Байки из девяностых. Разводилово по испански

Василий Куприянов
           Эту историю мне рассказал  старый приятель, который проживает в одной из бывшей самой братской республике. В середине  девяностых он работал коммерческим директором достаточно успешного в этой республике государственного  предприятия.  Нравы в этом новом государстве царили вполне советские. А у советских собственная гордость и соответственно каждый трудовой «будень» был праздником для всего коллектива. Только не для директора предприятия.  Он только что вернулся из столицы, где получил полноценный разнос от министра непонятно за что.  Повторюсь, что предприятие было вполне успешным. Его продукция неплохо расходилась по всем частям света. Скорее всего,  сработал начальнический рефлекс – даже ни за что необходимо потоптать подчиненного, чтобы не загордился, да и напомнить, кто здесь старший.  Утешало директора только то, что если бы было за что, то точно могли бы и посадить.
          И тут подарок судьбы. На стол моему приятелю ложится бумага очень красивого вида со следующим содержанием.  Международная ассоциация … чего-то, того-то… чрезвычайно рада сообщить, что продукция вашего предприятия получила самую высшую оценку среди подобной и что они будут безмерно счастливы, если ваши полномочные представители явятся на церемонию вручения этой высочайшей награды. Далее следовали описание подробностей этого визита. Указана дата, местом проведения определен Мадрид и все это будет вам стоить всего 10 тысяч долларов США, без оплаты перелетов туда и обратно. А устроители гарантируют вам оплату отеля – одни сутки, фуршет, а главное почетнейшую награду.
         Вот с такой радостной новостью мой приятель и ворвался к директору,  пребывавшему в глубокой меланхолии после вчерашнего визита в столицу.  Ознакомившись с содержанием письма,  директор заметно оживился и ясно себе представил, как он утрет нос своему главному руководителю, вы меня тут топчете, а вон как нашу продукцию оценивает просвещенная Европа. Действительно министр признал, что он погорячился и тут же, в порядке компенсации моральных страданий директора,  подписал разрешение командировать делегацию для участия в эпохальном событии. Директор с удовольствием включил в делегацию себя и своего благовестника, то есть моего приятеля.
        Встреча нашей делегации в Мадриде прошла без излишней помпы. Никаких ковровых дорожек, почетных караулов, поцелуев в засос и стрельбы в воздух из разнообразного оружия. Встретил их обычный клерк и доставил в отель, в котором и намечалось это действо.  Лауреатов было человек 50-60. Когда перечисли страны, из которых прибыли гости, то  наши делегаты испытали чувство глубокого удовлетворения и большую гордость за бывшую единую великую страну Союз Советских Социалистических Республик.  Почти все представители были из республик, образовавшихся на его территории. Европу представляли по одному человечку из Болгарии и Румынии, да была пара турков, если считать их тоже европейцами. Без наград остались даже гордые прибалты. Да и у Германии с Францией и всей остальной Европы, похоже, качество продукции не достигало таких высот, как у приглашенных.
       Во время награждения запомнился забавный эпизод. Представитель Туркмен-Баши вышел за получением награды со своим флажком. В момент получения приза – Золотой звезды он, чтобы освободить руки передал флажок устроителю церемонии. Тот быстренько убрал его с глаз долой, чтобы его не обвинили в навязчивой рекламе, а туркмен забрав приз, потянулся за флажком.  Не увидев его, он широко разинул рот и оквадратил глаза от возмущения. Этот момент и зафиксировали фотографы.  Тот же бедный туркмен в самом начале праздничного обеда, не дождавшись момента, когда ему плеснут чего-нибудь в бокал,  сам вынул из своей котомки бутыль и начал снимать стресс, чем привел в полное смущение официантов. Похоже, у них такое не было принято, а вывесить плакат на туркменском языке с запретом приносить в ресторан свое и распивать они не удосужились.
      Кроме гостей на обеде присутствовали весь персонал, обслуживавший это мероприятие. Устроители с большим пиететом называли какие-то  никому не известные  фамилии, звания и их  регалии. По внешнему  виду и одежкам  они больше смахивали на жиголо из итальянских курортных ресторанчиков. Кушали, правда,  они очень хорошо. Возможно, этот роскошный обед и был  платой этим клакерам за их участие в мероприятии.
      В общем сытые, гордые и довольные наши герои возвратились домой. Они  с удовольствием демонстрировали всем гостям и контрагентам предприятия полученный приз – большую золотую звезду.  Золотая звезда, это слишком хорошо сказано. На самом деле это была пластмассовая поделка, покрашенная масляной краской под цвет золота. Но от этого не умалялись ее достоинства. Не всем же ее раздают, а только самым достойным, о чем вещали устроители награждения.
     Мой приятель  сам пребывал в эйфории ровно до того момента, пока на предприятии  не появился швед, который был основным дилером их продукции по всей Европе. Ему тоже показали высокую награду. После ответа на вопрос, а сколько все это вам стоило, он свалился  на диван и минут десять дико хохотал.
    Успокоившись, он обрисовал другое видение этой ситуации. Да за половину этой суммы мы бы вас в Швеции неделю водили по ресторанам и прочим  достопримечательностям, включая сауны с длинноногими девочками, кормили бы с утра до вечера. Да и звезду бы по приличнее вручили, а не вашу пластмассовую  крашеную безделушку. Ну, сами посчитайте – отель, даже много звездный, в мертвый сезон от силы 2-3 сотни баксов. Обед – сотня, полторы. Ну, чуть больше наели сами устроители. Оплата десятка никому не известных «свадебных генералов». Вот и весь расход. Молодцы испанцы, лихо они вас развели на бабки.
    А с другой стороны предприятие до сих пор уже больше двадцати лет на своих бланках акцентирует внимание всем о том, что является владельцем такой престижной награды. Порадуемся за них от души. Ведь сколько трудов стоило ее получение.