Тайна, покрытая мраком невежества

Анна Поршнева
Сегодня, 2 февраля, конечно же, вспоминают тайну перевала Дятлова. Но я вам о другой тайне рассказать хочу. А ваше дело решать, были ли вызваны трактовки этих двух страшных происшествий одной и той же причиной - страхом неизвестного и неизвестных, или нет.

Итак, в мае 1892 года где-то в Вятской губернии одна милая девушка по имени Марфа Головизнина отправилась к своей бабушке через лес.
Нет, волка она не встретила, но по пути ей попалось нечто страшное, которое сперва она, как страшное, не опознала. В трети версты от окраины своей деревни она обнаружила мужчину, лежавшего ничком поперёк тропы. Голова и плечи мужчины были закрыты полой армяка. "Пьяненький!" - подумала девушка и прошла мимо. Но на следующий день, 6 мая, возвращаясь домой, она увидела, что тело на месте. Армяк теперь был надет на тело, а не наброшен и ясно было видно, что у мертвеца на месте головы зияет кровавая яма.  Девушка побежала домой и всё рассказала, ее отец вызвал полицию.

Следователи установили, что убитым являлся крестьянин Казанской губернии Конон Дмитриевич Матюнин, который промышлял на жизнь нищенством и слыл в окрестностях малость тронутым. При вскрытии выяснилось, что, кроме головы, тело лишено легких и сердца, а вся кровь из него выпущена. В народе поползли мрачные слухи. Главным образом, обвиняли удмуртов, приносивших кровавые жертвоприношения своим родовым богам.
Арестовали группу крестьян из села Старый Мултан и предали суду. На суде один широко известный этнограф яркими красками описал обычаи ритуального убийства, распространенные у коренного населения. Жертвы приносились богу по имени Карабон, по одним свидетельствам, или Киримет - по другим.
Первый суд присяжных осудил удмуртов. Также осуждены они были и вторым судом. И только когда дело вызвало широкий резонанс, и его принялся активно освещать в прессе сам Короленко, а за защиту взялся Кони, крестьян оправдали.
И вот если бы дело остановилось на этой отметке, то оно по праву осталось бы таким же загадочным, как дятловское. Обезглавленный и обескровленный труп, несомненно, породил бы массу таинственных теорий.

Однако время в этом случае не только не напустило туману, а, напротив, сделало тайное явным. Через год после последнего суда нашли в болотине останки головы несчастного. А вскоре на исповеди один из крестьян соседнего русского села признался, что с целью завладеть землями удмуртов он, вместе со своим другом, совершили убийство, обставили его, как ритуальное, и специально принялись распускать темные слухи. Имена этих крестьян, в то время еще живых и здоровых, были раскрыты много позже, уже в советское время.
Но до сих пор некоторые исследователи говорят: а вдруг все-таки правда? Вдруг то была жертва темному вотякскому богу, а русские гуманисты просто были слишком гуманны, чтобы представить всю глубину невежества виновников?
В общем, как ни крути, а виновато оно, невежество. Вот и в тайне перевала Дятлова нас тоже смущает прежде всего тот мрак неведения, которым ее окружили следственные органы, и который так усиленно сгущают (декларируя, что пытаются развеять) средства массовой информации.
А побольше обо всем этом можно узнать, набрав в поисковике "Мултанское дело".

Надо сказать, что и я подумывала о рассказе по этому поводу с мрачными потусторонними силами. Но у меня в результате появился рассказ "Единственный", который совсем о другом.