Глава 9. Социалистический реализм

Георгий Кончаков
         

          - Ну, что я вам сказать буду, дамы и господа? Как говорят у нас в Одессе, вожди безбожно лгали народу. И тому нет никакого удивления. Они ж Бога отвергли. При том, должен вас просветить, имели о народе самое препохабное представление. Так что с них взять ничего не можно. А вот писатели и поэты постарались на славу. Врали о простом советском человеке по полной программе, - так начал вступительное слово не сомневающийся в своей правоте знаток всего и вся Лев Авраамович.

          В классе, с учениками педагог говорил правильным русским литературным языком. Но как только оказывался в кругу коллег,  друзей и просто знакомых, любил блеснуть своей причастностью к одесскому говору. Всякий раз, заходя в учительскую, историк заводил разговор на интересующую его в данный момент тему. Тем у него был неисчерпаемый запас, поговорить любил, чем и заслужил  звание эрудита и непререкаемого авторитета во всех сферах жизни и гуманитарных наук.


          - Насколько я знаю советскую литературу, - включилась в разговор психолог Людмила Николаевна, - советские писатели в качестве своих героев изображали передовиков производства, ударников, разных там стахановцев, знатных доярок, заседавших в Верховном Совете. До простого человека им дела не было. Если и попадали на страницы книг рядовые труженики, то как требующие общественного порицания и общественного воспитания: лодыри, тунеядцы, пьяницы, носители прочих пережитков капитализма. Главные герои были образцовыми, лишены свойственных остальным людям недостатков и пороков. Создавались культы во всех сферах деятельности. Нередко искусственно. 


          - Верно. Стаханова среди рабочих. Чкалова среди летчиков. Ворошилова среди военных. Горького среди писателей. Но это был культ именно советского человека, выражающего мощь и бессмертие народной массы и ради общего дела совершающего свои подвиги, - подала свой голос литератор Надежда Александровна. - Литература советского периода дала массу выдающихся произведений, которые получили признание во всем мире, вошли в золотой фонд мировой литературы.

          - Вы имеете ввиду русских писателей, получивших Нобелевскую премию? - начал с вопроса Лев Авраамович. - Вообще должен вам заметить, из пятерых лауреатов - двое евреи. Да простят мне мой семитизм, русская советская литература создана преимущественно евреями: Илья Эренбург, Корней Чуковский, Исаак Бабель, Василий Гроссман, Анатолий Рыбаков, Борис Полевой, Лев Кассиль, Валентин Каверин, Маргарита Алигер, Вера Инбер, Борис Горбатов, Владимир Войнович, Сергей Довлатов. Та же картина в поэзии: Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов, Самуил Маршак, Евгений Долматовский, Иосиф Бродский. Мало назвал? Могу оба списка продолжить. Просто хотел обратить ваше чувствительное внимание, что русскую советскую литературу написали евреи.

          - Как филолог, хорошо знающая русскую литературу и ее историю, я не стала бы делать акцент по национальному признаку. Тем более, что большинство названных Вами признавали себя и считали принадлежащими к русской культуре, русскими писателями. Вы упрекаете советских писателей, что они не уделили внимания простому русскому человеку. Не сказали правду о нем. Это не совсем так.


Л е в  А в р а а м о в и ч: - Сталин возвёл социалистический реализм в жесткую систему норм и идеологических предписаний. Художественная литература превратилась в иллюстрацию политических лозунгов. Поэзия Маяковского самый наглядный пример тому. Соцреализм породил антиискусство.


Н а д е ж д а  А л е к с а н р о в н а: - Оставим в покое Маяковского. Он не заслужил Ваших упреков. Был искренним до конца жизни. Убежден в возможности переустройства мира на коммунистических началах. В отличие от Вас, как по мановению волшебной палочки переметнувшегося в потребительскую идеологию рыночной экономики. Соцреализм оставался реализмом, пока идеализировал несуществующее будущее.


          - Совершенно согласен с Надеждой Александровной, - вступил в полемику Аркадий Львович.- Революционеры видели свою цель в создание нового человека, лишенного социального эгоизма, инстинкта собственника, религиозного чувства. Сверхчеловек — вот истинная цель мирового социального переустройства. Горький раньше других современников пришел к этой идее.


Н а д е ж д а  А л е к с а н д р о в н а: - Официально возвеличенный Горький,
как и многие другие, пытались честно и искренно служить народу, обществу, государству, а в результате все оказались жертвами сталинской системы. Кто репрессирован сам, у кого репрессировали произведения, либо подлинный смысл их творчества.


Л е в  А в р а а м о в и ч: - О чем я и толкую. Непредубежденный взгляд будет иметь согласие, что советская литература поставила своей задачей всемерно помогать преобразованию жизни. Похвально. Прелестно. Но что с того сделалось? Власть угнетала по-настоящему талантливых писателей. Либо ставила себе на службу, либо лишала возможности заниматься литературным творчеством. Мандельштам закончил жизнь в лагере на Колыме, книги многих писателей и поэтов оказались недоступны читателям: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» Булгакова, все произведения Набокова, «Мы» Замятина, «Доктор Живаго» Пастернака. После Постановления ЦК 1946 года Зощенко перестали печатать, его имя не упоминалось в прессе. Та же участь постигла Анну Ахматову. Многие ее произведения не были опубликованы в течение более двадцати лет после её смерти.


Н а д е ж д а  А л е к с а н р о в н а: - Жалобы, что в нашей литературе нет среднего рабочего раздавались ещё в 20-е годы. Те же сетования наблюдаем в 70-е. Писатели обращают внимание на передовиков и отстающих, те, кто составляет большинство, основную производящую силу общества оставляют в тени, их не видят, не замечают, о них молчат.


          - Должен вам сказать со всей присущей мне прямотой, - не сдается Лев Авраамович, - мифологизация литературного героя и мифологизация общественного сознания начались сразу после революции. А когда стали всеми праведными и неправедными способами внедрять социалистический реализм, начался обвальный упадок не только литературы, но всех видов искусства.


          - Я бы не сказала, что соцреализм стал причиной упадка в литературе. Признанные классики советской литературы, придерживаясь принципов соцреализма, об этом свидетельствуют литературоведы, в этом признаются сами писатели, смогли создать выдающиеся произведения, получившие признание не только в СССР, но и буржуазном зарубежье, - настаивает Надежда Александровна.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Не можете не признать,драгоценные мои, что советская литература, её верхний слой — официально пропагандистская — находилась на содержании государства. Успех получили малодаровитые писатели-конъюнктурщики, не знавшие меры в превознесении достижений советской действительности. Талантливые, но духовно нестойкие поддались соблазну, пошли в услужение большевистской власти. Это и Фадеев, и Симонов, и Федин, и Тихонов, и Катаев. Всех не перечесть.


Н а д е ж д а  А л е к с а н д р о в н а: Вы смешали в одну кучу Фадеева, Симонова, Катаева с далеко не так талантливыми Фединым и Тихоновым. Но были ещё признанный Сталиным Шолохов, провозглашенный мастером социалистического реализма Леонов, Твардовский, Заболоцкий, Трифонов, Астафьев.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Надежда Александровна выделила Федина и Тихонова, но и они удостоены Сталинской премии. Тихонов — трижды. Сталинская премия для многих служила приманкой — как должен писать советский писатель.


Н а д е ж д а  А л е с а н д р о в н а: То, что советская власть поставила литературу на службу коммунистической идеологии, не для кого не секрет. Писатель в России всегда почитался учителем жизни. Даже Набоков из дальнего зарубежья, не признававший советскую литературу с ее социалистическим реализмом. В обращении к читателю писал: «Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника». «К учителю можно пойти не только за поучением, но и ради знания, ради сведений».
Я доподлинно знаю, что очень многие читатели воспринимают книгу как учебник жизни.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Вот именно эту функцию и предназначил Сталин для советской литературы. Простой советский человек изображается как героическая фигура. Потому малохудожественный роман Николая Островского «Как закалялась сталь» стал самой востребованной книгой.


Н а д е ж д а   А л е к с а н р о в н а: Не торопитесь обзывать роман Островского малохудожественным. В наше время нашлись специалисты с докторскими степенями во всеуслышание отрицающие авторство писателя. Мол, роман написан целым коллективом издательства. Оставим эти заявления на совести тех, у кого ее нет. А по поводу востребованности могу не согласиться с Вами.

Вспомните «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Книга завоевала весь мир, не только советский. Принята восторженно. До 1954 года издано свыше двух миллионов экземпляров. Около сорока раз издавалась за рубежом. Не просто прославляла советского человека. Потому и принята зарубежным читателем, что свидетельствовала, у каждого человека есть шанс выжить даже в нечеловеческих условиях. Это не была агитка, прославляющая всё советское и прежде всего советского человека. Писатель рассказал всему миру о подвиге реального советского летчика. Книга стала учебником мужества.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Эта книга свидетельство ненормальности, воспитываемой у советских людей. Литературный герой подчиняет себя целиком и полностью обществу, которому служит с самоотверженным самоотречением. Таков и Павка Корчагин. Если у Алексея Мересьева был прототип, то Павка — миф чистой воды. Я не встречал в жизни Корчагиных, представить себе не могу. 


А р к а д и й   Л ь в о в и ч:  А я встречал. И во множестве. На всех этапах своей долгой жизни. В школьные годы, это был мой одноклассник  Коля Озеровский, из старшего поколения отец моего двоюродного брата Эрнест Андреевич Крумин. Прожил долгую жизнь. Стаж пребывания в ВКП(б)-КПСС превышал 50 лет, потому стал персональным пенсионером партии. До конца жизни оставался верен идеалам коммунизма. Избежал участия в репрессиях. Честно и добросовестно исполнял свой долг коммуниста. В больнице перед смертью в блокнотике сделал набросок своего надгробия со словами «Коммунизм победит». Скажете, заблуждался. Да, в чем-то ошибочно следовал наставлениям партии. Но был прав в главном: служил народу и верил в победу справедливого общественного устройства.
 

Л е в   А в р а а м о в и ч: Герой Полевого — единичный случай, воспетый в традициях социалистического реализма. Точно также  и Павка Корчагин. Его прототипом был сам автор. Но биография Николая Островского, как показали современные исследования, не совпадает с жизнеописанием Корчагина. Миф и ещё раз миф.


Н а д е ж д а  А л е к с а н д р о в н а: Самоотверженных людей всегда хватало на Руси. Великая Отечественная война убедительно показала, что советские люди, родившиеся уже в советское время, воспитанные советской властью, в том числе и на примере Павки Корчагина, проявили массовый героизм. Не одиночки, не единицы, не тысячи, а миллионы совершали и совершили подвиг, отстояв страну в смертельной схватке с врагом.


Л е в  А в р а а м о в и ч:  В искренности Николая Островского не сомневаюсь. Он действительно описывал себя. Но ещё в школе, читая роман, мне представлялось всё это выдумкой. Сейчас я убежден, что Островский сочинил заданный идеал. Именно такие идеалы предписывал советским писателям социалистический реализм. Иными словами соцреализм препятствовал подлинному реализму в литературе, требовал описывать не то, что есть, а то каким хотели бы видеть советского человека вожди.


Л ю д м и л а   Н и к о л а е в н а: Самоотверженность, самоотречение во имя общего блага, готовность к подвигу, способность к самопожертвованию характерна для людей в любом обществе, с любой, не только коммунистической идеологией. Возьмите ранних христиан, подвергавшихся преследованию и гонениям, японских камикадзе во второй мировой войны. Примеров сколько угодно.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Много мы найдем сейчас подвижников, самоотверженных героев рыночной экономики. Коммунисты проповедовали уравнительность, аскетизм. Потому коммунизм без сожаления похоронен большинством российского общества.


Н а д е ж д а  А л е к с а н р о в н а:   Павка Корчагин — герой не нашего времени. Но именно сегодня нам нужны такие герои: честные перед собой и людьми, самоотверженные, готовые пожертвовать собой, своим благополучием ради общего дела, на общее благо.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Но такой герой опасен. Человек, способный на самоотверженность, потребует этого от других. Превращается в опасного диктатора. А это конец демократии, конец социальной свободы. Куда ни шло, если он рядовой член общества. Его влияние, его власть распространяется на ограниченный круг людей. А если он окажется лидером, лидером политической партии или какой-либо оппозиции?


А р к а д и й  Л ь в о в и ч:  Корчагин олицетворял некоторую систему ценностей. Большевистская идеология использовала как образец. Изучение романа школьниками имело большое воспитательное значение. Но и взрослым читателям, тяжело живущим, неуверенным в себе, книга вселяла надежду.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Чтобы приобщить к утопической идее. Поверить в коммунистическую утопию. Коммунистическую иллюзию.
Вспомните слова: «Самое дорогое у человека — это жизнь». И посвятить ее надо борьбе за освобождение человечества. Но эти самые освободители спросили у человечества, хочет ли оно этого освобождения, нуждается ли в нем?


 А р к а д и й  Л ь в о в и ч: По себе знаю. На себе испытал. Кинофильм посмотрел в шестом классе. Роман прочитал в девятом. Хотелось быть таким, характера не хватало. Не было такой силы воли. Поддавался мальчишеским увлечениям. Пошалить любил в нарушение школьной дисциплины. В учебе не был прилежен. Знал, что будущий летчик должен развивать себя физически, по утрам делать гимнастику. Бесчисленное количество раз начинал, спустя неделю-другую бросал. На постоянные занятия спортом терпения не хватало.

Составлю режим дня. Потом чем-нибудь увлекусь, и летит режим в тартарары. Начну какое-нибудь нужное дело, до конца не довожу. Переключаюсь на что-то новое увлекательное, а это неоконченным бросаю.

До сих пор со стыдом вспоминаю, как непростительно струсил, когда вместо того, чтобы вернуть школьный телескоп, утопили с Димкой в реке. Ведь не воровали, не украли, взяли попользоваться. Испугались, что взрослые не поверят. Опасались наказания. Это и есть трусость. Такое на всю жизнь запоминается. Но Павка оставался образцом для подражания.
 
          По Павке сверял свою жизнь. Когда уезжал на целину по комсомольской путевке в чемодан положил три книги. «Овод» - Павка держал при  себе эту книгу по фронтам гражданской войны. Вторая - «Как закалялась сталь». Третья - «Повесть о настоящем человеке». До сих пор эти три книги сохраняю в своей библиотеке. Они напоминают о прожитой жизни. И сейчас, когда жизнь близка к закату, могу уверенно сказать, что взрослую прожил прожил достойно, самоотверженно, с пользой для людей, мне не в чем себя упрекнуть, не было бесцельно прожитых лет.


 Л е в  А в р а а м о в и ч: А как же Ваше отступничество от идеалов коммунизма? Как Вы — коммунист со стажем — покинули партию до ее роспуска? Я, куда ни шло, в партии не состоял. Моя совесть в этом отношении чиста. Я всегда критически относился к высшему партийному руководству, диссидентом не был, но внутренне осуждал экономическую политику партии, тоталитарный режим, который сохранялся в стране и после смерти Сталина. Хотя Хрущев пытался замолить свои собственные грехи перед народом, осудив культ Сталина. А Вы предали партию, отреклись от того, чему верой и правдой служили всю жизнь.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Сейчас модно стало подчеркивать свою беспартийность в советское время. Вы, как и многие другие, ставят себе в заслугу, что не состояли в КПСС. Только делали мы с Вами одно общее дело, Вы в армии, я в системе народного образования — строили коммунизм. Под руководством партии, которая объединила всех нас коммунистов и беспартийных. Ваша добросовестная служба по охране завоеваний социализма была оценена правительственными наградами. Тем самым признан Ваш посильный вклад в коммунистическое строительство. Так что не стоит препираться и задним числом доказывать свою непричастность, своё неверие в идеалы коммунизма.

А я верил и не стыжусь, что прожил жизнь честного коммуниста. Если и заблуждался, то только в ошибочности пути, избранном вождями. Неверный был расчет у Маркса, что путь к социальной справедливости возможен только через социальную революцию, через вооруженную борьбу. Мне в это заблуждение было поверить легко и просто. Родился в стране, где революция уже победила, власть как нас учили и внушали, принадлежит народу, высшее руководство страны заботится о народе, делает всё ради народа, в интересах народа.

Подлинную историю от нас скрыли. Как велась борьба за власть, какой ценой далась победа в гражданской войне? Как закабалили население страны в угоду амбициям и фанатизму революционеров? И когда я узнал правду, не в коммунизме я разочаровался, а в средствах его утверждения. Провозгласили: «От каждого по способностям, каждому — по труду». Воплотили. Но как? Равенство в бедности. О справедливости можно и не заикаться.

Посмотрите правде в глаза. Капитализм превзошел социализм в претворении этого лозунга. В современных развитых капиталистических странах от каждого получают по способностям и каждый получает по труду. Материальное неравенство. Но и способности неравные, вклад в общественное производство неравноценен. Труд организатора производства сложнее труда наемного рабочего на конвеере. Приносит большую прибыль, дороже ценится. Вот это и есть социальная справедливость — получать по труду.

Впечатляющие картины коммунистического благоустройства пока остаются утопиями. В том числе и кровавая, связанная с физическим истреблением целых классов, утопия Маркса. Отказаться от нее, понять действительные реалии, воспользоваться на благо людей тем, что есть, что достигнуто, эффективно использовать людские и материальные ресурсы для улучшения жизни всех классов всех сословий, разве это несправедливость?


Л ю д м и л а  Н и к о л а е в н а:  Мы подошли к извечной проблеме человечества, к проблеме Добра и Зла.

Л е в  А в р а а м о в и ч: Одно без другого не существует. Никакого Добра не было бы, если не существовало Зло.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Чистейшей воды софистика. Придумали любители и поклонники диалектики.

Л е в  А в р а а м о в и ч: Ну, как же? Существует здоровье, существует болезнь. Две противоположности. Благодаря им возникла и развивается медицина.

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Медицина прекрасно будет развиваться и в том случае, когда сумеет избавиться, предотвратить болезни. Как это произошло с оспой, чумой и другими  эпидемиями. Добро творят не в борьбе со Злом, а для того, чтобы правильно, разумно организовать жизнь на благо всех людей. Сегодняшняя жизнь в России свидетельствует, что не надо сочинять и провозглашать национальную идею, которая сплотит и объединит все общество, превратит в здоровый оптимально функционирующий и развивающийся организм.

Заявления, что коммунистическая идея объединяла советский народ, делала его жизнь целеустремленной и осмысленной, заблуждение. Человечество нуждается в нормальных условиях жизнеобеспечения. Для всех. Но верно сказано, не хлебом единым жив человек. Потому наиболее интеллектуально развитая часть общества занимается не только прикладными науками, но искусством, просвещением, идеологией.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Вы ещё процитируйте статью 13 Российской Конституции, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Признание многопартийности не мешает населению нашей страны прийти к единому согласию, что мы вступили в ту стадию исторического развития, когда государство перестало быть социалистическим, а стало социальным.


Л е в  А в р а а м о в и ч: Дай Бог, дай Бог! Чтобы Ваши слова услышал не только Всевышний, но и правители, что рулят Россией.

                http://www.proza.ru/2017/11/25/1455