Прощай, Евграф. 2 Охота на кабана. Картина Евграфа

Владимир Ендурайский
     Продолжение. Часть 2
   Незаметно, в суете времени и дел, пролетели еще 6 лет черных , проклятых девяностых. В стране нескончаемый хаос во всем: в умах, в делах, в семьях …. Свобода во всем и от всего, в том числе и от денег для большинства населения. В такой среде хуже всего живется художнику , слуге и рабу музы.

В  96 ом  неожиданно получаю приглашение от некой Галины Хайненен  из Хельсинки устроить персональную  выставку . Как утопающий хватается за соломинку так и я принимаю безумное решение ехать на своей «восьмерке» (ВАЗ-2108) с картинами  2500 км по февральской дороге без всякой страховки, охраны ,  без сотового телефона, без которого мы теперь не мыслим ни одного часа своей жизни.
 Добравшись до зимнего Питера я остановился, естественно, у Евграфа, уже в другой квартире по Литейному проспекту. Была радостная ,как всегда ,встреча друзей.  Просторная,  коммунальная квартира ,она же и мастерская , находилась в прекрасном месте с видом на памятник Маяковского ,обгаженный голубями . Он был доволен тем, что после развода и двойного обмена ему удалось получить вот такую квартиру(хоть и в старом, обшарпанном доме), с красивым ,с коваными чугунными розами , с балкончиком и с видом на проспект. Мастерская была завалена холстами, рулонами, картинами. На стенах висели сюжеты из родной Чувашии (масленица, сенокос, свадьба ) ,пейзажи севера, портреты  оленеводов, рыбаков и строителей. Евграф с восторгом ,с блеском в глазах показывал все созданное , словно охотник удовлетворенный добычей. Я с восхищение рассматривал каждую работу видя в них ,и правду  жизни ,и творческий порыв застывший в красках и в рисунках.

-Когда это все успел!? – с завистью   спрашиваю его.
- А ты думал Евграф Семенович только водку пьет и на Невском сидит?-  улыбается довольный Евграф ,затягиваясь сигаретой.
– Ты же ,знаешь я  пахарь….погуляю немного ,а потом опять как в омут в работу ,этим и живу.
- А все- таки я счастливый человек- рассуждает дальше  он. Когда  я  работаю мне ничего не надо, у меня ничего нет, ни квартиры ,ни дачи, ни машины ….Но все у меня при мне и все есть вот тут , в картинах  и в голове. Сколько Бог дал , столько и проживу. Я сделаю выставку сначала в Питере , а потом повезу в Чебоксары. Не все еще написал ,но время еще есть ,допишу.  Киношники фильм про меня сняли , звезда  экрана я теперь. Хотя я не очень доволен этим фильмом , но если они меня хотелось увидеть таким, то пусть, они тоже художники, им можно доверить исповедь  мазилы с Невского проспекта… Посмотришь потом! .Забавный фильм получился.
 Смеется .
Я незаметно для себя  рассматривал его внешность. За прошедшее время в нем произошли заметные изменения: и внешне ,и в ходе рассуждений.  Он изменился, появилась седина , глаза несколько оплывшие, устало –мудрые , неряшливо одет , очки со сломанной одной оправой.. (раньше он всегда был опрятен, часто носил белую рубашку и костюм ). В глаза бросилась не ухоженность мастерской , слои грязи и пыли, большая груда  мусора по углам, разбросанные личные вещи и одежда, кучи пепла и окурков на столах, пустые бутылки и банки из под консервов…

- А, не обращай внимания, это бывает у меня иногда встречи с музами и с друзьями с Невского, рисую там портреты. Приходят  посидеть, поболтать, пивка попить ,погреться .Холодно на улице, долго не  усидишь . Хорошие ребята и бабы тоже ничего…(улыбается ) Я человек открытый, с ними веселее. Жены у меня нет, кому я нужен такой ,  сам видишь. ..не могу я по другому, не каждой понравится такая обстановка- резюмировал Евграф по поводу  моего вопросительного взгляда на обстановку.

- А вот сейчас я работаю  над таким заказом . Один богатенький товарищ  из Одессы ,хозяин банного комплекса заказал. Купил  уже пару штук.   И начал расставлять одну за другой картины с изображениями обнаженных женщин в банной ситуации. Академическая выучка и мастерство с блеском отражали эротичные фигуры женских тел в самых разных позах. Они были красивы по цвету и в движениях, несколько работ были изысканны по колориту в мягких переходах теплых тонов через серое в сиренево-синие,  вызывая невольные ассоциации с картинами Серебряковой,   Пластова и Ренуара. В них была ненарочито увиденная жизнь и верность деталей ,особенно где касалось сцен в сельских банях.  Чувствовался острый взгляд  художника знающего ситуацию по собственным наблюдениям.

-Хорошо платит за каждый холст ,правда не так часто покупает  ,но мне и этого хватает- продолжал Евграф наливая пиво по кружкам.
Моя искренняя похвала ободрила Евграфа , лицо его приобрело  живость, а в глазах загорелись те самые  огоньки, которые были столь характерные только для него в  моменты творческого порыва и озарения.

Утром мы распрощались.  После крепких объятий и пожеланий друг –другу только удачи я продолжил свой путь до Финской границы.


 Продолжение следует