Близнец гл. 9

Виталий Поршнев
                ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.

  Известие о том, что митрополит  приедет совершить  литургию в соборе, застало благочиние врасплох.  Православная община Серпухова   сразу   пришла в невероятное для  городка движение, а  я  с Сергеем Алексеевичем поехал  на оптовую базу за цветами. И теперь:

– Как ты думаешь, такие розы  можно  вручить  митрополиту? –  задает  вопрос Сергей  Алексеевич, стоя рядом с  флористом, который разглядывает  настенные часы, отсчитывающие его переработку, больше,  чем  лежащий на столе букет.

– Да что митрополит, невеста, что ли? Он монах, ему любые сойдут! –  ворчу  я, желая быстрее уйти.  Мне по здоровью тяжело   в помещении с воздухом,  охлажденным  до почти  нулевой температуры.

– Не нравится мне неожиданный приезд митрополита! – говорит Сергей Алексеевич, отправив  флориста   за другими розами, – слухи ходят нехорошие!

–  Мы знакомы совсем немного, но  я уже успел заметить в тебе склонность к  пессимизму! Выше голову, дядя Сережа, все будет хорошо! Как принесут розы, берем, и едем обратно в собор!

– Нет, ты не понимаешь, почему я нервничаю! – со вздохом произносит Сергей Алексеевич,– ты слышал, что минувшей зимой в пригороде  сгорел   рубленый храм?

– Костя недавно упоминал.  А что?

– Памятник деревянного зодчества, был  на особом учете в епархии.  Эксперты установили, что возгорание произошло  там, где сын  священника имел обыкновение, против всех правил,  изготавливать из огарков  свечи. Однако  священник заявил, что виноват сторож, заходивший погреться и не выключивший плитку, от чего в старой проводке произошло  замыкание. Возможно, так и было. Но  распространение огня  показало, что имелся катализатор процесса, предположительно,  пропитавший деревянные полы свечной воск. Если не он, пожарная машина успела бы. Но митрополит называет  виновником случившегося  о. Мефодия.  – Говорит Сергей Алексеевич.

–  Да разве  настоятель городского  собора имеет отношение  к пожару в деревенском храме? –  спрашиваю я,  наблюдая, как Сергей, удовлетворившись принесенными розами, переходит к выбору специальной оберточной бумаги, необходимой для придания букету «шикарного» вида.

– Митрополит  как-то  рассылал  циркуляр,  требовал установить в храмах пожарную сигнализацию. В сгоревшем храме ее не было, по причине малого дохода и нерасторопности священника. Теперь же  митрополит считает, что  благочинный должен был изыскать деньги  и выполнить указание. Не могу представить себе, как, в  благочинии десятки храмов,  и во всех необходимы технические усовершенствования.  Так что,   как чует мое сердце, в епархии против нас   созрела интрига! –  говорит  Сергей Алексеевич   и требует от флориста  «раздеть»  витринный букет. Только  на нем  есть «правильная» упаковка.  Стеная, флорист  соглашается.
  Ожидая, когда  создастся нечто, достойное  митрополита, я спрашиваю:

– Какая интрига?

–  О. Мефодий   дистанцируется  от политических дрязг. Он,   в основном,  занимается молитвенной жизнью.  Это хорошо  для священника, но  плохо для  благочинного  крупного   округа.  О. Мефодий словно не замечает, что происходит в государстве.    Народу внушили мысль, что  он  не сам зарабатывает  на жизнь, а  его из милости содержит  тот или иной  чиновник.   В  Серпухове уже  есть    «городские»,  «районные»,   сейчас к ним добавились   «Подольские».  Все эти кланы  ходят  в собор, но не для того, чтобы молиться Богу.  Для  них вера –  это  способ вербовки людей в свои ряды, а  благочинный  –  тотемная должность.   Да  только о. Мефодий  на  нее не подходит. Поэтому неожиданное появление митрополита – это  плохая новость. Мне думается, что он,  фигурально выражаясь,  едет  «рубить» неугодные гражданским властям головы.

–    А ты  разделяешь  мнение наших клириков, что в происходящем  с Русью отчасти виноват  патриарх? –  спрашиваю  я,  помогая  Сергею Алексеевичу  загрузить тяжелый  букет в мой  автомобиль.

– Молодые батюшки, возможно, в чем-то  правы, – уклончиво  произносит алтарник, усаживаясь в машину рядом со мной, – но  патриарх не так уж  плох, как говорят в частных беседах,  и   пытаются изобразить в соц. сетях. Патриарха Сергия тоже обвиняли во многом, и до сих пор обвиняют. Однако никто не попытался представить, что было бы, если первосвятитель не стал  договариваться  с коммунистами, а вступил с ними   в противодействие. Были ли тогда  на Руси верующие, и был ли у нас наш собор? Вот в чем вопрос!

–  Христос  обещал, что врата ада ее не одолеют церковь.  Из этого следует вывод, что не нам   переживать за ее сохранность.  Скорее,  переживать надо за  Русь. А сейчас  русское общество  стремится в духовный ад первобытных племен,  люди сознательно опускаются до животного примитивизма.  Вот с этим, мы и должны бороться! 

– Ну и как ты   себе это  представляешь? – спрашивает   Сергей Алексеевич, выслушав  меня    без одобрения.

– Как и предложили молодые батюшки! Поместными соборами,  участием в них  самых широких слоев населения. Нам нужно понять, каким образом развиваться дальше.  Если мы не станем  особым,  русским социумом, состоящим  из Божьих людей, то погибнем,  как нация! –  говорю  я, въезжая на территорию собора.
Далее наш   разговор  не продолжается: выйдя и машины, мы оказываемся в   суете  подготовки    к встрече митрополита, и, получив указание положить цветы в холодильник,   направляемся в  здание воскресной школы. 
         В одном из классов  я вижу  Маргариту  Ивановну  и Татьяну, которые, разложив на партах материал, шьют платья для  детского хора.  Я останавливаюсь  и смотрю  на женщин. Маргарита Ивановна, заметив меня, здоровается,  а затем обменивается с Татьяной  взглядом.  Яр  краснеет, и Тихая, поджав губы, с недовольным видом  закрывает дверь перед моим носом. Я  соображаю, что Яр  в прошлом  заметила интерес к себе  со стороны Жени, однако его намерения  остались для нее тайной. Если брат считал Татьяну дочерью, но не сказал ей, то, как это сделать мне?  Я даже не знаю имя матери Татьяны!

  Из задумчивости меня выводит  Костя:  он зовет меня с собой,  в гаражную мастерскую. Поскольку Сергея Алексеевича  поблизости не видно, и неизвестно, нужна ли ему моя помощь,  я соглашаюсь пойти. Работы оказывается много, и  едва мы заканчиваем, нас зовет  Василий Михайлович. Он уверяет, что  необходимо срочно  разобрать  леса  в боковом алтаре, иначе всем будет « полный капут».

    После разборки лесов,   по настоянию, как всегда, загадочно появившегося Сергея Алексеевича, мы  перемещаемся в главный алтарь.  В нем  трудятся, пытаясь добиться от церковной латуни  «золотого» блеска, молодые батюшки,  привычно споря о патриархе, государстве и текущем моменте.  Сергей Алексеевич  пальцем указывает, что кому-то  из нас  необходимо  подняться  по  лестнице,  и  снять икону   над царскими вратами.

–    Это слишком высоко, у меня  голова будет кружиться! – нерешительно  говорю я.

–  А  я   тяжелый, лестница не выдержит! – трогая рукой хлипкую конструкцию, произносит Василий Михайлович.

–    У меня нога больная. Тогда,  кто же рискнет? –  спрашивает  Сергей Алексеевич.

  Костя,  взглядом сосчитав  ступеньки, говорит:

–    Молитесь обо мне, святые отцы! – и, обреченно вздохнув, лезет вверх, откуда вскоре  возвращается, с трудом держа  тяжелую икону. Она  от постоянного каждения в алтаре  так  покрыта  слоем копоти, что лишь здесь,  внизу,  становится понятно, что это икона Христа – Спасителя.

–  А  что я про  кадильный дым говорил! – восклицаем о. Наум, подойдя к нам, – результат,  сами видите! Лет шесть, как повесили, а уже  пора на реставрацию!

–  Очистим! Быть  того не может, чтобы  не очистили! –  говорит  Сергей Алексеевич. Он  берет влажную  салфетку   и  бережно, едва дыша, проводит ею по лику.   Получается  нехорошо:  грязь, не уступая    позиций,  собирается в противные плотные комочки,  ухудшающие изображение. Присутствующие в расстройстве  крестятся,  а Василий Михайлович огорченно спрашивает:

–  Что же  делать? Обратно в таком виде не повесишь, и  без специалистов в порядок не приведешь! Но  до рассвета  чуть осталось, скоро служба начнется!

– Не хочу вас огорчать, да только  икона Спасителя над царскими вратами,  висеть должна! – говорит о. Андрей. Будучи рассеянным человеком, он вытирает пот со лба грязной тряпкой,  от чего  становится  похожим  на трубочиста. Сергей  Алексеевич  отрывает от рулона и  подает  о. Андрею чистую салфетку, а затем говорит задумчиво:

– Есть еще икона Спасителя, в  боковом алтаре. Там редко служат  литургию, она, как новенькая! Если  принести сюда и повесить вместо этой, будет как раз то, что нужно! Комар носу не подточит!

– В том алтаре  настоятель уединился, строго – настрого приказал  не беспокоить! – испуганным голосом  говорит о. Андрей,  потом спрашивает, – кого мы туда пошлем? – и тут же сам отвечает, – некого послать!

–  Ну, я бы так не утверждал! – говорит Василий Михайлович, глядя на меня.

– А что, это идея! – в свою очередь,  произносит  Сергей Алексеевич.

– Понимаешь, Анатолий Иванович, надо! Сходи! – озвучивает всеобщую мысль Костя, не скрывая смешливые искорки в глазах.

– А почему именно мне  оказывается  такая честь? – удивляюсь я.

–  Ты у нас, в некотором роде, человек новый! И сам говорил, что   ненадолго. Уедешь, настоятель не будет тебе припоминать. Ведь  ты не можешь,  как мы, знать все установленные им правила. Так что, быстро заходишь  в боковой  алтарь,  там такая  икона  на горнем месте, и невысоко.   Снимаешь ее,  вешаешь эту,  закопченную, и быстренько сюда. Ступай! –  говорит   Сергей Алексеевич, и, обольстительно улыбаясь мне,   открывает  северную дверь  алтаря.

–  Да, пожалуй, иди! – произносит Костя, осторожно подавая  икону.

–  Помни, мысленно мы с тобой! –  пытается  вдохновить  Василий Михайлович.

– Ну, отцы и братья, вы даете! – говорю я,  замечая, что молодые батюшки    крестят меня на дорожку.

    В боковой алтарь идти  по солее всего десять шагов.  Однако от долгих напутствий я вхожу, сильно  волнуясь, от чего   в полутьме  не сразу различаю стоящего  у  престола  настоятеля.  Если в храме шум уборки и гомон голосов, то тут относительно  тихо, звуки доносятся, будто издалека. Я  с бьющимся сердцем направляюсь  к горнему месту, но вдруг   слышу голос о. Мефодия:

– Анатолий Иванович, подойди ко мне!

    Настоятель  снимает с престола  крест и подает  мне для целования, затем  берет с престола баночку с изображением св. Николая и помазывает меня.

– Что ты чувствуешь и видишь, Анатолий? –  спрашивает священник.

– Я чувствую  благодать Бога нашего Иисуса Христа,  и печалюсь, что недостоин его милости. Я ощущаю, что страсти в душе  утихли,  и я ничего не хочу, кроме возношения хвалы Господу. Я  осязаю умом  вечность, как  бесконечное нисхождение  жизни от  престола   Пресвятой Троицы. И  я вижу на горнем месте пылающую  икону, а  на ней Христа во славе своей! – задрожав от страха, отвечаю я.

– Успокойся! – говорит  о. Мефодий. Он снимает с престола мощевик и подает так, чтобы я мог приложиться. Я прикладываюсь, после чего священник говорит мне:

– Отнеси икону, что ты принес, обратно, повесьте ее на прежнее место! И никому не рассказывай, что ты видел и чувствовал, чтобы не возгордиться. Бог оказал тебе особую милость.  Не по твоим заслугам, а по своему, Божьему благоволению.  Ступай!
 
    Мне показалось, что я пробыл в боковом алтаре пять минут, но на деле  прошло достаточно времени: в храме  заканчивают раскатывать  ковровую дорожку, а пожилые женщины под руководством Тамары ставят вдоль нее   вазы с  цветами.

– Ты чего так долго? Неужели о. Мефодий   заставил   поклоны  класть? – спрашивает Сергей Алексеевич, когда я захожу в центральный алтарь, где в необыкновенной чистоте молодые батюшки делают последние приготовления к литургии.
 
– Можно подумать, эти  настоятельские поклоны,  когда-нибудь  клали! Опять ты, Сергей Алексеевич, говоришь, чего быть не может! –  говорит  Костя  и помогает  мне  подняться  по лестнице, чтобы я вернул икону Спасителя туда, где она была.

– Как бы там не было,  а икона у нас,  та же! А это … – не договорив,  осекается Сергей Алексеевич.   Я  спускаюсь по лестнице,  и не сразу понимаю, почему все присутствующие  смотрят вверх, разинув рты.

    Лик  Христа медленно  просветляется, пока не становится чистым, будто только что  вышел  из-под кисти иконописца.  Мы приходим в себя, только когда  в алтарь входит о. Онисий. Заметив странное выражение на наших лицах,  опытный священник  понимает, что  было знамение.  Но  как  человек  смиренный и тактичный, он не считает возможным расспрашивать о тайнах Господа, и произносит свое, обычное:

– На все воля Божия!

  Мы дружно крестимся.

–  А зачем вы свое облачение принесли? –   Спрашивает Сергей Алексеевич у  о. Онисия, показывая на вешало со священническими одеяниями. – Я  для всех  батюшек,   уже  приготовил!

– У меня  новое, аккурат  по моему размеру.  Хочу выглядеть сегодня  хорошо! –  говорит о. Онисий, краснея. Мы понимаем, почему:   он не  прошел  переаттестацию, нервничает, и желает  предстать перед начальством в выгодном свете.

    Через открытые  окна   в алтарь  влетает    колокольный звон.

–  Митрополит   приехал! –  взволнованным голосом озвучивает Сергей Алексеевич то, что и так понятно. Мы как можно быстрее направляемся   к воротам, чтобы не пропустить начало  визита.

    Прекрасная летняя  ночь уже  сменилась таким же  великолепным  утром, с голубым небом и тихим ветерком. Встревоженные колоколами, над куполами храма летают белые голуби. Недалеко от соборной горы, в прохладе  дождевого   облачка, на мгновение вспыхивает радуга, вызывая  восхищение у  толпы горожан, выстроившихся в две шеренги с проходом посередине.  Из только что остановившегося автобуса выходят  дьякона (среди них семинаристы, недавно говорившие со мной о приличном виде волос и зубов, а также мужчина, которого наш  настоятель прогнал из алтаря).
 О. Мефодий дожидается  появления  митрополита,   и  вручает ему   букет роз. Детский хор  воскресной школы   под руководством Маргариты Ивановны и Татьяны  исполняют церковное песнопение. Митрополит  добродушно улыбается,   и направляется по ковровой дорожке в храм,  благословляя всех   желающих.  В притворе он останавливается и внимательно изучает мраморную табличку,  где написано, что собор  воздвигнут из руин благодаря стараниям настоятеля о. Мефодия,   ктитора Н.Н. Кагановича, и  трудом прихожан. Прочитав, епископ смотрит на свой портрет, висящий выше таблички,  рядом с портретом патриарха, и отрывисто произносит:

– Снять! Нескромно! –  после чего идет дальше.

– И как нам это  понимать? – шепчет Сергей, – что снять? Его портрет, патриарха, мраморную табличку, или все вместе?

– Не знаю! – растерянно шепчу я в ответ.

  В  центре храма  митрополита  встречают  батюшки, имеющие авторитет в благочинии и известные в епархии.  Митрополит  становится на орлец, и начинается чин встречи архиерея, предваряющий литургию. Я  замечаю среди прочих священников   дьякона  Димитриана со священническим крестом на груди, и соображаю, что его на днях  рукоположили.  Я собираюсь сообщить о своем открытии Сергею Алексеевичу, но обнаруживаю, что он отходил,  а  теперь возвращается к клиру, где стоит   «костяк»   прихода.

– Ты чего   хмурый? – спрашиваю я.

– Нас в алтарь не пустят! – отвечает Сергей Алексеевич, –  митрополит распорядился, чтобы там были только те, кто имеет сан.

– Ну, не пустят, так не пустят! – говорю я, – нам и здесь хорошо!

– Ага! – уныло говорит Сергей Алексеевич, –  там ризницу перевернут вверх дном, хорошие вещи приватизируют, облачения перепутают, а мне потом,  наводи порядок!

– Да ладно тебе, праздник какой! – говорю я, счастливо улыбаясь.

  Настроение не портится даже тогда, когда   вместо приходского  хора  становится привезенный  митрополитом   мужской хор  семинарии. Маргарита Ивановна от этого  нервничает, и Василий Михайлович успокаивает ее, как может. Когда  ей становится  легче,   она обнимает расстроенную  Татьяну Яр за плечи.  Я  перестаю на них смотреть, и, стараясь не отвлекаться на брюзжание Сергея Алексеевича,   сосредотачиваюсь на  архиерейской службе. Она вызывает у меня восхищение.

– Кстати, – спрашиваю я через некоторое время  у Сергея Алексеевича, разглядев, кто произносит на солее ектеньи, – а почему   «толстяк» уверял, что  церковнославянский не знает? Я вижу  у него   в руках служебник, и он им, похоже, пользуется!

– А ты понимаешь, что  он говорит? – отвечает вопросом на вопрос Сергей Алексеевич.

– Не–а! Вроде как, знакомые слова  есть, но дикция у новоиспеченного дьякона такая, что  большей частью приходится гадать.

– Вот-вот! Однако дикция тут  не причем, он говорит по памяти. Как запомнил, так и «чешет» языком. Авось, пронесет!

– А что,  разве  так можно? – удивляюсь я.

– Ежели  дьяконом, то,  вполне! Христианству много веков, думаешь, все дьякона  грамоту знали?  Но  в священстве   такой фокус не пройдет. Если он   захочет стать батюшкой, придется учиться.

–  Мне кажется, что такое даже в дьяконах  недопустимо! – говорю я.

– И настоятель так думает. Только, как сам видишь, в епархии считают иначе! – разводит руками Сергей Алексеевич.

  Маргарита Ивановна, приложив палец к губам,  показывает нам, что мы своей болтовней мешаем окружающим. Она права, я умолкаю.  Хотя  мне очень хочется спросить у Сергея Алексеевича, почему батюшки  Серпуховского благочиния не принимают в  богослужении  участия, а неподвижно  стоят в алтаре, и с сумрачным видом.

  По окончании  литургии  митрополит  выходит на солею и произносит речь, в которой расхваливает город и его жителей. Прихожане не остаются в долгу, и, по моему мнению, справедливо благодарят архиерея за прекрасную службу. Детский  хор поет «благослови, Владыко». Растроганный  митрополит  благословляет деток, а заодно и растроганных  горожан, которые потихоньку собираются  к выходу, желая скорее на воздух  из уже нагревшегося  под жарким  солнцем храма.

    И я думаю, что уже все закончилось,  но тут  митрополит  берет из рук о. Димитриана папку и зачитывает указ, согласно которому Тихая Маргарита Ивановна награждается церковной медалью за многолетнее регентство и успешную работу с  подрастающим поколением.  Прихожане широко улыбаются  и  дружно хлопают.

  Нам  становится еще приятней, когда мы слышим, что о. Мефодий  награждается наперстным крестом. В храме восторгаются, глядя,  как митрополит троекратно лобзается с настоятелем.
Едва  о. Мефодий,  смахнув нечаянную слезу,  собирается отойти в сторону,  начальство его удерживает,  и зачитывает  другой указ. В нем сообщается, что о. Мефодий назначается настоятелем очень известного по  истории России  храма  (что вызывает аплодисменты), и поэтому  освобождается от должности  настоятеля  городского  собора  и  благочинного (устанавливается такая тишина, какой, по-моему, здесь никогда не было.)

– Того же храма нет! Есть  забор вокруг территории, где он когда–то был! Это не  награждение, это каторга! –  громко произносит Сергей, ошеломленно глядя на митрополита. То, что архиерей слышал, сомнений нет, как и в том, что он  игнорирует  всех нас, смотрящих на него с немым вопросом. Наши взгляды перемещаются на о.Мефодия  в надежде, что он пояснит  что-нибудь, но он смиренно отходит к  иконе Пресвятой Богородицы.

  Далее митрополит, избегая смотреть нам в глаза, сообщает, что о. Онисий, как не прошедший переаттестацию, переводится в глухую деревню, где, имея больше свободного времени,  будет поднимать свой образовательный уровень. О. Андрей остается вторым священником при о. Мефодии, что, соответственно, означает и его ссылку тоже.  О. Наум получает повышение и командируется  капелланом в Заполярье, где есть воинская часть, состоящая  из местных уроженцев.  Еще несколько священников, замеченных в хороших отношениях с о. Мефодием, лишаются своих приходов, и, будучи поощрены знаками отличия,  переводятся по горизонтали, что означает для них, по сути,  наказание.

  Затем митрополит,  искусственно улыбаясь,  сообщает, что  новым благочинным и настоятелем городского собора назначается молодой и «очень энергичный» священник.

– Из самого Подольска! – говорит митрополит, с пиететом воздев палец вверх, –  а чтобы  он  не чувствовал себя в Серпухове чужим человеком,  и быстрее вошел в курс дел, его помощником будет хорошо знакомый вам о. Димитриан. Который, наконец, сдал  экзамен, и  мы его рукоположили!  Так что, как им, так   и вам, Бог в помощь! –  оставив на солее вместо себя неизвестного нам безбородого батюшку и о. Димитриана,  митрополит  направляется к выходу,  делая знак своей свите, чтобы она собиралась.

  Не знаю, как другие, а я испытываю такое негодование   от случившегося, что у меня  случается  жуткий приступ головной боли.