Вы хотите меня облапошить

Сергей Марфин
Всяких встречал людей в нотариальной конторе и за ее пределами. Но такое... впервые.       

Эта сцена, поразившая своей неординарностью (мягко сказано), произошла у меня на глазах. Ожидая развития сюжета, я записал часть ее на диктофон и передаю почти дословно.

Место действия: нотариальная контора.
 

Действующие лица:

Клиент – крепкая на вид женщина. Причина визита: вступление в наследство.

Нотариус – видавшая не одну крепкую на вид женщину.

Сопровождающий клиента – скромный, худой мужчина, сидящий на скамейке.

Автор – приехал к концу рабочего дня, как делает это постоянно.
 


Пролог
 

Некая дама в возрасте пришла в контору с заявлением о принятии наследства. Оно заключалось в 1700 рублях, хранившихся на вкладе. Нотариус честно предупредила клиента, что оформляя наследство, она потратит энное количество средств. И задала вопрос, имеет ли смысл что-либо предпринимать? Пояснила, что сейчас она заплатит за заявление о принятии наследства и постановление, затем, после ответа из Сбербанка, по истечении шести месяцев со дня смерти наследодателя, за свидетельство о праве на наследство. От 1700 рублей останется всего ничего.
 

Акт первый
 

Ремарка: Действие происходит в коридоре, где размещена информация о тарифах. 


16 листов с информацией о пошлинах/тарифах, утвержденных Белгородской областной нотариальной палатой.
 

Клиент: Вот это я прочитала, а Вы сказали мне 700 рублей.

Нотариус: Это один документ! Смотрим дальше, второй документ – прочие нотариальные действия…

Клиент, перебивая: Я даже купила вот это, по нотариусу (показывает брошюру), и тут даже таких расценок нет! Я все просмотрела.

Нотариус: Вот перед вами документ…

Клиент: Да это можно хоть что напечатать. 700 рублей за то, чтобы получить…

Нотариус: Мне все равно будь то миллион, или сто тысяч…

Клиент: Вы специально, для того, чтобы я не получила наследство…

Нотариус: Ну, спасибо!

Клиент: Я буду жаловаться!
 

Акт второй
 

Ремарка: Нотариус уходит в кабинет. Клиент продолжает возмущаться. Здесь в разговор вступаю я.
 

Автор: Сомневаясь в чем-то, Вы подозреваете нотариуса…

Клиента: Нет, я не сомневаюсь, но заплатить700 рублей за то, чтобы получить 1700…

Автор: Я понял, я слышал. Дело в том, что когда наследник приходит за денежным

вкладом, ему советуют узнать, стоит ли его получать потому, что стоимость

оформления может оказаться больше того, что Вы получите. Смысла ни

малейшего. И Вам это обидно.   
 

Ремарка: На скамеечке в коридоре сидит молчаливый мужчина, пришедший с наследником. Монолог клиента одновременно обращен к нам обоим.
 

Клиент: Я заплачу 700 и получу тысячу рублей.
 

Ремарка: Она еще не знает, что впереди ее ждут и другие расходы.
 

Автор: Вы можете жаловаться, но я Вам не советую. Вы можете оказаться смешной в третьих глазах.

Клиент: Ну почему, у нас же есть правительство. Как правительство такое допускает?

Автор, повторяя сказанное: Вы будете выглядеть смешной.

Клиент: Ну, пусть ответят, что это правда…

Автор: Правительство ответит, да… Сошлются на множество статей из разных законов…

Клиент: Что это такое, в нотариате написано…
 

Ремарка: В очередной раз демонстрирует брошюрку для «начинающих» клиентов.
 

Автор: Рекомендую отнести эту книжечку в туалет…

Клиент: А Вы это записали, что сказали?

Автор: Конечно!

Клиент: Включите, пожалуйста, я хочу услышать…

Автор: Я никому ничего не должен включать. Эти брошюрки пишут для того, чтобы люди

имели общую картину…

Клиент: Получается, что человек не может получить наследство, что кто-то на это

положил лапу… Правильно? Куда-то передает нотариус. Я вот не получила

своего наследства 1700, другой не получил 2000, куда-то эти деньги, на чей-то

счет переходят они?

Автор: У вас что-то с головой, Вы это серьезно?

Клиент оживившись, улыбаясь: С сердцем, да, с головой - нет…

Автор сомневаясь: Вы готовы обвинить всех…

Клиент: Почему надо заплатить 700 рублей, чтобы получить…

Автор: Это по закону…

Клиент: Интересный закон у нас получается… очень интересный.

Автор: Это не у нас, не у нотариуса, именно в России.

Клиент: Кто-то же пишет эти законы, куда-то же деньги переходят, на чей-то счет

Автор: Какие деньги?

Клиент: Я не получу 1700 рублей потому, что меня поставили в такие условия, они

уйдут…

Автор: Вас государство поставило в такие условия. Так Вы государству жалуйтесь на

государство.

Клиент: Ну придется… В Белгороде есть нотариальные… в Москве есть… куда-то деньги

деваются, если их не могут получить.

Автор: Конечно, деваются…

Клиент: А потом некоторые нотариусы строят церквя.

Автор: Это еще один камешек в огород нотариуса.

Клиент: Почему же, я не сказала, что она…

Автор: Мы же стоим на ее территории…
 

Вмешался сопровождающий: Она явно не построит храм…
 

Клиент: Понятно, понятно! Этого разговора нет. Вы являетесь ее мужем, поэтому вы

бегаете с датчиком (диктофоном С.Ч.)?

Автор: Я не бегаю с датчиком, я – журналист, имею право писать обо всем, и ваша

история будет записана. Я не указываю фамилий, просто описываю факт.

Клиент: Вот видите, вы работаете при своей жене, Вы, наверное, зарплату получаете?

Автор: Я здесь не работаю.

Клиент: А как не работаете? Я два раза приходила и Вас видела. Значит, работаете

при ней. Потому что она хорошо получает, чтобы Вам заплатить. А я не могу

получить 1700 рублей на книжке.

Автор: Я балдею от Ваших слов, от Ваших выводов.

Клиент: Это же неправильно!

Ремарка: Сопровождающий пытается что-то ей пояснить.

Клиент: Само свидетельство стоит 700 рублей. Потом придет ответ с Воронежа, и

получится, что сделано все, чтобы лишить человека полностью этого наследства.

Сопровождающий пытается утихомирить клиента: Ей дают команду, она… делает…

Клиент: Мы все-таки напишем, как нас простых людей… с человека взять за наследство 1700 рублей… Это же смешно!

Автор: Вы пишите в Госдуму, Путину, Медведеву… Посмотрите проект нового Закона о

нотариате, если найдете, вообще упадете.

Клиент: Издевательство над людьми, полнейшее

Автор: Вы не по адресу обращаетесь, это издевательство не со стороны нотариуса, а со стороны государства.
 

Акт третий
 

Клиент: Я буду писать жалобу в связи с тем, что с нас запросили 700 рублей. Мои деньги я же должна получить, что остались от мамы. Я оставлю документы…

Нотариус: Пока Вы не заплатите пошлину, кстати, не 700, а 750 рублей, мы ничего не   

будем делать.

Клиент: Почему, мои-то деньги я должна получить, которые у мамы остались? Я

проплачу, но напишу непременно, жалобу. Сначала в Белгород, а потом – в думу.

Вы мне квитанцию дадите?

Нотариус: Нотариус не торговец и квитанций не дает. Все тарифы указаны в

документах и в реестре, где Вы будете расписываться.

Клиент: Я заплачу свои деньги, и мне даже квитанцию не дадут?

Нотариус: Прежде чем что-то делать, нотариусу платят пошлину, таков закон.

Клиент: А как я покажу, что с меня взяли такие деньги?

Нотариус: Те, кому вы будете жаловаться, прекрасно знают эти тарифы.

Клиент: Я поняла, что главное – с человека забрать все деньги.

Нотариус: Ну и неправильно, будь у Вас миллион, я взяла бы точно такую же пошлину.

Клиент: Чо неправильно. Я должна получить 1700, а 700 должна сейчас заплатить.

Нотариус: Это еще не все, Вы заплатите за свидетельство 300 рублей, в итоге – 1050, поэтому думайте, стоит ли Вам заводить дело.

Клиента: Мне кажется, что этот вопрос Вас больше всего интересует, именно, чтобы не заводился человек и не получил наследство. Вы меня поставили в такое положение, чтобы я их не получила.

Нотариус: Деньги уйдут государству. Я – государственный нотариус.

Клиент: Вы – коммерческий нотариус!

Нотариус: Мы все работаем как государственные, от имени государства, по его пошлинам.

Клиент: Там (видимо в брошюрке) написано, что Вы были государственными, а сейчас все коммерческие.

Ремарка: Клиент путает понятия «частнопрактикующий нотариус» с предпринимательской или коммерческой деятельностью.

Клиент: ну как это? Человека облапошить полностью?

Нотариус: Хватит меня оскорблять, выбирайте выражения.

Клиент: Я никого не оскорбляю, я возмущаюсь!

Ремарка: Далее идет диалог с повторами на слегка повышенных тонах, с автором, нотариусом, упоминается нехороший секретарь.

Эпилог

Нотариус: Итак, что мы делаем?

Клиент: Вы меня поставили в такие условия, что либо я должна отказаться, либо…

Нотариус: Это Ваше право, а не обязанность.

Клиент: Я пойду в другое место.

Нотариус: Нет, не пойдете, территория у нас закреплена приказом областной нотариальной палаты. Жду Вас 13-го к 10.00. Все понятно? Обговорили?

Клиент: Обговорили!