выбежать»  ненадолго  на  улицу;  такие  самокатки  требуют  вполовину  меньше  материала  и  работы  /ведь  сложность  -  это  тонкое,  но  без  дыр  и  слабых  мест  голенище,  а  его  у  «тапочек»  нет/.   Мастер-пимокат  изготовит  вам  «ортопедические»  валенки:  например,  с  очень  широким  голенищем,  с  высоким  взъемом  или  уширенным  носком  -  в  зависимости  он  ваших  «бед».

Подведем  предварительный  итог.  Недостатки  фабричных  валенок:  в  них  мало  натуральной  овечьей  шерсти;  чрезмерно  тверды  и  грубы;  в  них  холодно;  они  на  морозе  «деревянные»;  мы  носим  на  ногах  серную  кислоту;  часто  «сбегаются»,  то  есть  уменьшаются  в  размере;  их  быстро  выбрасываем  из-за  плохой  подошвы;  они  на  некую  «среднюю»  ногу,  хотя  и  разного  размера.

Отсутствие  у  настоящих  самокаток  перечисленных  выше  недостатков  дает  самокаткам  соответствующие  плюсы,  не  требующие  повторного  объяснения,  -  кроме  100%-ного  наличия  натуральной  овечьей  шерсти.  Что  она  дает  ногам  и  человеку?  Во-первых,  гигроскопичность:  нога  не  потеет,  не  скапливаются  запахи  -  все  поглощает  валенок  и  куда-то  девает  потом.  Во-вторых,  научный  факт:  поддерживается  половая  функция  у  мужчин.  В-третьих,  крепко-толсто-мягкая  подошва  самокаток  гасит,  поглощает  при  ходьбе  вредную  микровибрацию  тела  при  каждом  шаге  -  по  бетонно-плиточным  полам  на  работе,  в  учреждениях  и  магазинах,  на  тротуарах.  Ведь  зимой  кроссовки  редко  носят.  Многие  трудяги,  если  позволяют  условия,  одевают  на  работе  валенки,  а  то  ведь  есть  и  «вибрационная  болезнь».  Фабричные  пимы  тоже  «гасят»,  но  хуже.

Дальше  речь  пойдет  только  о  пимокатах  «ручной  работы»,  о  настоящих  валенках-самокатках,  о  терминах,  так  сказать,  в  этом  секторе  мировой  экономики  и  истории. 

Я  пишу  эти  строки  на  Урале,  но  представляю  новгородско-архангельскую  «школу»  ручного  пимокатства,  потому  что  то  селение,  которое  дало  пищу  для  «словаря»,  основано  и  заселено  выходцами  из-под  Новгорода  и  Архангельска,  согласно  письменным  источникам,  обнаруженным  в  селении;  а  так  же  согласно  сравнения  говоров.  Называю  НАШУ  «школу»  потому,  что  в  других  «школах»  совсем  другие  технологии  ручного  пимокатства.  Приведу  пример.

Лет  25  назад  прочитал  в  журнале,  что  где-то  у  Волги  валенки  делают  так:  делают  колодку,  повторяющую  конфигурацию  ноги;  на  нее  слоями  наматывают 1  килограмм    /!!!/  шерсти;  а  дальше  поливают  горячей  водой  и  обколачивают  вкруговую  палкой   -   намотанный  материал  уплотнится;  потом  сушат,  вынимают  колодку,  валенок  готов;  итого  на  пару  женских  валенок  -  два  кг  овечьей  шерсти.

Валенки  уральско-новгородско-архангельской  школы:  на  женские  валенки  37-38  размера  надо  не  больше  1,2 кг  шерсти  /по  0,6 кг на валенок/.  После  изготовления  /которое  еще  называют  выстирыванием/  1  валенок  весит  450 грамм.  В  то  время  как  зимний  женский  сапог  в  среднем  весит  650 грамм.  Однажды  меня  попросили  скатать  валенки  «потолще»  из  1,4 кг  /вместо  1,2 кг/.  Скатал,  попросил  мать  примерить.  Она,  выросшая  в  старинной  пимокатной  семье,  надела  и  заворчала:  «Тяжелые!  Не  катай  больше  такие,  в  них  неславно  ходить». 

Хм,  всего-то  каждый  на  сто  грамм тяжелее!  А  если  бы  она  надела  валенки  по  килограмму  каждый?  В  нашем  селении  ни  одна  баба  такие  бы  не  надела,  если  не  сошла  с  ума,  а  «пимоката»  такого  засмеяли  бы  и  заплевали.  А  селение  наше  выделялось  тем,  что  в  нем  практически  каждый  мужик  катал  валенки  и  семье,  и  на  продажу.  А  в  старину  группами  уезжали  куда-нибудь  на  Алтай,  с  колодками,  оседали  в  селении  каком-нибудь,  по  месяцу  «обкатывали»  там  округу.  Так  что  «школа»  в  ремесле  -  это  очень  важно  и  конкретно,  это  искусство...  простите,  «народный  промысел».  Мне  «посчастливилось»   «работать  в  нашей  школе»,  и  вот  пишу  о  ней.

И  последнее  «общее  замечание»:  умелый  пимокат  тратит  на  делание  заготовки  пары  валенок   -   часа  три;  на  самое  катку  «в  мокрую»  в  бане  на  верстаке  /на  полкЕ/  -  часа  полтора  -  два  с  половиной.  Остальное:  заготовка  дров,  принос  воды,  топка  бани,  сушка  валенок,  чистка  их  от  лишнего  ворса   -  это  походя.  Стоимость  работы  издревле  исчислялась  не  количеством  скатанных  пар  и  их  размерами,  а  исходя  из  числа перекатанных  «фунтов»  /фунт  -  примерно  400 грамм/  шерсти,  то  есть  материала.

Прежде  чем  перейти  к  «статьям»  моего  «Пимокатного  словаря»,  их  расположению  по  алфавиту,  выскажу  одно  важное  замечание  по  самому  алфавиту  и  вообще  по  русскому  языку,  кратко.  Вы,  наверно,  заметили,  что  в  нашем  языке  разительно  больше  слов  на  букву  «п»,  нежели  на  любую  другую  букву?  Кто-нибудь  задумался,  почему  так?  А  я  в  свое  время  задумывался,  при  катке  валенок,  и  пришел  к  сенсационному  открытию:  это  потому,  что  ручное  пимокатство  возникло  до  появления  языка;  и  оно  породило  основную  морфему  «пим»  -  на  «п»,  и  много  других,  относящихся  к  валенкам,  слов    на  букву  «п»:  пройтись,  подделка,  потерять,  прайслист,  посмотреть,  пьяный  /пимокат/  и  другие.  И  при  возникновении  русского  языка  изначально  возник  как  бы  «перевес»  на  букву  «п».  Сопутствующее  научное  открытие:  пимокатство  древнее  известной  «самой  древней  профессии».  Но  переходим  к  «статьям»:

АВАНЗАЛ   -   предбанник.

АВАНТЮРА   -   пимокат  взял  много  авансов.   

БАБА  -  1/ жена  пимоката;   2/ любая  заказчица  противоположного  пимокату-мужчине пола;  3/ движущаяся  часть  механического  молота,  спец.;  4/ пимокат  с  чертами  поведения  бабы.

БАНЯ   -   1/ самое  распространенное  место  для  катки  /выстирывания  заготовки/;  2/ место,  где  молодой  женившийся  пимокат  видит  жену  раз  в  неделю.

БАРАН   -   1/  самец  овцы;  2/ человек,  ни  черта  не  понимающий  в  пимах,  их  свойствах  и  качестве;   3/ человек,  вообще  ничего  не  понимающий.

ВАЛЁК   -   1/ см.  сл.  Ожегова;  2/ в  пимокатстве  именно  для  катания  валенка  на  катарушке  /деревянном  валике  внутри/  применяется  валёк  чугунный  тяжелый  с  рёбрами,  или  деревянный,  обмотанный  толстой  проволокой  /взамен  ребер/.

ВЕСНИНА  /с  ударением  на  «и»/   -   овечья  шерсть  весеннего  острига,  из  которой  почти  невозможно  скатать  валенки.  Говорят:  «Веснину  подсунули»  /это  о  заказчиках/.

ДОСКА   -   1/ оструганная  скругленная  доска,  упирается  в  плинтус,  кладется  на  табурет,  на  нее  надевается  валенок,  и  его  чистят  куском  пемзы,  чтоб  стал  гладким;   2/  жена  молодого  пимоката  без...  ну,  в  общем,  доска,  но  с  годами  только  хорошеет.

ЕДИНОРОГ   -   пимокат,  поймавший  свою  бабу  в  самом  "начале"  с  другим  пимокатом,  то  есть  как  бы  еще  на  стадии  заготовки,  а  не  катки.

ЗАКАТ   -   1/ первая  стадия  катания-валяния  /без  инструментов,  голыми  руками/,  когда  заготовка  скрепится,  «не  расползется»,  и  можно  переходить  ко  второй  стадии  -  катать  вальком  и  пр.;   2/ не  путать  с  «Закатом  Европы»  Освальда  Шпенглера  /1880-1936/.

ЗАРАСТИТЬ,  ЗАРАЩИВАТЬ   -   в  избе  на  широкой  специальной  столешнице  сделать  заготовку  валенка:   выкройку-тряпицу  обложить  шерстью,  обернуть  другой  большой  тряпкой,  свернуть  валиком,  покатать  руками ,  развернуть:  получится  большой  рыхлый  валенок,  заготовка,  «чулок»   -  для  последующей  катки  с  горячей  водой  в  бане.  /Внимание:  изложено  очень  упрощенно!/

КОЛОДКА   -   одна  из  четырёх  деталей,  которыми  изнутри  мокрый  валенок  после  катки  формируется  до  нужных  размера  и  конфигурации.  Фраза:  «Наколотил  валенки»  или:  «Посадил  на  колодки».  При  этом  различают  колодку-«носок»  и  три  вертикальных  в  голенище.

ЛЕСА   -   вертикальные  колодки  /в  голенище/:  «передовка»,  «задовка»,  между  ними  «середовка»  в  виде  клина  длиной  с  голенище.  Когда  вставлены  в  мокрый  пим  носок,  передовка  и  задовка,  вбиваем  середовку  до  конца,  и  колодки  распирают  пим  в  необходимый  размер.  Колодки  подбираются  заранее,  складываются  «на  сухую»:  меряется  размер.  Колодки  бывают  мужские,  женские  и  детские.  Образуемые  размеры  -  от  16-го  до  31-го  и  выше.

КТО  /обычно  в  сочетании  с  «где»/   -   частый  вопрос:  «Кто  где  катает?  Кому  заказать?»

МЫ   -   1/ пимокаты;   2/ рифма  к  «пимы».

НЕУЧ    -    пимокат,  сам  научившийся  катать  пимы.

ЛЕНТЯЙ   -   1/ любой  мужик,  не  умеющий  и  не  желающий  катать  пимы;   2/  заказчик  мужского  пола.

НА  ВЫБРОС   -   когда  не  понятно,  где  пим,  где  заплаты.

НЕРАБОТЬ - пенсионер, продолжающий катку пимов.

ОБЕЗУМЕТЬ   -   разучиться  катать  валенки.

ОБЕСПАМЯТЕТЬ   -  пимокат  забыл  про  заказ.

ОЛИНАФТ   -  так  в  старину  называли  подобие  керосина,  для  протирки  валенка  после  чистки  пемзой,  после  опаливания  над  керосинкой  остатков  ворса.

ОСЕНИНА  /с  ударением  на  «и»/  -  шерсть  осеннего  острига,  пригодная  для  катки  пимов  /в  ней  много  серы,  из-за  летних  условий;  а  вот  к  весне  шерсть  «сухая»,  только  для  вязания/.

ОТОПОК   -   пим,  уже  ни  на  что  не  похожий,  даже  на  пим;  донельзя  истасканный.

ПИМ   -   1/ вид  валяной  обуви;   2/ Пим  -  английский  писатель.

СТРУНА   -    бычья  длинная  высушенная  кишка  /2-3м/,  выскобленная,  ставшая  шершавой;  применяется  для  распушивания  шерсти  /эквивалент  чесальной  машины/.  Струну  натягивали  где-нибудь  в  углу,  накладывали  под  нее  шерсть,  дергали,  струна  вибрировала,  ударяла,  "била",  растряхивала  клочки  шерсти,  «расчесывала».  Процедура  называлась  «бить  шерсть»:  струна  била  многократно  и  мгновенно  по  шерсти,  пока  та  еще  не  упала  на  пол.  "Машины  по  расчесу"  народ  называл  тоже  «шерстобитками».

ФИЛОСОФ   -   1/ пимокат,  имеющий  высшее  философское  образование.

ХИТРОСПЛЕТЕНИЕ   -   процесс  скатывания  шерстинок,  шерсти  в  валенок.

ЧЕСАНОК   -   тонкий  валенок  для  носки  с  калошами  /из  хорошо  расчесанной  шерсти/.

ШЕСТЕРИКИ   -   толстые  мужские  пимы  30-31  размера  из  шести  фунтов  шерсти.

ЩУПАТЬ   -   1/ плюнуть  на  ладонь,  положить  щепотку  шерсти,  скатывать  между  ладонями,  приплевывая:  должен  остаться  плотный  скатанный  шарик  с  горошину;  если  он  почти  не  растеребливается  -  шерсть  пригодна  для  валенок.  Если  шарик  внутри  пуст,  как  сдутый  мяч  -  из  этой  шерсти  валенки  не  скатать.  Говорят:  «Шерсть  щупал?»;    2/  «И  лёгкий  пёрст  касается  игриво / До  милых  тайн.  Всё  для  Марии  диво,  / Всё  кажется  ей  ново,  мудрено,  /  А  между  тем  румянец  не  стыдливый...»  -  А.С.Пушкин,  «Гавриилиада».

ЭРОТОМАН   -  любитель  без  конца  примеривать  разные  пимы

Наконец,   буква  «я»   и   самое  ключевое    слово   любого   пимоката:  «Я»!

«Я»   -   /в  пимокатстве/   духовный  центр  пимоката  как  индивидуальности,  относящейся  деятельно  к  пимам,  к  миру  и  к  себе  самой.  Собственным  «я»  обладает  пимокат,  самостоятельно  контролирующий  свои  поступки  и  способный  к  всесторонней  инициативе.   Идеалистические  концепции  в  истории  пимокатства,  толкуя  «я»  в  качестве  идеального  начала,  не  усматривали  конкретно-исторического,  деятельного  основания  пимокатского  «я».
По  Декарту,  пимокатское  «я»  обнаруживает  себя  как  то,  что  принадлежит  к  мыслящей  субстанции,  как  интуитивное  начало  рационального  познания  пимокатного дела  и  этим  утверждает  свою  самостоятельность.  Точка  зрения  изолированного  индивида-пимоката  и  созерцательность  в  пределах  идеализма  приводили  к  солипсизму,  в  пределах  метафизического  материализма  -  к  низведению  пимоката  до  уровня  пассивного  объекта,  который  подчиняется  внешнему  ходу  сапоговаляния.
Немецкая  классическая  философия  отказалась  от  психологически-индивидуалистического  толкования  «я»  пимоката,  свойственного  английскому  эмпиризму.  Но  она  отделила  это  «я»  от  живого  общественного  пимоката  и  превратила  в  «трансцендентальный  субъект».  Не  понимая  изначально  предметного  характера  пимокатства,  Фихте  считал  пимокатское  «я»  субстанцией,  абсолютным  творческим  началом,  которое  полагает  не  только  самого  себя,  но  и  всё  сущее,  шерсть,  колодки,  размеры,  верстак  и  так  далее  как  своё  «не-я». 
Развивший  диалектику  объективный  идеализм  истолковал  общественную  сущность  пимокатского  «я»  как  стоящую  над  конкретными  пимокатами  отчужденную  силу  -  мировой  пимокатный  разум  /Гегель/  и  т. п.
Иррационализм  воспроизвёл  ощущение  личности  пимоката  в  буржуазном  обществе,  сталкивающейся  с  отрицанием  в  ней  «я»  пимоката,  сапоговаятеля,  художника!  Но  иррациональная  точка  зрения  на  пимоката  лишь  увековечивает  ситуацию  отчуждения.
Фрейдизм  выразил  расщепленность  пимоката-самокатчика  в  условиях  капитализма,  биологизацию  побуждений  как  погружённость  «я»  пимоката  в  «оно»  /царство  слепых  влечений  к  катанию  пимов/,  а  искаженное  восприятие  пимокатом  своей  собственной  общественной  сущности  -  как  результат  контроля  враждебного  ему  «казённого»,  фабричного,  промышленного  «сверх-я».
В  классово-антагонистических  формациях  расщепление  и  отчуждение  пимокатного  дела  действительно  ведёт  к  обезличению  пимоката-самокатчика,  к  утрате  им  своего  «я».  Поэтому  в  основе  преодоления  ложных  концепций  «я»  пимоката  лежит  реальная  борьба  за  утверждение  пимокатом  себя  в  качестве  творца  общественных  отношений,  отношений  к  обуви  и  выбору  ее,  норм  ношения  ее  и  расходов  на  нее.
Самое  полное  и  свободное  проявление  в  каждом  /!!!/  человеке  как  активно  действующем  субъекте  его  пимокатского  «я»  становится  возможным  лишь  при  коммунизме,  но  действительным  уже  при  капитализме,  в  условиях  всестороннего  прогрессивного  и  регрессивного  развития  личности.

                К О Н Е Ц