Сапоги

Вера Бекирова
   Мне было четырнадцать. Времена тогда были сложные, денег хватало только на самое необходимое, новая одежда или обувь считались чуть ли не роскошью. А сапоги у меня совсем прохудились, и к тому же стали малы. И если на куртку родители кое- как нашкребли, то с сапогами прямо засада получалась. Но я не особо унывала, радость от новой куртки затмила уродство старых, стоптанных сапог . Куртка была совершенно весенняя, тоненькая драпдерюшечка, но я стойко носила её даже в самые лютые морозы. И мне было не холодно! Согревал ярко- розовый цвет куртки, согревала вышивка на кармане в виде заморской пальмы , согревала кровь- молодая и горячая.


  А однажды мама с работы приходит, и с порога сразу заявляет- Дмитрий Ильич ( так звали моего дедушку) скорее одевайтесь и берите удостоверение участника войны. Мы идём за сапогами.
А дело в том, что в универмаге раньше был специальный отдел для ветеранов и участников войны, там можно было купить разный дефицит по вполне сносным ценам.
Но дедушке сапоги не продали. Продавщица, победно улыбаясь, внимательно изучила дедушкино удостоверение, потом окинула дедушку высокомерным взглядом и процедила- Не положено.
-Отчего же не положено?- удивился дедушка. - Вот удостоверение . Это же отдел для участников войны? Я участник. Продайте мне сапоги, будьте так любезны.
-Вы мужчина- снова процедила продавщица. - А сапоги женские. Не положено. Отойдите, товарищ, не задерживайте.
Дедушка шёл домой такой растерянный, такой униженный, и все время повторял- Как же так? Ну как же так? Я же участник! Я же для внучки!
-Бросьте, Дмитрий Ильич, не расстраивайтесь, берегите сердце- утешала дедушку мама. - Мы что- нибудь придумаем.

  У бабушки никакого удостоверения не было. Бабушка пережила блокаду, была ранена, ее вывозили по Ладоге, но чтобы считаться блокадницей и иметь льготы, ей не хватило всего нескольких дней.
  Недострадала. Недоголодала. 

  На помощь пришла бабушкина верная подруга. Она имела необходимое удостоверение и по счастливой случайности являлась женщиной, а соответственно ей были положены женские сапоги.
Когда продавщица снова увидела мою маму, она позеленела ещё сильнее. Внимательно изучив удостоверение тети Томы- бабушкиной подруги, она процедила- Для себя берете?
- Для себя! - не моргнув глазом подтвердила тетя Тома. А потом скромно спросила- Скажите, а могу ли я купить две пары этих прекрасных сапожек?
Продавщица очень обрадовалась этому вопросу , широко улыбнулась и выпалила- Не можете! Не положено! У вас что, четыре ноги?- и победно посмотрела на мою маму.
- Ноги у меня две. А вы хамите так, словно у вас два языка- парировала тетя Тома, забирая с прилавка коробку с сапожками.

  Если бы сейчас вы увидели эти сапожки, вы бы весело рассмеялись. Белый кожзаменитель с рыбьим мехом внутри.
Но на тот момент это была самая прекрасная, самая модная и самая любимая вещь в моем скудном гардеробе. Я носила их до тех пор, пока они не развалились. А потом ещё долго не могла выкинуть, перекладывая с места на место, и вспоминая, в результате какой борьбы эти сапоги были получены.

 Вот такие дела.