Красная орденская лента

Вадим Светашов
Красная орденская лента.

                Мальчишки с нашей улицы догнали меня на велосипедах, когда я возвращался домой с работы. Один из них первым подлетел ко мне, тормозя ногами о землю, и едва не перевернулся. Он поднял облако пыли, но всё же устоял, и тут же к нему подъехали ещё двое точно таких взъерошенных друзей. Я  только недавно переехал в новый дом на этой улице, почти не знал и взрослых соседей, а пацанов узнавал только в лицо.
                -- Дяденька Кузьмич, мы знаем, что Вы самый важный лесничин в наших краях, значит, про лес обязаны всё знать – обратился ко мне велосипедист, отряхивая кепкой пыль с широких штанов, прихваченных снизу бельевой прищепкой.
                -- Во первых, для вас я не Кузьмич, а Вадим Кузьмич – медленно проговорил я -- во-вторых  должность моя в лесхозе называется главный лесничий, а в третьих, что бы такого вы хотели у меня узнать, чего не знают другие?
                -- Серьга, доставай! – скомандовал первый мальчишка.
                Один из велосипедистов снял кепку и достал из неё газетный лист, свёрнутый несколько раз. Медленно развернул его, и я увидел серую бабочку. Пыльца с её верхних крыльев стёрлась и осыпалась, поэтому сразу понять, что это за бабочка не представлялось возможным. Хотя, конечно, было ясно, что это ночная бабочка и относится она к шелкопрядам или совкам. Я попытался двумя спичками раздвинуть верхние крылья, чтобы разглядеть нижние, но не получалось: бабочка успела засохнуть.
 
                -- Рассказывайте, где вы её нашли, и что собираетесь с ней делать.   
                -- Вчера мы втроём поехали за бойню за маслятами. Поискали на опушке вдоль поля, но нашли только немного синявок и три червивых старых маслёнка. Тогда Ванька сказал, что надо забираться глубже в лес, в старый сосняк. Мы и поехали по дорожке. Походили между редкими толстыми соснами, но набрали совсем мало. Тогда начали дурачиться и на спор метать ножи в деревья. У Серьги лучше всех получалось…
                -- А когда я воткнул ножик в осину – перебил говорящего Серёжка – и побежал его вытаскивать, она и окажись рядышком с ножиком. Как вылетит, как полыхнёт красным! Я даже немножко испугался!
                -- Ага, немножко – засмеялся Ваня  -- то-то с перепугу в мох уселся, и бабочку чуть не упустили. Ладно, Генка у нас глазастый уследил за ней и заметил, куда она села.
                -- А я, дядя Вадим – вступил в разговор Гена – вначале подумал, птенец какой у Серьги из-под рук вылетел, вот и следил за ним, пока он на осину не сел.  Только чудно как-то показалось – не на ветку сел, а на ствол.  Мы пошли смотреть, что это за чудо такое. Серьга даже ножик забыл из дерева вытащить, пришлось ему возвращаться. Подходили тихонько, чтобы не спугнуть. Шага на три подошли, а никого не видно, я уж думал, улетел птенец-то.   
                -- Ага, думал он, а сам первый увидел – опять засмеялся Ваня – пальцем показывает на осину, шипит чой-то, а глаза круглые-е. Тогда и мы увидели. Кора-то у большой осины серая, вся в трещинах, а к ней бабочка прицепилась, тоже серая с разводами, вот её почти что и не заметно.  Серёга долго думать не стал и накрыл её кепкою. А потом вытащил из кармана кусок газеты, свернул его несколько раз, и бабочку внутрь засунул.
                -- Мы такую бабочку никогда не видели и решили показать её учительнице биологии, она у нас разбирается – это уже снова Гена.  Потом мы заехали в сосновые посадки, а там маслят полно, правда, червивых много, но всё равно неплохо нарезали. Приехали домой, грибы оставили и покатили в школу. В учительской нам сказали, что биологичка в отпуске (была середина июля) и уехала куда-то. Вот и всё. А сейчас мы Вас увидели и подумали, что Вы уж точно всех лесных бабочек знаете, и расскажете нам про неё.
                -- Знаете, ребята, по этой сушёной и облезлой мумии я могу определённо сказать только то, что это ночная бабочка из рода совок. Чтобы определить вид бабочки, мне необходимо посмотреть нижние крылья, а это невозможно сделать, не отломив верхнего  крыла.
                -- Ну, так ломайте, всё равно она никуда не годится!
                Я двумя спичками принялся  осторожно раздвигать верхние крылышки. Они медленно поддавались, как вдруг одно с треском отлетело. Показалось нижнее крыло, состоящее из двух широких, чередующихся малиновых,  и двух чёрных полос. Край крылышка окаймлён узкой волнистой белой полоской.
                -- Вот теперь я с уверенностью могу назвать бабочку. Это красная орденская лента. Иногда её ещё называют малиновой орденской лентою. В некоторых областях центральной России она занесена в красную книгу, то есть, не разрешена к отлову, как редкая бабочка. У нас она не редкая, но не многочисленная. Если правильно расправить крылья, их размах будет как полтора спичечных коробка. Летает только ночью и в сумерки. Гусеницы этой бабочки питаются листьями, в основном осиновыми и поэтому приносят некоторый вред лесному хозяйству, хотя осина и не считается ценным деревом. Приходите вечером, я покажу вам цветной определитель наших бабочек, и научу, как правильно расправлять крылья бабочек и как засушивать. Вы можете в подарок школе за лето собрать неплохую коллекцию.