Борода и бесы Толстого

  "Казалось бы, даже малейшая тень трагического прошлого должна насторожить не только единицы, но и всю нацию..."
                  Ван Ли-чжун, китайский философ начала XXI века.

 Вольно или невольно, но возвращаюсь к теме творческого взаимоотношения двух великих "зеркал" России прошлого. В прошлый раз (http://proza.ru/2017/01/28/715) попытался рассмотреть роль мерина в пересечении Л.Н. Толстым сплошной двойной. В конце вновь придется вернуться к этому противоречивому моменту биографии великого гуманиста.

 Ну а сейчас о фактурном. Наши классики отметились в мировой истории не только своими произведениями. Сам образ великих людей России подспудно отпечатывается в сознании следующих поколений. Совмещение творчества и портрета напоминает уникальный дактилоскопический след всей эпохи.

 Не случайно же Репин так ярко, детализируя каждую деталь новой картины, изображает фигуру Льва Николаевича Толстого. Думаю, это не только проявление интереса к внутреннему миру Человека, но и попытка разглядеть тенденцию самой эпохи.

 Изначально взгляд Зрителя останавливается на бороде Льва Николаевича. Невольно, как и нос Гоголя, эта деталь приобретает реально индивидуальные черты. Это вам не бородка нынешнего хипстера. Это Борода! Некое олицетворение внутренней свободы писателя. Отражение широты взглядов, отличия от бород Достоевского и Тургенева, не говоря уж о бородке Некрасова. Борода!

 Но в отличие от Гоголя, отразившем в абсурдистской повести "Нос" выдающуюся часть своего лица, Лев Николаевич как-то не загоняется. Уж не знаю, решился бы ныне Николай Васильевич на ринопластику. Толстому же проще было. Чик ножницами и нет бороды. Но не спешил, давал волю. Как бы предчувствовал, прислушивался к будущему. И точно, бесом откликнулась его Борода. Тут и Достоевский поспешил дополнить духовые томления и предчувствия будущей трагедии. Вернее, множества индивидуальных трагедий, кровавыми ручейками впадающих в общие нечеловеческие испытания. Может быть поэтому так рано поседела Борода великого гуманиста? От стыда за своих наследников?

 Как сам Лев Николаевич относился к социальному и конфессиональному неравенству? Публицистика, особенно касающаяся московской переписи населения в 1882 году, дает четкий ответ. Да и Яснополянская школа указывает на практические шаги в реализации гуманистических взглядов писателя.

 А вот с чертой оседлости, из которой, по утверждению одного из потомков великого гуманиста, выскочили "некто" в семнадцатом, чуть посложнее.

 Сейчас оживился интерес к взгляду Толстого на "еврейский вопрос". В интернете соответствующая статья. Но нельзя обойти стороной и публикацию некого Лазаря Фрейдгейма "Кто выдал эссе "Что такое еврей?" за работу Л. Толстого?"

 Тут же вспомнили и про позицию Льва Николаевича по отношению к знаменитому в то время "делу Дрейфуса". Опять все на тоненького. Мне же некстати вспомнился недавний призыв министра обороны Израиля Авигдора Либермана к французским соотечественникам.  Или кстати? Дрейфуса же в конце концов оправдали.

 Думается, хоть и был Толстой великим гуманистом, но все же не до конца и он избавился от "родимых пятен" своей эпохи. Как отражение позиции просвещенных европейцев Средневековья к рядовым жителям британских колоний. Но это оценочное, сугубо индивидуальное мнение старого хиппи.

  Возможно, что то, ещё маленькое "родимое пятнышко" великого гуманиста стало ныне побольше. Да и с обратной стороны вдруг отразилась Борода. Зеркало, куда от него денешься?

 А вот научит ли горький опыт прошлого не только индивидуума, но и всю нацию? Избежит ли она повторения?

 Страшно сейчас просто читать о юденратах. Но что интересно,  в эпоху Третьего рейха во Франции их не было. Надеюсь, что даже с приходом здесь к власти улыбчивой крашенной блондинки, неуловимо напоминающую образом одну нашу даму , ситуация не изменится.

 Борода, как ты думаешь, обращаюсь я к хайрам великого Толстого.

 *Хайр-философское и этическое противопоставление злу.

 В свое время семья Толстых приобрела несколько фотоаппаратов. Предполагают, что сам Лев Николаевич не только "зеркало революции", но и основоположник селфи. А эту фотографию, где граф сидит с художником Репиным, скорее всего сделала Софья Андреевна.

 

 

 

 

 


Рецензии
Очень вы сильно заэзопили факт прощения А. Борода слов П, Толстого.
Мне очень не понравилось то, что некоторые блогеры еврейской национальности стали делить евреев на правильных и не правильных. Так ещё стали аналогии проводить с нацистской Германией.
Мне кажется , что в голове у этих блогеров полный Мордер корни кинул.
Согласно их нормам совести КАЖДЫЙ еврей обязан быть в оппозиции российской власти.
Ну это же полный дурдом, когда эти слесари-гинекологи политической совести вешают ярлыки .

Нелибер   02.02.2017 18:53     Заявить о нарушении
Только борода классика, как образ, как некий бренд.

И никаких аналогий. Все совпадения случайны.

Евгений Садков   02.02.2017 19:01   Заявить о нарушении
Так и в моей рецензии борода только бренд.
Бренд солидарности и единения российского еврейства.

Нелибер   02.02.2017 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.