Жила-была девочка 1

Людмила Корина
Людмила Корина
"Родные-близкие"(семейная хроника) Горькие годы сиротства  после смерти мамы с 14ти лет


26го октября 1960го в Д-ске.Ехала из Твери в мягком. Первые две недели дома хорошо.Отец выслушивал меня и со многим соглашался.Может быть, купить дачу под Москвой, в Ховрино родственники, помогут.

Мучаюсь мыслями о Светланке, что молчит всё лето.Решилась - очень долго 7 часов автобусом тряслась по дорогам, чтоб только узнать - что с ней ?Ведь не было ответа ни на телеграмму, ни на тел. вызов. Ни на письмо. В Мелитополе директора завода Волкова Сергея Васильевича знают - меня проводили до дома в центре города.

Вышла мама в бигудях, на Светку похожа и на сестру тётю Катю.Бабуля :”Вы из Ленинграда, от Светочки ?”-Иди, иди, мама, я тебе потом расскажу. А Светочки нет дома, у мужа в Харькове”. Час разговора, уже поздно. Рассказ  какой-то детский -“Светочка и Валя всё никак не поладят - дети. Валя работает(Света писала, что забирают в армию).Светочка поправилась немного, работу ищет.(Света писала, что беременна, будет пить мышьяк).Да вот письмо от неё.Трудно с пропиской”.

Значит, Света ей правду не писала.Оберегала.Я привезла Свете в подарок плюшевого серого кота размером почти в натуральную величину, наряженного мушкетёром, в шляпе , при шпаге,  в ботфортах, чтобы поднять ей настроение. Его потом передарили родители Светы, даже не сказав о моём подарке и приезде в такую даль.

А по прошествии жизни поняла, что у  её мамы в Мелитополе и тёти Кати  с дядей Павлушей в Ленинграде была ревность к дружбе двух девочек.”Помогли” ей в 61м с временной пропиской на год через гэбешника –после работы два раза в неделю с двумя его дочками заниматься английским.За возможность на полгода- год продлить прописочку в пригороде. При её температуре туберкулёзной ежедневной это было убийством.

Прибегу к подруге – на столе в тарелочке порция котлетки с жареной картошечкой, так , чтобы голодной девочке из общаги и крошки не досталось. В Сухановской тюрьме так изысканно из ресторана особо опасных преступников морили до смерти. Света у  тёти Кати и дяди Павлуши жила на Загородном. Но в отпуски Кати мы навёрстывали - и еда  пополам и душевное общение. Да что там еда – я ей жизнь свою, не раздумывая…
 
Спала я часа три на Светиной кровати.Разные чувства.Хорошо, что  Света жива и что работу ищет.Однако всё это глупо - я столько передумала, переволновалась. В 5 меня будит А.А. Не понимаю, где я.Одеваюсь и 7 часов еду обратно.Иду грустная, уставшая.Отец испугался -что случилось ?Отец добр.Ездим на мотоцикле, варю борщи, научилась.Читаю  в библиотеке взахлёб Маяковского, открыла для себя его лирику, много заучиваю.А потом началось…Не родственник он мне,С.В.  психопат нелеченый.

Вверх по ступенькам во взрослую жизнь

Приехала 2го января 61го года в Москву в Ховринский барак  у станции к бабушке Анне Марковне, поступив на курсы гидов-переводчиков в Интурист, отдавала ей свою стипендию. А.М.была приёмной матерью отца,выйдя за вдовца с 4мя сыновьями. Бабушку все любили, она приютила меня, бездомную дочку своего сына Серёжи. К лету ей дали комнатку в кирпичном доме и домочадцы потянулись за ней. Меня сначала пригласила к себе подруга по курсам,  потом я стала снимать комнату - этих хозяек по двум адресам вспоминаю с тяжёлым сердцем, оплачивала 40р  уроками в дальнем пригороде.

В последние три года 65-67 вернулась в барак, но уже в комнатку для себя. При расселении в мае 67го оформила свою новую  комнату на общий лицевой счёт  одного из двоюродных братьев, прописавших меня, и переехала в построенный к сентябрю 67го на свои средства кооператив. Эти годы работала в Интуристе с тремя языками, на высоком уровне. На взнос в кооператив  заработала переводами в церкви. По этим крутым ступенькам я поднималась 6 лет.

На такой расклад 15-летний сводный братишка-Скорпион перед моим отъездом в Италию в 77м был не готов т.е. вот он я, а уж вы старайтесь. Как смешно и жалко выглядели отец и Боря в начале 80х, получив на Ракетном от ворот поворот от порядков КГБ, просившие для Бори прописку и жильё в Москве у всех родственников по очереди и у тёти Симы. Её сыновья вусмерть переругались, квартира вскоре досталась одному из внуков, а их было трое.

Помню я его  помощь С.В. - в деревню езжай, или на завод у станка, к чёрту на рога, продай шубку, чтоб ты замёрзла, голодай на корке хлеба, побирайся на вокзале-денег на дорогу не дам. Поклонишься, попросишь, а я не дам…Эх, папаша! Нехороший ты человек…Отольются тебе эти слова и сиротские  слёзы. Нравственное начало, оно, как талант,  либо есть, либо его в человеке нет.

Битва за Москву

Что там отец писал в 77м перед моим отъездом а Италию на пмж в сжигаемых мною его письмах? Бандитский напор(это Боря его пытал, или оба  так договорились?) в зачёрпнутых словах первой страницы зашкаливал.Вся непотребность приказов в момент отъезда -усынови, поставь на учёт в милицию, пропиши - дала сигнал  не читать дальше, это было за гранью.

Ещё одно пухлое послание. Сошёл с ума? Что он ещё  там городил,   вкупе с вцепившимся в него Скорпионом…Борис с местной бандой завязал и решил пробиваться в столицу. Спохватились, от сумы, как от тюрьмы… теперь командовать парадом будем мы! Навались, даёшь красивую жисть….А  наивная сестрица ещё нам послужит.
Жги,- сказала Светлана на той стороне телефонной трубки, - это произносить  и слушать нельзя. Мы с полуслова понимали происходящее и знали всё друг о друге.

Вам сказали :На особом режиме квартира, без прописки, НИЗЗЯ, чего  рты то раззявили,  не положено.А вы риски просчитали? Подскажут в КГБ. Усыновят  обоих.
Отнимая квартиру враньём и недомолвками, ОВИР толкал отъезжающих  её продать, (зачем в собственности иностранной гражданки оставлять “явочную квартиру”), новые родственники требовали  переписать на себя, как при рейдерском захвате. И  притом подставить  под свои проблемы – вот тебе  наследник для окормления и продвижения на самый верх по его амбициям.

Обломилось – здесь  суть человеческая вылезла у отца и сына. Но  суть С.В. мне и ранее была ясна. Только подзабыла за 20 лет необщения. Лишь внешне мимикрировал. Так было и в 80 -  кудахтал в раздражении в гостях у нас в Москве, но это  уже не смешно. Дочь смотрит спокойно, и, кажется, что-то припоминает…

Гори, гори, письмо родительской  “заботы и любви”

Оборвала  чтение страницы на полуслове. Не слишком ли вы зарвались и заврались в ваших планах? Поднесла к газовой горелке и последующее, не читая. А не пошли бы вы все… в баню помыться? Последняя попытка забить прописочку в столице поступила от Бори по телефону, когда он уже перебрался на Запад. Итого 15 лет с начала битвы за Москву.

Судьбой наказаны – не построили своего жилья братишки. Так и путаются десятилетиями   в мечтах и квартирах без ремонта. Криминальный ум Бориса– в его режиссуре 20 лет вертелась семья в родном Д-ске, искренне веря стратегу, что как-то можно изловчиться и сложной перепропиской из одной гибнущей без ремонта квартиры  в другую, купленную им за 4тыс.д, при расселении  получить несколько новеньких. Пустое, не выгорело.

“Корабль дураков”.Это был просто цирк

Заявки о творчестве оказались мечтаниями, для Бори- какой-то придумкой, от которой он почти сразу отказался,(хотя в письме Вадима 88го упоминалось намерение брата добраться до режиссёрских курсов).  Вадим метался, не давая себе и родителям покоя, десятилетия прошли под укрывом семейных уз и разнообразных поисков, пока судьба не  подарила ему пристанище - Заведующим постановочной частью театра, где он бутафором трудился 20 лет, к 47-50ти годам.

Не уверена, что за четверть века проживания на Западе Борис  побывал в музеях, об этой мечте аккуратным детским почерком под диктовку Бориса писал мне Вадим в 82м.  Вадим отказался от моей коллекции альбомов по живописи. Те альбомы, которые он заказывал(Гуттузо, Матисс, Констебль), я к его восторгу сразу выслала. И зелёный томик Булгакова  “Мастер и Маргарита”. В приезды в Москву он забегал в Третьяковку и музей Изобразительных искусств. Потом 9 лет  в Москву не мог выбраться.

Придумал во спасение разъездной любительский цирк, спуская материнские частные уроки с упорством и напрягом для лучшего применения - ещё немного, ещё чуть-чуть…Только здоровье тратил зря.
Поближе  к финалу лет, убедившись, что мои заявки в области искусств осуществились, когда мне было за 50, С.В. с Верой одобрили проект Вадима о разъездной цирковой бригаде, став спонсорами.Пошли семейные сбережения в распыл, как говорится, это был просто цирк. Около 7 лет с перерывом этих усилий я назвала “Кораблём дураков”.Объясняла, остерегала о рисках. Помогла судьба.Стал завпостом в театре.

Старший брат. Нелёгкая дорога на Запад
               
На год  он второго постарше, а меня на четверть века помладше.
Борис постепенно вышел из затянувшихся подростковых проблем (так, по крайней мере, со стороны казалось), то ли Плутон так воссоздал его своим проходом, Скорпиона, (Солнце в Королевском 13гр, Юпитер в Рыбах на МС)- интересный, высокий, с хорошей фигурой, научился слушать, значительно молчать и говорить впопад. Внешне в нём отцовская порода,  эгоист в папу. Сына назвал Серджо в его честь.

Цели в жизни сформулировал так: к 30 у меня будет всё. Всё- это материальное. Дорожку к обеспеченной  жизни, столкнувшись с невозможностью получить в Москве всё сразу и на халяву,  Борису пришлось протаптывать долго (с 15 до 35 лет) с помощью жены -итальянки– на Западе не до творчества, тут коммерция- тоже хорошо, хотя родня жены не элитная профессура, а таксисты.

И, как ни странно, во многом повторил мой путь - закончил местный строительный, сообразил, что  за границу ведут иностранные языки, которые давались ему легко, стал подрабатывать с группами туристов, копил валюту, продавая сувениры, сдал на водительские права….

Выехал в Ирландию по гостевой визе в августе 91го, года два- три давал уроки по протекции друзей, голодал на макаронах, оставшись в стране нелегалом, познакомился с итальянкой Пальмой, переводчицей из Милана, прислушался к моему совету жениться, иначе без опоры на семью  пропадёшь. Ещё три года обивал пороги офисов и вместе с женой рассылал анкеты в поиске   работы, переехав в Милан. До сих пор в квартире, купленной для дочери и внука её семьёй на паях.

15 лет работал в австрийской фирме, познакомившись с её хозяином, везя его как пассажира в семейном такси. На первые сбережения в Ирландии 4тыс.долларов в 95м купил в Дн-ске двухкомнатную квартиру в старом доме в центре. Там 20 лет живёт семья брата Вадима. Мечта о расселении не выгорела, заполыхала Незалэжная.

Проект умного стратега Бориса - из 4х тысяч долларов старой двушки сделать вкупе с квартирой родителей несколько квартир при переселении, вдохновил домочадцев. После 20 лет ожидания Вадим удивлённо сокрушался – как же это  ещё нас не расселяют… И шож теперь делать?

Так легко Борису казалось в Москве влезть в чужую квартиру-мою или родственников. А по прошествии 40 лет где же ваши квартиры, братцы? Пора бы разобраться. Неужто опять режиссура сверху, где карается наглый авантюризм?

Однако установка откладывать часть заработка на свой счёт в банке помогла накопить евро, работая в Милане, и, попав под сокращение, имел свою отдельную от жены кубышку. А вынужденную безработицу воспринял спокойно - так бы и до  социальной пенсии дожить, и далее, не подустав, как папаша, с 50 до ста. 24.6.15

Без прописки, без угла, без денег

“Отец не вложил в мою квартиру ни копейки”- А нельзя ли поподробнее? Задумав новый (третий по счёту) брак, от проблем дочери от первого брака избавлялся в 58-60гг - понуждал ехать по окончании института в деревню( я досрочно и успешно закончила заочный, меня никто по распределению не посылал), кричал - скажу московским родственникам тебя не принимать( а родственники были в 61м бедняками, ютившимися в пригороде Москвы в Ховринском бараке, не от них ли, разбогатев в Германии, он укрывался на Украине?).

Перестал после ссоры высылать деньги(осенью 58го в пединституте Герцена в Ленинграде  мне поверили на слово и дали стипендию 22рэ и койку в комнате –зале на 20 мест .До этого три года в институте мне отличнице стипендию не платили из-за высоких доходов родителя. Меня студентку 3го курса отец оставил без прописки,  без угла, без материальной помощи. Деньги у него были. Семь лет в послевоенной Германии стали для него золотой жилой.

Там, получая несусветные суммы периода репараций, он стал жилой и крохобором. В Ховрино вспоминали, как сразу после войны, он свою шинель отдал брату Николаю, вернувшемуся из немецкого плена. Позорно повёл себя С.В. в их глазах- дочь его девушка видная, с дипломом, с ними в бараке на 12 метрах ютится, по утрам щи вместе хлебает.

Премия  и картошка в мундирах

В  год моего переезда в Москву 61м мне из Харькова, где в 55-57м училась в инъязе, пришло извещение на получение автомобиля Волга, на который я была записана для отца. Очередь длиною в 5-6 лет. Мы встретились в Харькове. С.В. был настроен благодушно, весь лоснился в предвкушении. Предложил премию -  деньги на пальто. Пальто из посылок и детскую шубку из кролика я перешила и продала на рынке – 22 рублей стипендии на жизнь нехватало. В студенческий общак мы сдавали по 15 рублей в месяц – картошка в мундирах и кисель. Осталось фото “едоков картофеля”.

В письмах перечислял условия понюшки денег-добавки к стипендии, хотя я от них отказалась, с ним в придачу. Вот это его заело -"по праву родства я от тебя могу требовать всё".Нет, тебя судить надо было за мамину смерть, за суть твою бесчеловечную.А тебя чёрного кобеля ещё 50 лет отмывали до бела,мне голову в письмах морочили,пели о "воскрешении Лазаря" и нового святого.18.2.18

В 59м,перейдя на заочный и начав работать, снимала комнатушку на Невском рядом с Дворцовой площадью, точно, как у Раскольникова. Туда в ноябре 59го ко мне приехал отец в надежде, что проблема дочери с жильём как-то решится замужеством. На рассвете я собираюсь на работу на первый рейс Л-д - Москва, сильным кашлем мешая ему спать,  он проснулся и всё нудит и нудит про замужество.От его занудства в моём пересказе Света взмолилась – как с ума не сойти?

Ну, оборзел скотина

Я закончила пединститут и два года работала в Л-де стюардессой и переводчиком.
В ноябре 60го  с месяц у отца и Л.И. в Дн-ске обитала, заманенная его приглашением “обсудить дальнейшее”. Говорили о покупке дачи в пригороде столицы, отец интересовался, вошло ли Ховрино в черту Москвы, родственники написали, что комнатка дяди Лёши продаётся за 600р (61го года после реформы).Потом, как обычно, отец впал в раздражение -Думай о том, чем ТЫ будешь за комнату платить! Продай пианино(оно хранилось в Твери в семье дяди), шубку!( это же сколько надежд было связано с крашеным кроликом, который я одну зиму поносила).

Это был уже продуманный разрыв со мной. По-прежнему зудила в нём идея загнать меня в колхоз, зная, что в 59м и 60м я уже  работала стюардессой и гидом-переводчиком в Ленинграде, закончив институт заочно и досрочно, на хорошо и отлично. Ну, оборзел, -шипит и цепляется без поводов.

Деньги на  обратный билет  у меня были отложены.Часть их потратила на поездку автобусом в Мелитополь-7 часов в один конец, чтобы узнать,  куда пропала Светлана(она лежала в больнице в Харькове).

Распутывая сейчас  переписку, я поняла, что приглашая меня обсудить дальнейшие планы, С.В. готовил западню -решение было всё то же, прикрытое лозунгами, сослать в деревню, с глаз долой!Так я тебе и покорилась, изувер!   Мама перед смертью  в марте 52го просила брата не отдавать меня  С.В. и мачехе, её материнское сердце беду чувствовало.

Так и получилось - он источал ложь, Л.И. терзалась нечистой совестью. Но я умела постоять за себя.В письме 59го года спрашивал- за что ты меня так не-на-видишь? Тогда в 46м-49м он  освобождался от исхудавшей от туберкулёза в последней стадии Кати, холёный, бессердечный, выгадывавший на недоплатах алиментов дочери,отказал умиравшей Кате в просьбе оплатить или достать стрептомицин.Я сохранила это письмо. 

Мама была с ним в браке  10 лет и с моего рождения заболела туберкулёзом. Лечением в санатории Симеиз в Крыму процесс был остановлен. Спасая меня в начале войны, попала на территорию немецкой оккупации со всей деревней, мы с мамой и бабушкой едва остались в живых,дед Иван Васильевич там умер от голода. После того, как немцы спалили деревню,мы с мамой, обе как из концлагеря, перебрались сначала  в Калинин к маминой сестре и вскоре к дяде Мише в Ачинск.

Людмила Корина 2.2.17 Генуя