Я сам долгое время не понимал смысл абстрактной живописи. Что же привлекает меня в занятиях абстракцией? Что дает для меня? В чем суть абстрактной живописи?
Кто-то скажет, что ничего сложного в такой живописи нет. Любой может нанести на холст набор пятен и линий и создать абстрактную картину. И он будет прав. Абстрактный художник, когда пишет картину, то исходит изнутри и это не зависит от его художественного образования. Важна внутренняя наполненность, духовный мир играет роль, а не умение реалистично изображать предметы.
Можно не верить, что абстракция не уступает по значению классическому искусству. Что это один из важных этапов развития искусства, а не упадок.
Абстрактной живописи возникла, как новый этап в развитии человеческого познания. Ее можно сравнить с открытием теории относительности в физике. Наука перешла к отвлеченным понятиям. Художники стали изображать нечто не существующее, но влияющее на настроение. В 18-19 веке такое было невозможно. Старинные картины похожи на фотографии. Глаза зрителей не воспринимали отвлеченные изображения. Даже людей на карикатуре в 19 веке художники изображали максимально реалистично, так как глаза зрителей в то время не воспринимали упрощенные изображения.Восприятие людей зависит от среды, от окуружения.
В 20 веке открыли новые факты о работе мозга. О том, что процессы, которые происходят в голове абстрактного художника, наиболее приближены к естественной природе творчества. Мозг в этот момент работает в режиме максимального погружения в подсознание. Появляется возможность проявить то, что скрыто внутри сознания.
Это можно использовать не только живописи, а так же поэзии и прозе. Писатели и поэты эпохи модернизма и постмодернизма - это те же абстрактные художники только в литературе.
Абстрактный экспрессионизм, единственный стиль в живописи, где художник изображает то, о чем еще ничего не знает. Он может создавать образы, о которых никогда до этого не додумался. То же самое касается поэзии. Поэт не знает к какому результату придет. Каким будет произведение? Слова и образы сами приходят в его голову. Смысл стихотворения бывает часто скрыт для автора.
Занятие абстрактной живописью - это, как прогулка в китайском саду. Я могу выбирать какую либо из тропинок, но от меня не зависит, что за пейзаж появится через пару шагов. Какие деревья, цветы или пруд с кувшинками возникнут вокруг меня. Обстановка появляется неожиданно и всё имеет свой скрытый смысл.
Цвет, текстура и форма линий на абстракции являются отражением сознания художника в момент работы над картиной. Он пишет то, что чувствует в данную секунду. Иногда, он намеренно добавляет осмысленные образы. Лица людей появляются среди пятен. Картина становится ценнее с ошибками и тем, что кажется браком. Пятна и кляксы на холсте дают возможность новых идей, они возникают независимо от художника. Он не избегает оплошностей и ценит то, что кажется аварией на холсте. Он принимает их, как необходимость. Ошибки - это не зло, а шанс многообразия за счет маскировки упорядоченности. Порядок уменьшает многообразие.
Абстракционизм наиболее идентичен внутреннему миру. Никто другой не сможет повторить картину. Это отпечаток сознания.
Эмоции возникают на поверхности холста с первых секунд работы. Кисть послушно идет туда, куда ведет материал и краски, они управляют рукой. Тогда картина возникает непредсказуемо. Художник становится иногда наблюдателем. Лишь частично поправляя себя. Здесь уже проявляется опыт.
Истинная ценность абстрактной картины таится в глубине холста. Неограниченное множество изображений скрыто под слоями линий. Каждый раз можно увидеть нечто новое.
Абстракция © 2016 Илья Бек
IB 0416