Мамины открытки

Олег Маляренко
В моём шкафу на верхней полке справа находится редкий клад. Периодически я его достаю, распаковываю, долго и внимательно на него смотрю, словно вижу в первый раз. И нахлынивают на меня самые тёплые воспоминания из далёкого и сравнительно близкого прошлого. Они связаны с самым дорогим человеком – моей мамой. Этим кладом для меня являются два пакета её писем и открыток.

В силу разных причин мама не получила хорошего образования. Она окончила всего четыре класса школы, да и занятия в них часто вынуждена была пропускать. Всю жизнь мама много работала. В свободное время, которого у неё было немного, она любила читать книги и писать письма. В последние годы жизни мы с мамой жили в разных городах, телефона у неё не было, поэтому средством общения стала переписка по почте.

Мама писала письма, но чаще открытки. Для неё было не важно, что текст в таком случае становился открытым для всех желающих его прочесть, поскольку никаких секретов не содержали. Она никогда не пользовалась знаками препинания, нередко строки заваливались направо, и если не хватало места на открытке, писала по бокам. Но не в этом суть. Мамины письма всегда были добрыми и благожелательными, с заботой о нас, с мудрыми советами и прекрасными пожеланиями. О себе она писала сдержанно, словно о какой-либо мелочи. Мама писала нам довольно часто, иногда через день-два. К своему стыду, я не мог отвечать ей так часто, мама понимала мою занятость, поэтому лишь изредка мягко журила за это.

Когда я перечитываю её письма, то будто бы вступаю с ней в разговор, слышу интонации её родного голоса. Жаль, что такому никогда не суждено случиться наяву.

Я бесконечно благодарен маме за то, что дала мне жизнь дважды: первый раз, когда родила, а второй раз, когда спасла меня в суровые годы войны. Она никогда не наказывала меня и даже не ругала, хотя бывало за что. О маме у меня остались самые тёплые воспоминания, фотографии и эти письма в открытках.