О жизни, о любви, о нас...

Наталья Макарова 4
Жизнь всё-таки непостижима, мудра и прекрасна. Живёшь на белом свете  -   кто малое, кто великое количество лет, бьешься за место под солнцем;  как умеешь профессию постигаешь, гнездо вьёшь, семью строишь, с большим или меньшим успехом, тут уж кому как повезёт.  Но за заботами о хлебе насущном,   - ну куда же от них деться!   -   не покидает душевная маета.  Ну, хочется, хочется чего-то особого,  сокровенного, чего – то такого, что бы объяснило тебе:  кто ты, чего ты хочешь, чего ждёшь и чего ищешь…   Ты пытаешься  найти это что – то,  собирая его по крупицам и выуживая отовсюду:  из разговоров с друзьями, из обрывков услышанных и прочитанных умных фраз и книг, но тебе всего этого мало; в какой то момент ты уже готов смириться – не всем дано увидеть неземной свет, смирись, живи по накатанной колее – работа, быт, заботы,  но приходит то непонятное, удивительное, не поддающееся  здравому смыслу и обывательским представлениям о счастье и ты благодарно замираешь в  преддверии чуда…  И оно приходит.
  Совсем недавно я открыла для себя творчество Натальи Моловцевой.
В журнале «Странник», 2016, №3, были напечатаны  несколько её рассказов. Особенно меня поразил  рассказ «Амброзия».
Я читала его и перечитывала. Откладывала в сторону и снова возвращалась…
 Боль. Понимание. Единение. Поклонение. Любование. Преклонение. Всю эту гамму чувств  я испытала во время чтения, кожей ощущая своё родство с героиней. Изо всех сил пытаясь дотянуться до небесной выси, открывшейся ей,  наслаждалась  звучанием каждого слова, обдумывала прочитанное и снова читала…
Захотелось узнать об авторе побольше.  Поскольку у себя в библиотеке я нашла только   рассказ «Нитка рябиновых бус», я заглянула в интернет.  Понравились и «Платье в синий горошек», и «По ту сторону счастья»,  а особенно « На самом краешке заката» и «Шпаргалка для жены».


               
О чём они? О жизни, о любви, о нас, женщинах, о непростой науке  понимания и терпения, о том, что же такое женское счастье  и   как его распознать…
Я обрадовалась, что открыла для себя и своих читателей писателя нового, интересного и глубокого  и, почти сроднившись с новым именем,  размышляла, как я буду говорить об этом со своими читателями. Сумею ли  передать им те чувства, которые испытала сама при чтении, удастся ли мне вызвать  в них сомыслие, сочувствие,  станет ли возможным сочтение…
И вот когда я уже почти сроднилась с новым для меня именем, когда оно стало для меня значимым,  а творчество – родным, востребованным, произошло удивительное  событие.
 Сотрудница, прочитав только что полученный номер журнала « Странник», восторженно  посоветовала мне прочитать заметки о творчестве Светланы Руденченко, заодно поинтересовавшись, знакомы ли мне её стихи.
- Ты знаешь, такие удивительные стихи, такая талантливая поэтесса, о ней так замечательно пишет подруга, тебе обязательно надо прочитать - она протянула мне журнал.
      Я взяла, увидела заголовок «Всё равно правит миром душа…» - имя автора почему-то взгляд не схватил – начала читать.
  «Теперь я знаю, что умирают все. Если уж это случилось с ней…»
   Души коснулось что-то большое и  непостижимое, и в то же время что-то очень своё, узнаваемое, родное  - деревня, стихи, где каждое слово, как  откровение,     размышления о жизни и литературе, даже непонятный почерк,  над которым ломают глаза редакторы – у меня самой точно такой же!   Как будто автор все тайные движения не только души своей подруги, но и моей души знает!
И вдруг обожгло!  Автор!  Ведь я не посмотрела имя автора! Хотя, странно, во время чтения очень быстро у меня возникло ощущение, что стиль 
 неизвестного мне автора очень сильно мне кого-то напоминает…

               
«Большинство из нас хочет, опять же, понимать любовь, как сплошное счастье и сплошную радость. А эта странная поэтесса утверждает, что в основании истинной любви лежит боль».
Я напряглась, пытаясь вспомнить, где я об этом  ли,  о чём-то ли похожем читала Ну, так и есть, У Натальи Моловцевой, в её  рассказе « Амброзия»,   так меня поразившем.
«А вот теперь главное – промолчать. И сделать маленькое  такое, изобретённое ей самой упражнение: вдох – выдох. Вдохнуть боль, выдохнуть – любовь».
Я  перелистала страницу назад,  взглянула на имя автора – не может быть! Наталья Моловцева!  Мистика какая-то. Так непостижимо, так  тесно переплелись жизнь и литература,  что невозможно понять, где  заканчивается одно и начинается другое...
Теперь я знаю, что «сомыслие»  состоится – я открыла Наталью Моловцеву для себя, открою её и для своих читателей. Это не только желательно, но и необходимо.
Как-то, в беседе с коллегами, я сказала: «Для меня нет деления на жизнь и литературу». Я сказала это совершенно искренне, но не была уверена, что все мне поверили,  и немного  переживала,  – боялась, что меня упрекнут в некой книжности, оторванности от жизни.
После прочтения « Амброзии» меня  это уже не беспокоит: «Кажется, она знала об этом ещё до своего появления на свет – то,  что ей всю жизнь придётся искать и находить слова, которые будут помогать  людям жить, перемогая все тяготы земного существования.  Но,  при условии, что ничего в своей жизни она менять не будет. Чтобы облегчить чью-то ношу, она должна узнать её тяжесть. Радости и печали, боли и страдания – всего в её жизни будет много, и всё – через сердце…»
Теперь меня переполняет ощущение счастья и полноты бытия – есть на свете удивительное родство душ, и оно на самом деле не зависит от наших земных оценок, а измеряется совсем другой системой ценностей.

  Соглашаясь с героиней в главном: « по - большому счёту авторство не имеет значения. Потому что все лучшие строчки,  когда-либо написанные людьми,
хранятся в одной небесной копилке, из   которой их кто – то достаёт и подаёт
нуждающемуся в   трудную минуту.»  - я все таки оставляю за собой право утверждать, что  имя  автора,  поразившего и покорившего тебя, имеет значение. Оно достойно того, чтобы о нём говорили с признательностью и любовью.  Наталья Моловцева.  Отныне это имя в списке авторов, которых я люблю и рекомендую своим читателям.
И ещё.  Когда я читала «Всё равно миром правит душа», меня охватило чувство какой – то легкой грусти, светлой печали и пронзительной, я бы сказала,  надежды.  Надежды на то, что смерти всё-таки нет,  хотя  жизнь ежедневно пытается убедить нас в обратном  – уходят из жизни друзья, знакомые,  ровесники и обжигает сердце боль и замирает душа – если смерть так реальна,  буднична  и неотвратима – тогда зачем всё?  – вечный вопрос, который мы задаём себе всю жизнь и на который всю жизнь не можем найти ответа… 
Но приходят  на помощь писатели.   Классики,  как, например,   Николай Васильевич Гоголь, высказывание которого,    «Ибо души сообщаются, и вера, живущая в одной, переходит незримо в другую»,    приводит в своих заметках Наталья Моловцева,  современники, такие, как Светлана Руденченко,  чьими стихами,  строчка из которых послужила названием заметок, она завершает свой материал:      
                Пусть тогда,  и потом и поныне   
                Демон плоти трясёт земной шар.
                Откровенье меня не покинет:
                Всё равно правит миром душа!
Душа, дарящая нам вечную,  непобедимую  надежду на то что, что впереди нас еще всё таки  ждёт счастье…
И поскольку « все лучшие строчки,  когда-либо написанные людьми,

               

хранятся в одной небесной копилке»,  вспомним слова  моей любимой поэтессы и землячки Клавдии Холодовой, так рано ушедшей из жизни, но тоже  истово верящей в свет,  любовь и возвращение:
«И я отправлюсь
 В свой последний путь.
Есть время цвесть,
Есть время листопада.
И  обо мне
Печалиться не надо,
И смерть меня
 Не сможет зачеркнуть.

Я сквозь асфальт
Травою прорасту.
И просветлеют
 Всех прохожих лица.
И обойдут
Отнюдь не за версту,
И станут мне,
 Как празднику,  дивиться.
               
  И яблоком
 Под  ноги упаду,
Льняной рубашкой
 Обниму вам плечи,
Я сто путей
Вернуться к вам
Найду.
…До скорой встречи!»